Файл: Теории происхождения государства (ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Основные причины многообразия теорий происхождения государства

Современный человек практически не может представить свое существование вне государства. Однако следует помнить о том, что в истории человечества были времена, когда данный социальный институт отсутствовал. Момент возникновения государства соотносится с разложением первобытнообщинного строя. Процесс образования государств различался в зависимости от конкретных исторических условий, также часто зависел от природно-климатических и других особенностей [13].

На разных этапах развития научной мысли был создан целый ряд теорий, делающих попытки объяснить возникновение государства. Возникает вопрос: что послужило причиной наличия плюрализма различных мнений? Данное поясняется тем, что каждая концепция отражает взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на процесс возникновения и развития государства. Эти мнения и взгляды основываются, исходя из личных, а также различных экономических, политических и других интересов [4].

Д.В. Мазарчук называет следующие причины такого многообразия. В первую очередь, по его мнению, причина кроется в том, что сам процесс происхождения государства, сложен и неоднозначен. Плюрализм взглядов различных ученых возникает ввиду их противоречивых экономических, политических и иных интересов. Вторую причину он видит в намеренном искажении процесса первоначального или дальнейшего возникновения государства под влиянием каких-либо условий или иных соображений. И наконец, третью, в намеренном или непреднамеренном дозволении смешения, но только в некоторых случаях случаев процесса возникновения государства с другими схожими с ним процессами [11].

Делая акцент на последнюю причину, В.В.Кожевников утверждал, что вопрос о возникновении государства часто смешивается с вопросом «об обоснованности государства». Несомненно, это совершенно два различных вопроса, но, по мнению В.В.Кожевникова, они имеют и схожие черты. И тогда становится ясным вопрос о зависимости повиновения государству и его непосредственного происхождения [10].

Отсюда он делает вывод, что теоретическая проблема о происхождении государства имеет в какой-то степени и политический характер. «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод»2. В этом автор видит одну из причин многообразия различных теорий.


По мнению, профессора В.В. Оксамытного множественность в теориях и направлениях, концепциях и школах, пытавшихся объяснить процесс происхождения государственной власти, вызывается, в частности:

- неадекватностью философско-идеологических воззрений их представителей;

- различиями в развитости той или иной формы государственности, которая выступала в качестве предмета изучения и обобщения;

- общественной и общественно-политической заданностью концепции, т.е. тем, что собственно оно устремлялось запечатлеть либо найти оправдание;

- уровнем развития самой человеческой цивилизации и степенью ее общего познания [12].

Потребность в таком многообразии исследования процесса возникновения государства объясняется тем, что в том и другом случае существуют разные условия возникновения и развития данного процесса, далеко не одинаковые причины возникновения этого явления, значительно отличающиеся друг от друга закономерности их становления и последующего развития.

Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что на ранних этапах развития общества решающую роль играли объективные, естественные факторы. А уже на следующих стадиях развития государственной системы, при смене одних отживших свой век государств другими вновь возникающими государствами помимо объективных факторов важную роль стали играть и субъективные факторы [18].

Люди всегда пытались познать и объяснить окружающий мир, в том числе и общественную, и, в частности, юридическую действительность. С древнейших времен появляются самые разные политико-юридические теории, которые продолжают создаваться и в настоящее время [16]. По мнению профессоров В.В. Лазарева и С.В. Липеня, многообразие концепций о происхождении, назначении, функционировании и развитии государственных явлений объясняется различным исторически определенным уровнем развития общественных наук в тот или иной период времени. Также многообразие обусловлено различными позициями ученых, их мировоззренческими взглядами, наконец, своеобразием гуманитарного знания, проявляющейся, к примеру, в возможности существования различных взглядов, которые значительно отличаются друг от друга и иногда трудно согласуются между собой [8].

На данный момент существует много версий происхождения государства. Анализируя мнения различных правоведов, можно сделать вывод о том, что причины такого плюрализма взглядов совершенно различны. Но если обобщить позиции каждого, то получается, что многообразие теорий связанно с тем, что у различных народов формирование государства шло разными путями [14]. А также оно зависело от того времени, в котором проживал мыслитель. Ведь как писал один из самых блестящих мыслителей, исследователей сущности государства, К. Шмитт, государство есть понятие, тесно взаимосвязанное с конкретной эпохой.


ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

3.1. Классификация теорий происхождения государства

Ученые всегда стремились найти общие закономерности возникновения различных теорий. В настоящее время имеется большое количество концепций, которые разъясняют и описывают процедуру происхождения государства. Но для того, чтобы структурировать знания, касающиеся вопроса происхождения государства, приведем классификацию основных теорий [3].

В первую очередь, ученые выделяют теологическую теорию происхождения государства. Свое развитие теория получила в эпоху средневековья и основоположником этого подхода принято считать Фому Аквинского (1225-1274). Суть теории, по мнению доктора юридических наук, профессора А.В Малько, заключается в том, что государство – продукт сотворения Бога, а государственная власть – продолжение божественной власти, но уже на Земле. Согласно принципам божественной власти, граждане обязаны полностью подчиняться правителю. Непослушание правителю государства тождественно непослушанию Богу [15].

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям этой теории можно отнести философа Древнего Китая Конфуция, древнегреческого мыслителя Аристотеля, английского мыслителя Р.Филмера и русского юриста И.В. Михайловского. Согласно этой теории, государство - заключительный этап формировании семьи в процессе истории. Формирование семей вследствие объединения людей и увеличение количества таких семей приводит, в конечном счете, к возникновению государства. Согласно такой концепции, власть государя рассматривается в качестве неограниченной власти отца в семье. Можно сказать, что государство само есть семья [13].

Договорная теория. Данная концепция получила свое развитие в эпоху Просвещения. К ее сторонникам относятся Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и А.Н. Радищев. По их мнению, государство формируется народами, основываясь, на добровольном договоре с целью обеспечения всеобщего блага. Так Т. Гоббс считал, что общество до заключения договора находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить, друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Представители договорной теории видели в договоре предпосылку создания государства, при том, что такого рода документа не было обнаружено [5].


Теория насилия. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838–1909); немецкий социалист К. Каутский (1854–1938) и др. Данная концепция объясняет происхождение государства процессом завоевания одних народов другими. В частности, Л.Гумплович утверждал, что в истории не таких примеров, которые рассказывают о возникновении государства, как не иначе его создание путем насилия, порабощения одних народов другими [9].

Расово-антропологическая теория. Сущность государства, по мнению сторонников данной теории, заключается в обеспечении господства одной расы над другими. Доктор юридических наук, профессор Л.П. Рассказов, основываясь на этой концепции, определяет государство как «инструмент господства одной расы над другой». Так как люди по своей природе не равны, то они образуют высшие и низшие расы. Высшие расы выступают в качестве создателей государства как организации управления низшей расой, поскольку последние не способны иметь свою цивилизацию [16].

Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816–1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900).

Органическая теория. Она получила наибольшую известность в XIX столетии. Но еще древнегреческий мыслитель Платон в своем трактате «Государство» отождествляет понятия «государство» и «организм человека». Основным же представителем данной концепции принято считать английского мыслителя Г. Спенсера (1820–1903), в своей работе «Основы социологии» он говорит о том, что государство – природный организм, а не изобретение человеческого разума. Согласно его взглядам, государство появляется вместе с возникновением людей и улучшается по мере собственного развития, как и организм человека, то есть растет, размножается и умирает. Государственная власть выступает в качестве средства для достижения определенных целей людей [3].

Материалистическая (классовая) теория. Основные положения данной концепции излагаются К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895). В частности, Ф.Энгельс в своей работе ««Происхождение семьи, частной собственности и государства» решает вопрос о его возникновении. Он говорит о том, что государство – это диктатура господствующего класса. Согласно классовой концепции, государство возникло в силу экономических факторов – общественного разделения труда, появления частной собственности, разделения общества на классы. Данные условия и побудили разрушение, а затем абсолютное исчезновение первобытнообщинного строя, а в дальнейшем возникновение государства как учреждения экономически главенствующего класса. Данную точку зрения поддерживают и большинство современных ученых. В частности, доктор юридических наук, профессор В.В. Лазарев считает, что в основе возникновения государства коренятся материальные условия и только материальная теория имеет под собой строго научные основы [13].


Ирригационная (гидравлическая) теория. Автором ирригационной теории возникновения государства принято считать немецкого ученого Карла Августа Виттфогеля (1896–1988). Согласно его концепции, государство возникает из необходимости организовать большие массы для строительства ирригационных сооружений. Ирригационные работы нуждались в определенной подготовке и требовали специальных навыков. Их выполняли люди, которые были способны управлять оросительными постройками. В дальнейшем они и стали одними из первых государственных служащих. Таким образом, на формирование государства характерное воздействие оказал ирригационный фактор [17].

Психологическая теория. Данная концепция родилась еще в Древнем Риме. Политический деятель того времени Цицерон (106–43 до н. э.) утверждал, что люди объединились и создали государство исходя из своей врожденной потребности жить вместе. Истоки непосредственного создания государства лежат именно в психике людей.

Но родоначальником психологической теории по праву считается профессор Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867–1931). Он объясняет государство особыми свойствами человека и стремлением к поиску авторитета. А основной причиной возникновения государственной власти считает постоянную зависимость людей в первобытном обществе от авторитета их вождей, страха перед магической силой колдунов. Следовательно, государство возникает вследствие чувств и переживаний людей, а не порождается материальными условиями жизни [4].

Либертарно-юридическая теория. Данная концепция основана на свободе, как основном элементе государства. Основным представителем данной теории является доктор юридических наук, профессор В.С. Нерсесянц. По его мнению, государство и право возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого согласно собственной сути метода осуществления свободы людей в их социальной жизни .Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что государство возникает не для насилия, а для признания и защиты свободы в той форме и мере, в какой вообще это возможно [14].

Теория инцеста. Создателем данной теории является французский социолог и этнограф Клод Леви-Строс (1908–2009). Согласно его взглядам, изначальным общественным условием в выделении человека из мира природы, структуризации общества и происхождения государства явился действовавший в варварском мире вето инцеста. Для реализации данной цели создавались специальные органы, которые следили за осуществлением запрета и применяли необходимые меры при его нарушении. Такие органы и стали в дальнейшем прообразом будущей государственной организации [18].