Файл: Сходство и отличие требований права и морали.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социологи выделяют три основных течения этической мысли.

Первое течение - так называемая фелицитология (от латинского felicia - счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма (от греческого eudamonia - счастье, довольство), гедонизма (hedone - наслаждение) - учение о том как получить наслаждение, избежать страдания.

Вторая концепция в понимании морали - перфекционизм (от латинского perfectus – совершенный, идеальный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать.

Третья концепция принимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, а то как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

  1. Мораль дарована людям богом. Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности).
  2. Этические нормы заложены природой в людях изначально. Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.
  3. Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества. Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознания себя как личности. И. Кант заметил: «Кто превращает себя в червя, тот не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом – это важнейшие социальные ценности. Честь – дороже жизни (Приложение 1). Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном – еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.

Значение морали велико. Она регулирует поведение людей, привносит в нашу жизнь нравственность, через неё мы приобретаем наши человеческие качества, такие как доброта, уважение, осознаем, что есть добро и что есть зло. Мораль намного старше права. Ещё когда не существовало права, мораль уже функционировала в жизни людей. А что если бы её не было? Тогда бы люди были воспитаны совершенно другими, не знающими, что есть хорошо, что плохо. Но, мораль не могла не появиться, так как она была обусловлена веяниями времени.

Моральные требования и представления:

  1. нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
  2. моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
  3. нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
  4. морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  5. высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье).

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Культура выступает посредником между социальными и индивидуальными потребностями, она позволяет их объединить. Культура не только выражает человеческие чувства, но и воспитывает их, формирует внутренний мир человека, его мировоззрение и ценности (нравственные, религиозные эстетические), создает образцы для подражания и развивает способности к самостоятельному творчеству. Общество требует выполнения социального долга, культура формирует пространство свободы и творчества как способы самореализации личности. Моральные нормы — неписаные правила и законы, сложившиеся в истории национальной культуры, им следуют не по принуждению, а осознанно, по потребности и по совести. Часть моральных норм воплощена в законах государства, религиозных заповедях, корпоративных и профессиональных этических кодексах. Но всегда существует пространство свободы, в котором индивид волен сам принимать решение, осуществлять выбор своего поведения, но при этом важно понимать, что от моего выбора может зависеть благополучие и судьба других людей, а также та планка доверия, которая сложится в социуме.


Глава 2. Соотношение права и морали

2.1 Единство и различия

Существует такое понятие как философия права. Объяснить его достаточно легко – это наука о праве в жизни людей, человеческом бытии. В философии права проходит четкая граница между терминами мораль и право. Определены сходства и различия.

Соотношение между правом и моралью непростое, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти феномены. Единство права и морали состоит в том, что: во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; во-вторых, право и мораль преследуют действительно одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в текущем обществе или в данной формации; в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Единство право и морали состоит в том что:

  1. представляют собой вариант социальных норм, которые образуют в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами;
  2. право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи, которые заключаются в упорядочении и совершенствовании общественной жизни;
  3. направлены на регулирование единого объекта – общественных отношений;
  4. право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных проступков субъектов, служат способом выражения и гармонизации личных и общественных интересов.

Границы их соотношения к общим чертам права и морали следует отнести следующие аспекты:

  1. относятся к социальным нормам и имеют схожее свойство нормативности;
  2. выступают ключевыми регуляторами поведения общества;
  3. имеют общую задачу, суть которой состоит в регулировании поведения людей для сохранения и прогрессивного формирование общества в целом;
  4. основаны на принципе справедливости;
  5. являются мерой свободы индивида и очерчивают её границы.

Влияние права и морали друг на друга возможно выражено следующим образом:

- мораль не должна требовать нарушения закона;

- право не должно закреплять в своих нормах аморальных поступков.

Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью. В качестве общей причины противоречий права и морали зачастую называют отставание законодательства от общественного развития. Влияние морали на право особенно заметно в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, то есть, закрепляются в праве.

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

1. Право и мораль представляют собой разновидность социальных норм;

2. Служат для упорядочения общественной жизни;

3. Основываются на свободе индивида;

4. Право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

5. Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Правовые нормы точно определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д. а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются особенностями духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Следовательно, и право, и мораль обладают способностью вникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются реально обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также, принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Непосредственная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме того, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.


Следовательно, мораль и право – это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, занимающие самостоятельные (хоть и связанные) ниши в жизни общества, это два разных мира.

2.2 Взаимодействие и противоречия право мораль общество государство

Право и мораль в обществе — подключавшие друг друга средства социального нормативного регулирования. Право взаимодействует с моралью в регулировании общественных отношений. Мораль и право непосредственно взаимосвязаны, притом, можно говорить о конфиденциальном взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в управлении общественных отношений.

Правовые нормы необходимы и должны служить проводниками морали, закреплять и охранять нравственные устои общества. Эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов многократно увеличивается, если они опираются не только на государство и государственное принуждение, но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы.

Основным положением самого феномена права является справедливость, равная мера и равный юридический подход, что в юриспруденции трансформируется в важнейшее правовое начало – необходимость справедливого права и его применения, т.e. правосудия.

В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.

Регулятивное взаимодействие права и морали довольно отчетливо выраженно в юридических текстах. В НПА часто используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, честь, почет и др.). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых санкций.

Разные способы регуляции, разные критерии при оценке поведения субъекта, право заскорузло, мораль более активно реагирует на происходящие изменения, право что-то разрешает, мораль запрещает.