Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) организация как объект управления — компания, предприятие;

2) организация как функция менеджмента — процесс организационной деятельности.

В данном случае нам подходит его второе значение, это значение мы и будем использовать в дальнейшем.

Организация — это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.

Данную функцию можно представить как классическую для любой системы управления.

Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или только его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ) компанией. Поэтому функция организации — это еще и процесс разработки организационной структуры предприятия. Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, когда исполнители и руководители будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или проще говоря, мотивацией.

По большому счету на этой стадии менеджмент организации создает предпосылки с целью достижения поставленных целей. От того, в какой степени грамотно реализуется эта часть работы специалистов по менеджменту, зависит успешность компании на рынке и перспективы ее развития.

Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Иначе говоря, термин «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином классифицируется одна из функций управления — действия руководителя, нацеленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании, соответственно.

Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда. Производительность труда — это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, которое произвел работник за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количество времени, которое было затрачено на производство единицы продукции.


Для повышения работоспособности сотрудников применяются мотивирующие средства, направленные на стимуляцию труда за счет создания благоприятных условий для профессионального развития штата.

Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, достигнуты или нет цели организации, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на основе этих результатов соответствующих выводов и решений. Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое – все это приходиться контролировать менеджерам.

В современном менеджменте крайне важна роль еще одной, пятой функции, — координации. Иногда специалисты полагают, что координация «растворена» в четырех других функциях. Поэтому не во всех источниках указывается эта пятая функция менеджмента. Но на практике координационная деятельность менеджера зачастую приобретает вполне специфический характер, требуя много времени, сил, специальных навыков, владения специальными инструментами координации.

Рассмотрим, что же такое координация.

Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно, что приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.

Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.

На основе всего этого можно увидеть, что такая функция, как координация важна в менеджменте, а порой и вовсе является одной из главных функций.

Помимо основных функций, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными (базовыми), являются их частью. Некоторые из таких функций представлены ниже:


  • разработка и принятие управленческих решений;
  • создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
  • управление качеством продукции;
  • обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);
  • прогнозирование развития событий;
  • организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
  • проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
  • ведение документации и многое другое.

Таким образом, на основе изученных функций менеджмента можем сделать вывод, что основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, помогают в организации деятельности, а также отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников.

1.3. Принципы менеджмента

Современная концепция менеджмента была разработана Фредериком Тейлором и Анри Файолем еще вначале прошлого века. Первый, предал управлению научного обоснования. Второй, вывел основные принципы руководства компанией на высшем уровне.

Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. Разработанные Файолем 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:

1. Разделение труда. Количество обязанностей и задач каждого отдельного исполнителя должно сводиться к минимуму за счет как можно более узкой специализации. Анри Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.

2. Полномочия. Власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия формальной позиции, либо за счет неформального статуса.

3. Дисциплина. Контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины – это подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и вынесение любых наказаний производится исключительно на основании установленных правил.

4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Такой принцип определяет направления коммуникации внутри организации.


5. Единство направления. Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом.

6. Субординация. Личные интересы подчинены общим. Интересы организации превыше всего.

7. Вознаграждение. Заработная плата должна соответствовать заслугам. Анри Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, которые часто не зависят ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.

8. Централизация/децентрализация. Термин централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. А такой термин как децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой.

9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, которые связывают руководителя всей организации через цепочку руководителей низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой иерархии снижает гибкость организации и способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.

10. Порядок. Последовательность или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, который отражал бы ее порядок.

11. Равенство. Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам.

12. Стабильность. Работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных. Такой подход обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности.

13. Инициатива. Служащих следует мотивировать на новые идеи и предложения, которые в дальнейшем можно будет использовать на благо организации.

14. Корпоративный дух. Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.

Работы Анри Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом осмыслении организации практики управления. В этом смысле его 5 функций и 14 принципов до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев в современном мире, несмотря на укоры в том, что они сформулированы довольно таки широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми на деле.


2. Менеджер и предприниматель

2.1. Менеджер

Термин менеджер заимствовано с запада. В переводе с английского manage означает управлять, соответственно, management – это управление. С французского manager означает управляющий. С немецкого manager – организатор. Исходя из ранее перечисленного, можно сделать обобщение термина менеджер – это руководитель (управленец, начальник, шеф, босс), то есть это сотрудник, который управляет другими людьми. Владельцы крупного и среднего бизнеса не могут следить за большим штатом подчинённых. Поэтому они доверяют управление своим делом менеджерам.

По мнению П.Друкера «менеджер– это человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и так же принимающий решения».

Главная движущая сила менеджера – это использование уже имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.

В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную перспективу.

В целом, универсальные схемы и процедуры истинный менеджер стремится формировать во всех сферах своей деятельности, не исключением является и личная жизнь. «Менеджер - это тот, кто способен правильно организовать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание "с 9 до 18"; кроме того, умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; также знает все, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом.

Основная задача менеджера – это принимать решения, которые позволяют увеличить эффективность вверенных ему людей и других ресурсов компании. Рабочий день линейного подчиненного должен быть чётко прописан и регламентирован исходя из потребностей бизнеса. Именно руководитель ответственен за то, чтобы все сотрудники выполняли свой труд должным образом. И как следствие приносили прибыль компании.

Рассмотрим функции менеджера.

  1. Формирование команды – это ключевая функция менеджера. Под формированием команды имеется в виду умение менеджера находить людей, которые, соответственно, готовы вместе с ним достигать поставленных целей. Руководитель без команды — это как капитан без корабля. Команду управленец формирует всю свою жизнь. Успех руководителя равен успеху его команды и наоборот;
  2. Обучение персонала — так же является важнейшей и неотъемлемой функцией управленца. Обучать и развивать себя и свой персонал менеджер может как лично, так и с помощью различных тренингов. Важно понимать, что без развития любая команда быстро развалится. Обучать и развивать это не одно и то же, обучение — это усвоение новых или более глубокое изучение старых знаний, умений и навыков. Развитие персонала является совместной работой руководителя и подчиненного, позволяющая подчиненному увеличивать свои компетенции и зоны ответственности;
  3. Ротация персонала – как ни печально, но именно менеджер принимает решения, кто будет в его команде, а кто нет. Ротация персонала — это не самая приятная функция менеджера, но, не смотря на это необходимая;
  4. Ресурсное обеспечение сотрудников. Для работы персоналу необходимы различные ресурсы, от канцелярии и рабочих мест, до базы клиентов и CRM. Обеспечивать персонал нужными ресурсами это задача непосредственного руководителя;
  5. Поддержка деятельности подчиненных. Так же очень важная функция менеджера показывать подчиненному, что он не один, что его работа важна, что руководитель интересуется успехами и достижениями. Руководитель должен быть не просто начальником, а прежде всего союзником и старшим товарищем для своих подчиненных;
  6. Постоянное улучшение качество работы. При правильно настроенной системе менеджмента, качество работы будет постоянно возрастать и совершенствоваться. Для этого придуманы такие вещи как PDCA цикл. Постоянный анализ полученных результатов и ввод изменений, позволяющие их изменить в лучшую сторону;
  7. Координация действий между смежными службами. В крупных компаниях часто возникает проблема координации действий между отделами и сотрудниками. Иногда из-за отсутствия партнерских взаимоотношений наносится существенный урон бизнесу. Всегда есть точки пересечения интересов и важно уметь правильно выстроить коммуникации между отделами и сотрудниками. Эта одна из задач менеджмента, так как рядовой исполнитель будет всегда «тянуть одеяло на себя».