Файл: Оценка готовности детей к школе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

В настоящее время осуществляется большая работа по совершенствованию системы образования, повышается уровень обучения и воспитания детей. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Готовность к школе рассматривают как достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности навыков, которые создали бы оптимальные возможности для успешного вхождения его в школьную жизнь и полноценной организации учебной деятельности. Однако было бы неправильно сводить эту готовность к умению читать, писать и считать. Иногда дети с хорошо сформированными навыками чтения и счёта всё же отстают в учёбе от своих одноклассников, которые при поступлении в школу не имели таких навыков. Причина в том, что подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

В процессе обучения постоянными спутниками детей с недостаточной личностной готовностью к школе становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой «ориентации на неуспех».

При подготовке детей к школе необходимо ориентироваться на показатели не только физиологической, но и психологической, в том числе – личностной, готовности ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает развитие у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции, связанной с предстоящим обучением в школе.

Как правило, процесс перехода ребенка-дошкольника к «школьному детству» не бывает безболезненным для детей. Этот процесс связан со значительными интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками и во многом определяет дальнейшую успешность обучения и самореализации ребенка. Важной задачей педагогики и психологии является подготовка ребенка дошкольного возраста в развитии к обучению в школе и его социальная адаптация.

Ведущие исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, М.Г. Копытина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикови др.) считают, что детям до момента обучения в школе, прежде всего, необходимо овладеть следующими учебно-важными качествами: интеллектуальными, эмоционально-волевыми, социально-личностными и мотивационным. 


Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Кроме того, развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент психологической школьной готовности.  Все вышесказанное определяет актуальность работы.

Объект исследования – оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования – оценка личностной готовности ребенка к школьному обучению.

Цель исследования – изучить и оценить личностную готовность детей к школьному обучению.

Достижение поставленной цели предполагают решение следующих теоретических задач:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

2. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

3. Дать определение понятию психологической готовности к школьному обучению;

4. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы личностной готовности детей к школьному обучению.

5. Рассмотреть методики исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ социально-педагогической литературы и психологической литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, окружающего мира, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Известно, что семилетние (а особенно шестилетние) дети обладают целым рядом морфологических, физиологических и психологических особенностей, которые определяют их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость.


Когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, то есть, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с потенциальными возможностями. 

В 6-7-летнем возрасте происходят существенные изменения в организме ребенка и это определенный этап созревания организма.

Показатель «школьной зрелости» - это изменение пропорций тела. Если у ребенка не сформировался опорно-двигательный аппарат, он испытывает нагрузку, что приводит к нарушениям осанки, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к деформации грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому ему тяжело долго писать, правильно держать ручку.

В 6-7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15-20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

Из-за несовершенства нервной регуляции основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и завершенными становятся овалы.

6-7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.


Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов, кругозора.

У детей этого возраста развивается интерес к окружающему, они любознательны и пытливы, и педагоги используют это, проводя на занятиях эксперименты с песком, водой, воздухом. Происходит диалог с детьми, они задают много вопросов и сами высказывают предположения и оригинальные догадки. В этом возрасте закладывается логическое мышление, ребенок способен к простейшему анализу, рассуждению. Но все же, игра остается основным способом, узнавания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Ребенок любит играть во взрослые дела, подражая при этом авторитетным для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается [1].

6-7 лет время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

У ребенка очень развито воображение, и он задействует его постоянно. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Ребенок часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес. Ребенок способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.


Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: между переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Кризис семи лет - это рождение социального Я ребенка.

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, ребенок видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает.

У детей наблюдаются споры, капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает. Психологи считают, что в дошкольном возрасте источником познания является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление [2].

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим, целью которого является не столько формирование у ребенка определенного набора знаний, умений и навыков предметного характера, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.