Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и в тоже время многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент в упрощенном понимании означает умение добиваться поставленных целей, используя при этом труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент-это также область человеческого знания, которое помогает осуществить функцию по руководству людьми в разнообразных организациях. Наконец, менеджмент как собирательное от термина «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой, осуществляющий работу по управлению.

Менеджер - это человек, который составляет систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Другими словами, менеджер – это человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен как малый бизнес, так и предпринимательство.

Бизнесмен и менеджер - это не одно и то же. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, так как в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса – это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека-предпринимателя, который осуществляет бизнес, воплощая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя огромный риск и ответственность. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.

Цель этой работы - определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, так же их взаимосвязь и принципиальное различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко распространено, его употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий часто вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто» путем сравнения менеджера и предпринимателя, так же разберемся в чем их взаимосвязь, функции каждого и, конечно же, на конкретном примере увидим, чем занимается менеджер, а чем предприниматель.


1.Понятие менеджмента

Для того чтобы эффективно управлять организацией, важно досконально изучить теоретическую сторону вопроса. Особенно это касается такой сферы деятельности, как менеджмент. Понятие менеджмента могут быть выражены в таких терминах, как руководство, администрирование, распоряжение, управление и прочие синонимы.

Термин «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». Речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения.

В условиях рынка, рыночной экономики менеджмент это управление.

Рассмотрим, что же это значит:

  1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, пользующиеся спросом и способные принести фирме намеченную прибыль.
  2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами и получением оптимальных результатов.
  3. Хозяйственная самостоятельность, которая обеспечивает свободу принятий решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.
  4. Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.
  5. Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
  6. Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не предпринимательских организаций.

Современная наука и практика управления рассматривают менеджмент в двух аспектах:

  1. управление производством, которое включает в себя совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли;
  2. наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производством.

Стоит отметить, что для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо знать, на каких постулатах основывается менеджмент. Понятие этого явления базируются на таких основных моментах:


  1. чувство личной ответственности менеджера за результаты работы организации;
  2. налаженные коммуникации, как по вертикали, так и между равноправными подразделениями;
  3. непрерывный мониторинг внешней среды с целью своевременного реагирования на изменения;
  4. соблюдение делового этикета как внутри организации, так и в работе с контрагентами;
  5. знание фундаментальных принципов и правил менеджмента, а также использование их в работе;
  6. непрерывное самообразование и личностный рост.

Таким образом, можно сказать, что понятие и сущность менеджмента заключаются в непрерывном планировании, мотивировании, организации деятельности, а также контроле и координации на каждом из этапов.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложнейшую работу, которую предстоит узнать, ее нельзя выполнять успешно, руководствуясь только простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой, так же немаловажно для руководителя – идти в ногу со временем, даже в управлении это достаточно важно.

1.1.Виды менеджмента

Экономическая наука изучает сущность, понятие и виды менеджмента. Таким образом, можно выделить следующие основные категории, в соответствии с областью деятельности:

  1. Производственный менеджмент - относится непосредственно к процессу изготовления продукции, предоставления услуг или же осуществления прочих операций, относящиеся к основной деятельности предприятия. Это касается организации, снабжения, планирования, а также расстановки кадров по рабочим местам.
  2. Финансовый менеджмент подразумевает управление всеми финансовыми потоками, осуществляющиеся как внутри организации, так и с внешними контрагентами. Здесь речь идет о разработке методов и механизмов, обеспечивающие своевременное и полное обеспечение организации денежными средствами, что в свою очередь позволит удовлетворить производственные нужды и обеспечить экономическую устойчивость.
  3. Инновационный менеджмент - выполняет задачу непрерывного обновления всех систем организации для того, чтобы привести их в соответствие с научно-техническим прогрессом. За это отвечает отдельная служба, занимающаяся изучением новейших научных разработок, а также адаптацией их к существующим производственным условиям.
  4. Инвестиционный менеджмент - подразумевает процесс привлечения финансовых потоков из внешних источников, а также управление ими. Здесь идет речь о создании привлекательного имиджа организации, который будет способствовать притоку денежных ресурсов, а также при правильном их распределении и для получения соответствующей выгоды.
  5. Антикризисный менеджмент - призван сохранить организацию на плаву в период экономической нестабильности как внутренней, так и внешней среды. Стоит отметить, что данные действия должны носить не реактивный, а предпочтительно превентивный характер. Важно спрогнозировать возможные финансовые колебания, чтобы не допустить негативных реакций со стороны производства.
  6. Международный менеджмент - это механизмы и процессы управления сотрудничеством между предприятиями, функционирующие в различных странах мира. Помимо изучения спроса и целесообразности заключения деловых отношений, здесь также должны учитываться особенности иностранного законодательства и традиции ведения бизнеса.
  7. Стратегический менеджмент - направлен на долгосрочную перспективу. Здесь важно определить направление деятельности предприятия с учетом прогнозов и тенденций развития экономики. Это основа функционирования организации, исходя, из которой развиваются все остальные элементы управления.

Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые помогают решать разнообразные задачи.

По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент.

  1. Организационный менеджмент — область менеджмента, основной целью которой является формирование организации как системы, предназначенной для эффективной реализации её целевого назначения. Он стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов.
  2. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Существуют различные модели стратегического менеджмента. Он неразрывно связан со стратегическим планированием, стратегическим анализом, с функциями учёта, контроля и регулирования. То есть понятие "стратегического менеджмента" гораздо больше, чем просто управление. Его ввели в обиход в 60-70-х годах XX века для отражения отличия от оперативного управления.
  3. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче.
  4. Оперативный менеджмент решает задачи, которые возникают в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.

В зависимости от функциональной принадлежности выделяют такие виды менеджмента, как:

1. Маркетинг-менеджмент. Изучает финансовые рынки, создаёт новые каналы сбыта, формирует ценовую политику.

2. Менеджмент в области сбыта – это процесс организации сбыта продукции, участие в оформлении хоздоговоров на поставку продукции.

3. Менеджмент персонала – это качественное планирование использования трудовых ресурсов, их подбор, расстановка, обучение. Сюда же относится разработка системы мотивации и стимулирования персонала организации.

4. Эккаутинг-менеджмент – это управление, которое основывается на тщательном сборе информации, её обработки и анализе, с дальнейшим сравнением показателей других организаций со схожим видом деятельности.


5. Адаптивный менеджмент ставит своей целью адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Например, брокерские конторы – яркий пример адаптивной системы.

Кроме перечисленных видов менеджмента существуют и такие виды, как - атакующий менеджмент, вирусный, коммуникационный, механистический, проблемно-ориентированный, преобразующий, прогностический, проектный, пульсирующий, раскрепощённый, рациональный, сигнальный, ситуационный, эффективный и селф-менеджмент.

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что классификация менеджмента на виды – это необходимая организация всех знаний и умений, достигнутых людьми в области менеджмента. Ведь для того, чтобы решить возникшую проблему в предприятии или для расширения сферы деятельности предприятия, нужно выбрать правильную стратегию действий, в чем поможет классификация видов менеджмента.

1.2. Функции менеджмента

Управление организацией представляет собой многоплановый сложный процесс, обеспечивающий функционирование разных отделов и департаментов. Для систематизации управленческих структур данная система была выделена в отдельную категорию, такую как – менеджмент. Такой подход позволяет четко сформулировать функции управления и помогает руководителю эффективнее справляться с задачами, которые стоят перед его предприятием.

При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Функция - это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае.

Такие функции называют базовыми функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.

Эти функции называются:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Рассмотрим, что же означает каждая из этих функций.

Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются: цели деятельности организации; ресурсы, необходимые для достижения этих целей; способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и каким образом они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей). Наличие правильно составленного плана позволяет перейти к следующему этапу управления — организации (иначе говоря — организовыванию) работы. Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях: