Файл: Применение пластмасс в упаковке товаров. Перспективы развития полимерной упаковки для продовольственных товаров (Назначение, область применения, виды и классификация пластмасс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 3250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Прокладочные и уплотнительные пластмассы, применяемые для изготовления различных прокладок, уплотнительных сальников и других изделий подобного назначения. К материалам этой группы относятся гибкий текстолит, полихлорвинил, полиэтилен и фторопласты. Применение того или иного из этих материалов определяется конкретными условиями, в частности средами, в которых работают прокладки и уплотнения.

6. Фрикционные пластмассы, применяемые для изготовления деталей тормозных систем и фрикционных передач. Основными материалами этой группы являются асботекстолит и прессовочные композиции с асбестовым наполнителем. Они имеют большой коэффициент трения, стойкость против истирания и хорошую теплостойкость, чем и определяются необходимые эксплуатационные качества этих материалов.

7. Материалы со специальными физическими свойствами. К ним относятся электроизоляционные, радиопрозрачные, свето-прозрачные и другие пластмассы. В качестве электроизоляционных и радиопрозрачных применяются, главным образом, гетинакс, стеклотекстолит, текстолит, полиэтилен, полистирол и винипласт, а в качестве светопрозрачных — органическое стекло, целлулоид и триплекс.

8. Прочие материалы. К этой группе пластмасс относятся облицовочно-декоративные, отделочные, антифрикционные и другие, применение которых в конструкциях летательных аппаратов ограничивается малоответственными деталями или совсем не встречается. Вместе с тем использование таких пластмасс имеет место в других отраслях техники или народного хозяйства.

1.2 Основные функции упаковки продовольственных товаров

Большая часть товаров перевозится, хранится и попадает к покупателю в индивидуальной упаковке. Поэтому этому элементу отводится немаловажное значение в процессе продаж.

Упаковка – средство, которое призвано предохранять продукт от негативного влияния окружающей среды и сделать транспортировочный процесс, хранение и последующую реализацию наиболее комфортными. К тому же и качество упаковки товара выполняет весьма ответственную роль.

Вид упаковки находится в прямой зависимости от применяемого материала и его устойчивости, то есть присущих ему качеств, которые помогают сохранности продукции. Упаковка для товара делится на следующие категории:


Жесткая упаковка

Она дополнительно в зависимости от использованного материала подразделяется на:

металлическая;

из стеклянного материала;

из дерева;

из материалов, проявляющих полимерные свойства;

полужесткая;

картон;

из материалов, проявляющих комбинированные свойства[3].

Мягкая упаковка

Подразделяется на:

полимерная;

бумажная;

тканевая.

Упаковка обладает различиями по форме. Здесь выделяют следующие категории:

цистерна;

бочка;

корзинка;

короб;

банка;

бутылка и прочие.

Градация по возможности транспортировки груза выделяет следующие тары:

крупногабаритная;

среднегабаритная;

мелкогабаритная.

И последнее деление – по кратности применения. Здесь выделяют следующие варианты:

одноразовая;

многоразовая.

Классификация проводится по нескольким группам:

место, где производилась упаковка;

предназначение;

используемый материал;

форма;

грузоподъемность и размеры;

кратность применения.

Рис. 1 Классификация упаковочного оборудования

В зависимости от того, где производится упаковка, различают следующие разновидности:

упаковка на производстве;

торговая упаковка.

Первый вариант используется исключительно в условиях промышленного предприятия. Второй вид упаковки производится самим продавцом.

По предназначению упаковка делится на:

потребительскую;

транспортную.

Потребительская упаковка предназначается для малых партий продукции. Этот вариант характеризует предварительное расфасовывание продукции либо производителем, либо самим продавцом, задающим определенные количественные характеристики.

Для продукции, имеющей жидкую консистенцию, употребление потребительской упаковки – непременное условие в процессе розничной реализации. Продажа продукта такого типа может производиться в разлитом виде, помещенная при этом в потребительскую упаковку, самой организацией-изготовителем либо отпускаться в тару предоставленную покупателем.

За термином «потребительская тара» скрываются:

коробка;

корзина;

мешок;

различные пакеты;

бутылки из различных материалов;

упаковочный материал.

Транспортная упаковка необходима для организации транспортировочного процесса и реализации оптовых партий. Этот тип упаковки охватывает следующие категории:


Цистерна любого типа, бочка и прочие. Применяются для транспортировки продукции в жидком состоянии.

Контейнер, коробка и прочие. Используются для транспортировки продукции либо расфасованной в индивидуальные емкости, либо в насыпном варианте.

Мешок из различных материалов . Используются для перевозки сыпучего продукта.

Маркировка — текст, условное обозначение либо рисунок, наносимый на сам товар либо упаковочный материал. С ее помощью доводится вся нужная информация, касающаяся идентификации, свойств, производителя, а также количественных и качественных характеристик продукта.

Рис. 2 Примеры маркировки[4]

Ключевыми задачами маркировки являются:

информационная;

идентифицирующая;

эмоциональная.

Информационная задача, выполняемая маркировкой, относится к основной. Именно она доводит до потребителя все основные характеристики продукта.

Идентифицирующая составляющая также достаточно важна. Именно она дает возможность отслеживать партию товара во время его передвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции находятся в тесной взаимосвязи. Так как ярко выполненное оформление маркировки, имеющийся объяснительный текст, использование понятной и общепринятой символики вызывают у покупателя положительный эмоциональный настрой, а, следовательно, оказывают мотивационное действие, способствуя приобретению товара.

Маркировки в независимости от своего типа обязаны отвечать определенным стандартам. Для маркировок торгового типа стандарты не такие четкие, как для производственного вида. Более подробно с ними можно познакомиться в Правилах продажи товаров.

Маркировка любого типа обязана отвечать установленным требованиям:

имеющееся в маркировке текстовое поле или картинка должны быть отчетливо видны;

наглядность;

текст должен соответствовать потребительским качествам продукта;

достоверность информации;

применение несмываемых красок, допущенных к употреблению Госкомсанэпиднадзором.

Производственная маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, наносимый на упаковочный материал либо саму продукцию непосредственно организациями-производителями.

Производственная маркировка: носители

Маркировка производственного типа может быть нанесена на следующие поверхности:

этикетка;

колъеретка;

вкладыш и прочие.


Наносить этикетки принято типографским способом. Иногда они становятся автономным информационным источником и просто прикладываются к продукции. В частности, на товарах, упакованных промышленным способом, имеется этикетка с нанесенной на ней типографским способом информацией. Консервные банки этикетированы по иному: этикетка просто приклеивается к поверхности тары. Часто этикетка прикрепляется на сам продукт, к примеру, на дно кастрюли.

Колъеретка – это вариация классической этикетки. Она отличается особой формой и прикрепляется на горло бутылки. Данный тип маркировки не несет в себе большой информации, а скорее является просто украшением. Кольеретка используется для маркирования алкогольной и безалкогольной продукции. Всегда используется вместе классической этикеткой. Довольно часто на кольеретке вообще отсутствует какой-либо информационный текст[5].

В маркировочную структуру могут входить три элемента:

текст-описание;

картинка;

информационные обозначения.

В процентном отношении это выглядит следующим образом:

от пятидесяти до ста процентов — отводится тексту;

до пятидесяти процентов — изображение;

не более тридцати процентов всей площади отводится информационным знакам.

Основная информация содержится в текстовой части маркировки. Он, как правило, берет на себя все ключевые функции маркировки.

Рисунок – совсем не обязательная часть маркировки продукта. Чаще всего он используется при производственном маркировании товара.

Выделяют следующие части, используемые в процессе упаковывания продукта:

тара;

материал, применяемый в процессе упаковывания;

материал, который помогает закрепить упаковочный материал.

Тара — ключевой элемент упаковочного процесса и представляет изделие, в котором продукт передается покупателю. Тара может принимать участие в реализационном процессе не только в сочетании с продуктом, но и как отдельная единица.

Ассортиментный ряд тары, применяемой для транспортировки товара, стабильно увеличивается благодаря внедрению новейших видов. Это позволяет существенно расширить границы ее применения, поэтому ее значение для успешной реализации торгово-технологического процесса становится все более весомым.

Тара берет на себя выполнение ряда функций. Это:

сохранность товара, то есть обеспечение транспортируемой продукции защиту от влияния внешней среды и наоборот, защиту окружающей среды от негативного воздействия перевозимого продукта;


предохранение продукта от влияния, которое могут оказать прочие товары;

обеспечение сохранности продукта на всем пути его следования;

обеспечение товару нужной мобильности, что в значительной степени упрощает процессы складирования;

создание комфортных условий во время приемки продукции, а также подсчета ее количества;

взятие на себя роли носителя информационной рекламы;

применение тары не только как   транспортировочное средство, но и для размещения продукта в потребительском зале[6].

Фасовка продукции в меньшую тару делает процесс реализации более легким, а также содействует росту производительности труда.

Упаковочные материалы – добавочный предмет упаковки, обеспечивающий дополнительную защиту от различных влияний из вне.

Перевязочные материалы необходимы для увеличения прочности применяемой тары.

Упаковка товара обязывает к соблюдению определенных правил и применению соответствующего варианта тары.

Жесткая тара

Жесткий вариант упаковки прекрасно предохраняет товар от любого механического воздействия, которое может возникнуть в процессе транспортировке либо хранения. Это в значительной мере улучшает сохранность продукта.

Отдельные типы тары после процесса герметизации не позволяют воздуху, патогенной микрофлоре, оказывать воздействие на хранимый продукт. Дополнительно они также препятствуют и микробиологической порче.

Тара из металла либо темного стекла предохраняет продукт от воздействия солнечных лучей, которые значительно ускоряют процесс окисления, способствующий ухудшению качеств продукта.

Но, несмотря на столь весомые достоинства, этот вариант упаковки демонстрирует ряд недостатков: достаточно высокий удельный вес и высокая стоимость. В совокупности это способствует повышению расходов на тару, заложенные в производственные издержки, и снижает получаемую прибыль.

Полужесткая тара

Данный вариант отличается от предыдущего меньшим весом и объемом. Опустевшая упаковка достаточно просто складируется путем укладки одной тары в другую, что значительно упрощает процесс транспортировки. Цена упаковки такого типа относительно невысока. Это обусловлено применением в процессе ее производства вторичных материалов.

Для упаковывания в такой тип тары подходят товары, которые сравнительно устойчивы к различным типам механического воздействия. Но данный тип упаковки недостаточно устойчив в механическом плане, поэтому при транспортировке товара необходимо использовать дополнительные средства предотвращения механического воздействия. Это соблюдение высотных норм при загрузке, использование дополнительных материалов, используемых в качестве прокладок, и прочие.