Файл: Теории происхождения государства (ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Происхождение государства в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает: или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс; или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Особое значение придается изменениям в структуре организации общества. В период распада первобытнообщинного строя и угрозе его ослабления появляется необходимость в особой силе, регулирующей деятельность общества и обеспечивающей его целостность. С этой целью возникает государство. В условиях углубления социального расслоения населения государственный аппарат оказывался в руках высших слоев общества, нередко использующих власть в своих интересах.

В дальнейшем необходимость возникновения государства обуславливается всей совокупностью причин общенационального порядка. Государство выступает как выражение общности граждан и приобретает при этом некоторую степень относительной самостоятельности. Оно функционирует, при этом подчиняясь внутренним закономерностям своего развития. В каждой отдельной стране общие закономерности развития государства проявляются неоднозначно. Исходя из этого, теория государства и права формулирует и открывает наиболее общие закономерности развития и существования государства, используя результаты исторических и юридических исследований. В рамках теории государства и права заинтересованность в изучении этого общественно-политического явления в последнее время лишь растет. Сейчас становится актуальным всестороннее раскрытие многогранного социального значения государства, его структурной и территориальной организации.

В работе будут рассмотрены причины и принципы возникновения государства, основные теории его происхождения, которые отличают государство и первобытное общество и выделяют в качестве специфической именно проблему возникновения государства.


Цель исследования - изучение причин и предпосылок возникновения государства и права, определение отличий права от социальных норм первобытного общества и отличий государства от иных институтов власти.

Объект исследования – общественные отношения, которые возникают в процессе происхождения государства.

Предмет исследования –характеристика и сущность происхождения теорий государства.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- раскрыть роль процесса происхождения государства

- выявить причины многообразия теорий происхождения государства

- раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;

- выявить достоинства и недостатки данных теорий в оценках современных ученых-правоведов.

Теоретическая основа исследования. Проблема образования государства и права в научной литературе освещена достаточно полно. Вопросам преобразования институтов управления первобытного общества в органы государственной власти в целом пристальное внимание уделяли исследователи права, среди которых особо следует выделить В.П.Алексеева, А.И.Першиц, А.П.Бутенко, А.Б.Венгерова, Т.В. Кашанина и др., в работах которых выполнен глубочайший анализ теоретических и практических проблем происхождения государства.

Методической базой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы:

- систематизация;

- обобщение.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью более тщательного исследования проблем становления и развития государства и права. Исследование внутренней закономерности развития государства, в его взаимодействии с правом в каждой стране, позволяет выявить наиболее существенные недостатки в вопросах образования государственности, сформировать неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Материалы могут быть использованы в лекционной работе, научных исследованиях, в изучении вопросов исторического, экономического и политического развития в теории государства и права.

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

1.1. Социальная организация первобытного общества

Долгое время общество существовало без государства, но мы точно знаем, что человек являлся существом социальным. Человек и общество были неразрывно связаны между собой. Выжить в одиночку человеку было невозможно, так как шла постоянная борьба за существование [15].

Первобытные люди образовывали сообщества для совместной добычи пищи, средств существования и орудий труда. Сначала люди объединялись в небольшие группы, позднее, когда люди освоили более совершенные орудия труда и научились строить общие жилища, стали образовываться родовые общины. Родовая община – это общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавляли семейную общину самые авторитетные, мудрые и опытные добытчики пищи, знавшие законы и ритуалы, т.е. лидеры. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Далее родовые общины стали объединяться в более крупные образования – племена и союзы племен [1].

Хозяйственный уклад первобытного общества характеризуется присваивающим типом экономики. Существовало разделение труда по половому и возрастному признаку. Первобытные люди продукты не производили, а добывали во время охоты, рыбной ловли и собирательства. Поэтому они были полностью зависимы от окружающей природы.

Экономика первобытного общества представляла собой совместный труд всех членов общины, общественную собственность на все орудия труда и добытые продукты. Все приобретенные продукты распределялись между членами общины поровну, даже если человек охотился или ловил рыбу один [6].

Присваивающая экономика позволяет удовлетворять только минимальные потребности общества при максимальных усилиях. Все экономические отношения заключаются в производстве материальных благ и их потреблении. Государство и право – это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах самоуправления. Власть носила общественный характер, т.к. исходила от общины, которая сама сформировывала органы самоуправления.


В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы [14].

Общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами общины. Принятые на собрании решения носили общеобязательный характер. Но общие собрания созывались редко, только для решения наиболее важных и чрезвычайных проблем [4].

Для непосредственного управления жизнью общества на общем собрании избирались один или несколько старейшин. Старейшина являлся лидером в сообществе, первым среди равных соплеменников и руководил жизнедеятельностью рода. Но он занимался не только управленческими функциями, он также как и все участвовал в материальном производстве. Должность старейшины была сменяемой: как только в общине появлялся более умный и опытный человек, он заменял старейшину. «Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой – должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал со всеми и получал свою долю, как и все» [12].

На случай военных действий род назначал военачальника. Ритуальные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, так как первобытный человек был частью природы и зависел от природных сил и верил в то, что их можно задобрить, чтобы они были благосклонны к нему. Старейшины родов, военачальники и жрецы формировали совет племени. Он собирался открыто, на нем имели право присутствовать и другие члены племени. Совет разбирал общие вопросы для всех родов племени [11].

Специального аппарата управления и принуждения в первобытном обществе не существовало. Также не было специализации, взрослый член рода мог выступать и охотником, и военным, и производителем орудий труда. Все занимались. Никто не мог быть освобожден от участия в материальном производстве. Поэтому людей, которые бы занимались лишь управленческой деятельностью, не существовало [16].

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны такие особенности:

  • общее собрание членов общины осуществляло верховную власть; мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
  • внутри общины не существовало аппарата, осуществляющего функции управления на профессиональной основе. Лидеры, которых смещали, в дальнейшем не имели никаких преимуществ и становились обычными членами общины;
  • власть в общине основывалась на авторитете и уважении народа;
  • род выступал органом защиты всех своих членов; за убийство члена общины назначалась кровная месть [7].

Итак, главными чертами власти в первобытном обществе являлись выборность, сменяемость срочность, отсутствие привилегий и общественный характер. Власть носила демократический характер, что было возможно в условиях равенства всех членов общины, отсутствия каких-либо имущественных различий между ними.

Государство создается в целях обеспечения общесоциального регулирования общественных отношений для того, чтобы освободить человека от порабощения и зависимости от других членов общества и его полноценного развития как личности. Но такого уровня развития государство достигает не сразу. На самых ранних стадиях своего развития государство представляет собой довольно примитивную организацию общества, сущность которой состоит системе органов принуждения, которые осуществляют классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство может обеспечивать народовластие, экономическую и личную свободу человека [15].

Аппарат государственного управления формировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому можно сделать вывод, что власть оказалась в руках родоплеменной знати, из которой образовался господствующий класс – чиновничество, которое эксплуатировало остальную часть общества.

Всю совокупность предпосылок возникновения государства делят на несколько групп. Одними из самых важных предпосылок являются экономические предпосылки [3].

Государство образовалось вследствие произошедшей в первобытном обществе «неолитической революции». В чем заключалась сущность данного явления? Для того чтобы удовлетворять свои потребности человеку пришлось перейти от присваивающей экономики (присвоение животных, растений) к производящей, то есть к настоящей трудовой деятельности. Она направлена на самостоятельное преобразование окружающей среды для проживания и производства пищи, создания новых форм и видов растений и животных.

Также можно выделить социальные предпосылки. Например, появляется запрет инцеста (кровосмешения), то есть браков внутри рода, возникновение групп и слоев общества, различных по своему имущественному, политическому и социальному положению [5].

В чем же состояли главные причины появления государства в первобытном обществе?

1) Возникла необходимость создания системы управления обществом, исходящая из его усложнения. Оно было связано с развитием производства и трудовой деятельности у людей. Происходило появление новых отраслей, разделение труда, изменение процесса распределение произведенного продукта, выделение социальных структур, рост численности населения. Старый аппарат управления уже не стравлялся со своими обязанностями и не мог обеспечить успешного руководства всеми этими процессами [9];