Файл: Применение пластмасс в упаковке товаров. Перспективы развития полимерной упаковки для продовольственных товаров (Назначение, область применения, виды и классификация пластмасс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 3257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При выполнении настоящих правил, упаковка такого типа обеспечивает надлежащий товарный вид продукции.

Мягкая упаковка

Данный вариант подходит исключительно для групп продукции устойчивой к возможным механическим воздействиям. Либо нуждается в дополнительном использовании представленных выше видов тары.

Товары, упакованные в такой тип тары, в ситуации, когда произошло механическое воздействие, может либо деформироваться, либо полностью разрушиться.

Данный вариант тары в связи с низком уровнем обеспечиваемой защищенности продукта от влияния окружающей среды используется для транспортировки ограниченного перечня продукции.

Упаковка – часть маркетинговый политики

Упаковка – это одна из важнейших частей маркетинговой стратегии. Она берет на себя роль информационного инструмента, который передает потребительской аудитории всю необходимую информацию. Именно поэтому значение упаковки товара достаточно велико и специалисты весьма тщательно прорабатывают эту часть общих маркетинговых мероприятий.

Анализ упаковки товара доказывает, что она берет на себя функцию идентификатора товарного бренда. Она задает необходимые параметры продукции, когда сама этого она сделать не сможет. Разработка индивидуальной упаковки позволяет продукции выделиться среди себе подобных и сделать ее не просто узнаваемой, но и запоминающейся.

1.3 Направления развития полимерной упаковки для потребительской продукции

Мир полимеров захватил жизнь давно и прочно. Пластмасса используется везде – в производстве гаджетов, космостроении, производстве разных бытовых приборов. Кроме того полимеры являются основой для производства пластиковой упаковки.

Полимерная отрасль в России стабильно показывает положительную динамику роста. В 2015-2016 годах состоялся ряд конференций и форумов производителей упаковки и переработчиков полимеров. В свете политики импортозамещения и принятия некоторых важных нормативных актов – ограничение пивной ПЭТ-тары, поправок к закону об утилизации отходов – на дискуссионных площадках обсуждались перспективы развития полимерной упаковки.

Большинство мнений сводилась к тому, что рынок полимерной упаковки имеет неплохие перспективы  и уже сейчас является важным сегментом экономики. С другой стороны эксперты отмечали высокую зависимость отечественных заводов от импортного оборудования, а также ряд нормативно-правовых инициатив, угрожающих рынку полимерной упаковки.


Согласно статистике, приведенной Анастасией Шабаловой (ведущий эксперт отдела нефти и газохимии компании «Нефтехим») потребление полимеров в 2015 году осталось на уровне 2014-го, составив в общей сложности 7,9 млн. тонн. Наиболее востребованными оказались такие материалы как ПВХ, полипропилен, полиэтилентерефталат и полиэтилен. Именно полиэтилен на данный момент является наиболее востребованным. На его производство  приходится 1/3 рынка[7].

В 2015 году предприятия произвели 1,6 млн. тонн полиэтилена. В сравнении с 2014 наблюдается положительная динамика – рост 3%. Правда, если сравнивать с 2013 годом, статистика видится не такой позитивной. В позапрошлом году выработка была больше на 13%. Одна из причин таких показателей – высокая зависимость от импортного оборудования. В условиях девальвации рубля его стоимость увеличилась вдвое. В свою очередь проблемы, возникающие с импортом производственных мощностей, тормозят эффективность технологического процесса.

На данный момент лидирующую позицию по производству полиэтилена занимает «КазаньОргСинтез». На его долю приходится чуть более 40% всего отечественного рынка. Несмотря на определённые проблемы, политика импортозамещения приносит свои плоды. Ввоз полимеров снизился с 32,5 % до 23,5 %. Данная тенденция связана с тем, что те предприятия, которые раньше работали на экспорт, переориентировались на внутренний рынок.

Основными экспортерами российских полимеров на данный момент являются Китай и Казахстан. Эти страны потребляют примерно 170 тыс. тонн полиэтилена высокого давления. Главными потребителями отечественного полиэтилена низкого давления являются Беларусь и Казахстан – 135 тыс. тонн в год. Импорт полиэтилена высокого давления в 2015 составил 294 тысяч тонн, сократившись на 17% по сравнению с 2014 годом. Основные импортеры – Беларусь и Германия. Наибольшее количество полиэтилена низкого давления импортировали Южная Корея и Германия – 204 тыс. тонн. Таким образом, импорт снизился на 29%. В конечном счете, экспорт полиэтиленов снизился на 15%, а импорт на 3%[8].

Второе место по объёмам производства занимает полипропилен.  Повышение спроса на данный материал связано с тем, что его активно используют в качестве заменителя импортного сырья. В 2015 в России было выпущено 1,2 млн. тонн полипропилена. Это на 15% больше, чем в 2014 и почти в полтора раза больше, чем было 2013. Улучшенные показатели связаны с вводом в эксплуатацию таких предприятий как «Полиом» и «Тобольскполимер». В 2015 они произвели 190 и 305 тыс. тонн полипропиленов соответственно. «НПП Нефтехимия», работая на пределе возможностей, выдала 120 тыс. тонн продукции, а восстановленный после аварии «Ставролен» – 100 тыс. тонн. Как уже было сказано, перспективы развития рынка полимеров имеют как оптимистические прогнозы, так и не очень. Оптимисты уповают на значительный рост показателей к 2030, связывая его с повышением спроса. Согласно докладу Анастасии Шабаловой потребление полиэтилена к 2030 году должно увеличиться в три раза. При этом импорт будет уменьшен до 180 тыс. тонн в год, а внутренний рынок потребления тары и упаковки вырастет до 2 млн. Прогноз опирается на то, что рынок отечественной продукции, благодаря санкциям продолжит расти, соответственно продукцию надо будет во что-то упаковывать[9].


Так, по прогнозам эксперта компании «Нефтехим» спрос на пропилен вырастет почти в два раза – до 1,7 млн. тонн. Также должен повыситься запрос на полистирол – около 250 тыс. тонн в год. Это связано с предполагаемым введением в эксплуатацию новых производственных мощностей – «Этана», «СовПэт» и «ИвРегионСинтез».

Негативные прогнозы в основном сводятся к высокой зависимости отечественных предприятий от импорта сырья и оборудования. Так, начальник управления продаж «Упаковочные материалы» ДПО «Пластик» Евгений Моисеев отмечает, что российские предприятия весьма зависимы от импорта: «Мы работаем на импортном оборудовании, на импортном сырье. По затратам, которые требуются на производство, российская пленка после девальвации рубля стала сопоставимой с импортной. Текущая задача - найти аналоги, которые могли бы заменить марки импортного полиэтилена с высокой термостабильностью».

Масла в огонь добавляют попытки регулировать рынок за счет увеличения пошлин на импорт оборудования и некоторых видов сырья. По мнению экспертов, подобные инициативы чреваты деструктивными последствиями. Генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко замечает: «Последнее время мы встречаемся с попытками так или иначе регулировать рынок за счет увеличения импортных пошлин, в частности, на оборудование и некоторые виды сырья. На производствах используется 90% импортного оборудования, и скачки на финансовом рынке влияют на возможности приобретения техники. В такой ситуации попытки отдельных игроков увеличить пошлины на ввоз термопластавтоматов и еще более увеличить цены - недопустимы. Важно отслеживать подобные инициативы, чтобы не допустить закрытия рынка»

Вопреки препятствиям отечественный рынок полимеров продолжает демонстрировать положительную динамику. Политика импортозамещения не только стимулирует рост, но также вводит определённые риски, связанные с отсутствием отечественных аналогов некоторых марок сырья и собственного оборудования. По мнению экспертов упаковочной отрасли, при грамотном управлении и должном законодательном регулировании этих рисков можно избежать.

Глава 2. Оценка упаковки образцов продовольственных товаров


2.1 Характеристика исследуемых образцов и методов исследования

Объектом для примера оценки упаковки образцов продовольственных товаров было выбрано молоко ультрапастеризованное «Кубанская Бурёнка» с массовой долей жира 2,5%, производитель АО «Тимашевский молочный комбинат» филиале АО «Вимм-Билль-Данн».

Рис. 3 Исследуемый образец

Данный образец был куплен в магазине "Магнит" ПАО "Тандер".

Государственным стандартом, где прописаны требования к данному продукту, является ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое. Технические условия». Согласно этому документу отбор проб проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу».

Перед отбором проб из фляг молоко и сливки тщательно перемешивают специальными мутовками. При общем количестве фляг в партии менее 20 пробу отбирают от одной фляги. При партии более 20 фляг пробу берут от каждой 20-й фляги. Если молоко или сливки в бутылках, пластиковых, картонных упаковках то от каждых 400 упаковок в партии отбирают одну. Для лабораторного исследования берут из числа отобранных 1-2 упаковки. При большем количестве упаковок в партии в качестве среднего образца отбирают по 1 упаковке от 6% ящиков, а из числа отобранных для анализа берут 2- 3 упаковки. Во всех случаях для полного лабораторного анализа проба молока должна составлять не менее 250 мл.

При определении органолептических свойств молока обращается внимание на его внешний вид, цвет, консистенцию, запах и вкус. Молоко с посторонним, не свойственным ему цветом, вкусом и запахом в пищу не допускается.

2.2 Анализ содержания маркировки полимерной упаковки продовольственных товаров

Исследуем маркировку молока ультрапастеризованного «Кубанская Бурёнка» с массовой долей жира 2,5%, производитель АО «Тимашевский молочный комбинат» филиале АО «Вимм-Билль-Данн».

Рис. 4 Маркировки

Таблица 1

Исследование маркировки молока «Кубанская Бурёнка»

Показатели, обязательно маркируемые по ГОСТ Р 52090-2003

Фактическая информация на упаковке

Вывод

1. Наименование

Молоко ультрапастеризованное

Соответствует

2. Изготовитель

АО «Тимашевский молочный комбинат» филиале АО «Вимм-Билль-Данн»

Соответствует

3. Товарный знак

«Кубанская Бурёнка»

Соответствует

4. Объём

930 мл

Соответствует

5. Масса нетто

1000 г

Соответствует

6. Состав

Молоко цельное по содержанию жира 2,5%

Соответствует

7. Пищевая ценность (100 г):

- белки

2,5

- жиры

2,9

Соответствует

- углеводы

4,7

8. Энергетическая ценность (ккал)

222 кДж/53ккал

Соответствует

9. Дата изготовления

10.12.2016

Соответствует

10. Условия хранения:

t от +2° до +25° С

Соответствует

11. Срок годности

180 суток

Соответствует

12. Обозначения НД

Присутствуют

Соответствует

13. Информация о сертификации

Высший молочный стандарт, РСТ

Соответствует

14. Вид упаковки

Картон

Соответствует


Итак, исследовав маркировку товара, можно сделать вывод, что все обязательные показатели, маркируемые по ГОСТ, присутствуют, на упаковке молока имеется и дополнительная информация, рассчитанная на потребителя: содержание минеральных веществ и витаминов, штриховой код, рекомендация по хранению (время и место хранения пакета в открытом виде). Маркировка полностью отвечает требованиям ГОСТ Р 52090-2003 «Молоко питьевое. Технические условия».

2.3 Результаты оценки качественных характеристик упаковки исследуемых образцов продовольственных товаров

Далее была оценена целостность и чистота упаковки.

Таблица 2

Оценка качества упаковки молока «Кубанская Бурёнка»

Показатель

Результат

Вывод

Чистота

Чистая

Соответствует

Отсутствие помятости

Не помята

Соответствует

Целостность

Целостная

Соответствует

Внешний вид упаковки

Качественный

Соответствует

Наличие всех этикетов

Этикетки присутствуют, не оторваны

Соответствует

Таким образом, упаковка молока полностью соответствует по качественным характеристикам необходимым требованиям.

Определение внешнего вида, консистенции, цвета проводят органолептически и характеризуют в соответствии с требованиями п. 5.2 ГОСТ Р 52090-2003. Определение вкуса и запаха - по ГОСТ 28283-89 «Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса». Данные экспертизы представим в таблице 3.

Таблица 3

Органолептическая оценка молока «Кубанская Бурёнка»

Наименование показателя

Характеристика по ГОСТ

Фактическая характеристика

Вывод

1. Внешний вид

Непрозрачная жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании.

Непрозрачная жидкость. Отстоя жира не наблюдается.

Соответствует

2. Консистенция

Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Без хлопья белка и сбившихся комочков жира.

Жидкая, однородная нетягучая, слегка вязкая. Хлопьев белка и комочков жира нет.

Соответствует

3. Вкус и запах

Характерные для молока без посторонних привкусов и запахов, с лёгким привкусом кипячения.

Характерные для молока без посторонних привкусов и запахов, с лёгким привкусом кипячения.

Соответствует

4. Цвет

Белый, равномерный по всей массе.

Белый, равномерный по всей массе.

Соответствует