Файл: Теории происхождения государства (ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
1.1. Социальная организация первобытного общества
ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Роль теорий происхождения государства в юридической науке
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2) Общество стало нуждаться в организации крупных общественных работ, объединении больших масс людей для общих целей. В районах, где существовало поливное земледелие требовалось строительство каналов, водоподъемников, поддержания их работоспособности. Именно в этих местах особо остро стоял вопрос объединения людей для общей работы [5];
3) Также возникла необходимость в поддержании общественного порядка, стабильности и социальной устойчивости в обществе, а также во взаимодействии с соседними государствами и племенами. Это обеспечивалось применением различных мер государственного принуждения, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права;
4) На определенных территориях стали накапливаться общественные богатства, это приводило к тому, что многие племена хотели обогащаться за счет грабежа соседей, захвата их ценностей, скота, рабов, порабощая их и облагая данью. Возникла острая необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Поэтому появление какого-либо государства приводило к тому, что соседи либо порабощались, либо образовывали свое государство для защиты территории [12].
1.2. Социальные нормы первобытного общества
На рубеже 10-12 тыс. до н.э. возникают экологические кризисные явления (неблагоприятные изменения климата, исчезновения животных, растений), что могло бы угрожать существованию человечества и происходит неолитическая революция, т.е. переход первобытного общества от присваивающей экономики к производящей. Главная сущность неолитической революции состояла в том, что от присваивания готовых средств к существованию, человек был вынужден перейти к трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Возникают земледелие и скотоводство [1].
Производящая экономика привела к разделению труда, что в свою очередь привело к выделению следующих групп населения:
а) организаторов производства;
б) работников, производящих трудовые функции;
в) работников, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;
г) работников, контролировавших соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы [17].
Производящая экономика привела к росту производительности и появлению прибавочного продукта, что привело к появлению новых форм собственности (коллективной, групповой и частной), а в дальнейшем к расслоению общества по социальному признаку. Происходит отделение верхушки от основной массы работающего населения, т.к. верхушка не участвовала в производстве.
Постепенно формируются классы, социальные слои, которые отличаются по своим потребностям и имуществу.
Для совместной деятельности людей необходима согласованность в работе и поведении всех индивидов. С этой целью были созданы в первобытном обществе единые для всех членов общества правила поведения – социальные нормы. Длительное время в первобытном обществе складываются системы социальных норм, которые регулируют семейные, религиозные, морально-этические и другие взаимоотношения [16].
Традиции и нравы первобытного общества были довольно жестокие, это было вызвано условиями постоянной борьбы за существование. Так как письменность на тот момент отсутствовала, социальные нормы в первобытном обществе не фиксировались документально. Они, как правило, складывались стихийно, с приобретением опыта, передаваясь из поколения в поколение, и существовали в устной форме [1].
Признаки социальных норм в первобытном обществе:
– носили общеобязательный характер;
– выражали интересы всех членов рода;
– не фиксировались письменно.
1.Главным источником социальных норм являлся обычай. Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократных повторений вошли в привычку.
К обычаям относились:
а) Табу – это запрет на какие-либо действия и предметы. Многие историки считают, что, используя табу, вожди древних племен вырабатывали у своих соплеменников покорность и послушание их приказам. Появление табу привело к тому, что люди начали контролировать свои инстинкты.
б) Ритуалы – это обязательные действия, предшествующие какому-либо событию. Форма его проведения и атрибуты участников настраивали людей на какую-либо деятельность.
в) Религиозные обряды – это комплекс стереотипных, коллективных действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами, вызывающий определенные коллективные чувства. При проведении ритуалов приоритетное значение получает смысловое содержание действий, которые выполняются под руководством человека, обладающего специальными познаниями [5].
2.Также существовали нормы первобытной морали. Это нормы, которые оценивают поведение человека с точки зрения добра и зла. Эти нормы являются стабильными, так как практически не меняются с течением времени.
3. Религиозные нормы – это нормы, которые регулируют отношения людей по поводу веры. Как правило, религиозные нормы выполнялись беспрекословно из-за страха [10].
4.Мифы – это такая социальная норма, которая отражает представления людей о мире, о природе, о богах и где есть доля вымысла. Мифы представлялись в виде сказок, рассказов [18].
5.Чуть позже, когда появилось земледелие, появился агрокалендарь.
Агрокалендарь – это система правил (собранный воедино опыт) возделывания сельскохозяйственных культур в определенной местности. Это были первые письменные источники. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения [16].
Обычаи, мораль и религия тесно переплетались. Их принято было называть одной единой нормой – мононормой. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Они были направлены на обеспечение присваивающей экономики, бесконфликтное сосуществование первобытных людей и воспроизводство человечества [12].
Можно сделать следующие выводы о нормативной системе в первобытном обществе на этапе присваивающей экономики:
- была направлена на сплочение общины, рода, племени. общие интересы преобладали над личными, индивидуальными, так как вне коллектива первобытному человеку было невозможно выжить;
- нормативная система представляла собой строгие, обязательные правила поведения;
- мононормы характеризовались единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных норм;
- господствующее положение в структуре мононорм занимали запреты (табу), лишь потом появились дозволения и обязательства.
ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Роль теорий происхождения государства в юридической науке
Теория государства и права как дисциплина занимает одно из главных мест в государственной образовательной программе по направлению и специальности «Юриспруденция». Она призвана не только познакомить будущего юриста с новейшими представлениями о возникновении и формировании таких явлений общественной жизни, как право и государство, но и предоставить современную методологию для изучения указанных явлений [4].
На сегодняшний день, когда юридическая наука России претерпевает так называемый период своеобразного перерождения, появляется большое количество различной учебной литературы по данной дисциплине, которые, казалось, должны были обратить свое внимание на те вопросы теории государства и права, которые долгое время не изучались учеными-юристами вследствие того, что они были неактуальны, но на данный момент являются крайне важными.
Среди таких тем авторы особо выделяют проблему разложения родоплеменного строя и образования государства как предельно актуальную для становления современного высококвалифицированного юриста, формирования у него соответствующих уровню современной науки представлений о сущности государства и процессе его возникновения [7].
Проблема создания государства как института является одной из самых важных и неоднозначных среди правоведов.
Во-первых, это связано с тем, что сам процесс происхождения государства тесно связан с такими явлениями, как воздействие, насилие, обмен, которые являются, в первую очередь, составляющими повседневной жизни человека современности, но, при этом, занимают важное место в формировании государства как парадокса для многих стран [10].
Во-вторых, если брать за основу то, что правогенез как процедура появления на свет права в общественной среде представляется основой политогенеза, то есть, создания государства, мы приходим к выводу, что государство возникает на основании и при осуществлении права, при этом они активно взаимодействуют друг с другом.
В-третьих, в понятие «государство» заложен большой смысл, оно включает в себя сразу несколько аспектов, в частности, право и политику. С ним связаны такие определения, как «государственная власть», «государственный аппарат», «органы государственной власти» и другие, которые непосредственно составляют базис теории государства и права [12].
В-четвертых, закономерность происхождения и формирования государства познается посредством многознаменательного разбора ключевых шагов его формирования. С целью того, чтобы осознать систему происхождения государства, нам необходимо проделать путь через столетия и обратиться к бытию различных народов и цивилизаций на рубеже зарождения государства [14].
Если исходить из того, что государство обладает особой природой и качествами, представляя собой конкретную мощь общественно-политического движения и многознаменательного формирования, оно оказывает большое влияние на общественно-политическое и правовое понимание индивидуума, вызывает особый интерес к восприятию того, что предполагает собою основные особенности государства.
Совместно с этим, необходимо принимать во внимание, что из-за такого рода естества возникновения и жизни государство реализуется внутри себя, внутри компонентов собственного государственного аппарата и, следовательно, его главные составляющие пребывают во внутренней связи, совокупной с целью их внутренней логике формирования. Будущий специалист в области права обязан осознавать целостность отмеченных действий изменения государства равно как явления правового и общественно-политического существования [8].
Вопрос создания государства принято относить к тем проблемам, которые именуются как «вечные» проблемы о мире. Правоведы высказали большое число наиболее всевозможных мнений по данному вопросу, имеется большое количество книжных изданий, а также статей, освещающих данную проблему.
Ф.В.Фетюков также относит вопрос о возникновении государства и права к числу сложнейших проблем нынешней юридической науки. На протяжении всего существования советской власти в России и в других советских республиках преобладала одна теория возникновения государства, которая была изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На сегодняшний день после ухода с мировой политической сцены СССР, а с ним и советской формы государства специалисты в области права стали обращаться к самым разным теоретическим подходам, связанным с происхождением государства. При этом одни полностью отвергают прежнее, не предлагая ничего взамен, прочие до такой степени привыкли к классовой концепции, что и не собираются от нее отступать [17].
Проблема, связанная с возникновением государства как бы скрыта от нас разнообразием содержаний того, что предполагает под собой государство и тем, что содержательные элементы определения о государстве непосредственно объединены с логикой его возникновения и многознаменательного формирования, и необходимо выполнить некоторую процедуру согласно деконструкции этого значения [6].
Понятие «государство» представляется концептом, то есть, оно непосредственно связано с реальностью, а, с другой стороны, государственная стратегия, динамично влияя на общественно-политическое и правовое понимание, предполагает базу с целью развития новых идейных взглядов, проявляет воздействие на социальное понимание предстоящих поколений [11].
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что процесс происхождения государства является важным в юридической науке.