Файл: Сходство и отличие требований права и морали.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие части человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности развития и функционирования права в сочетании с российской действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются, приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы. Реформы осуществлялись очень медленно и непоследовательно, достаточно сказать, что Россия так и не получила полноценной конституции. Свыше 70 лет Россия находилась под директивным воздействием коммунистической идеологии. В стране сформировался тоталитарный режим, были истреблены миллионы людей. Во второй половине 80-х годов XX в. в СССР начались экономический и политический кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная Россия делает первые шаги на труднейшем пути обретения свободы.

Политический и экономический кризисы до сих пор не преодолены. Глубокие противоречия естественно затронули мораль и право. В стране происходят глубокие общественные изменения, сравнимые с революционными преобразованиями. Разумеется, революция не может прокладывать себе дорогу в соответствии с прежним правом и опираться на прежние законы. Прежние правовые теории и прежнее законодательство себя изжили, новые только складываются. Естественно, и новые теоретические представления, и новое законодательство испытывают воздействие старого и нового, принимаемые решения противоречивы, они отражают противоречия российской действительности. Естествен вопрос: до теории ли сейчас, когда идет ломка многолетних основополагающих представлений? На этот вопрос должен быть дан положительный ответ. В условиях, когда резко обострились противоречия общественной практики, когда развитие общества принимает подчас непредсказуемый характер, обращение к теории правомерно.


Нет сомнения, что идеи, возникшие в большинстве своем в глубинах XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной плеядой энциклопедистов и просветителей, равно как и требования свободы, равенства, демократии, сохраняют огромный гуманистический и демократический потенциал и в наше время. Однако, на мой взгляд, современные условия развития морали и права требуют не просто повторения замечательных лозунгов, но их нового прочтения и переосмысления. Не назад, к пройденным временам, а вперед в XXI век, с позиций современного абстрактного гражданского общества и рыночной стихии движется жизнь современного общества. Заметим, что в данной работе вовсе не отрицается полезность исследований прежних времен и идей, их популяризации. Кроме того, этот аспект составляет лишь часть исследований философов права. Поэтому, вовсе не претендуя на истину в последней инстанции, я думаю, что пришла пора для юристов, изучающих не только идеологе, но и действительность, поговорить о некоторых назревших проблемах.

В какой-то мере, хотя и с других позиций, об этом говорит и американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право “призвано отражать то, что общество считает полезным...”.

Цель данной работы это изучение и анализ проблем, связанных с правом и моралью. Для достижения цели необходимо выполнить следующую задачу по исследованию понятия права и понятия морали. Изучение российского законодательства, связанного с правом и моралью. Анализ, исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не претендует на рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.

Объект исследования – сходство и отличие права и морали.

Нормы морали создаются и формируются в обществе неписанными правилами на протяжении человеческой истории. Нормы права создаются уполномоченными государственными органами и закрепляются в специальных источниках – законах. Неотъемлемая черта правовой нормы –это ее общеобязательный характер, то есть после публикации нормативно-правового акта нормы, содержащиеся в нем, становятся общеобязательными для участников тех общественных отношений, которые он регулирует.


Глава 1. Общая характеристика Права и морали

1.1 Понятие права

Вопросы определения правовых понятий, фиксации значений юридических терминов для юристов любой специализации имеют прежде всего профессиональное значение, поскольку их деятельность связана именно с правом: его созданием, систематизацией, реализацией, применением, толкованием.

Право является основным понятием правоведением. В зависимости от того или иного понимания права либо избранного подхода к его интерпретации выстраивается и теория национального права. Однако право как основное понятие правоведения не является единым, однородным, потому что в правоведении, строго говоря, есть два основных понятия права: объективное право (или право в отношении к обществу) и субъективное право (или право в отношении к субъекту).

Право – продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. От других общественных явлений его отличают следующие признаки: нормативность, общеобязательность, государственное принуждение как способ реализации права, формальная определенность, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Признаки права рассматривается как:

  1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.
  2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.
  3. Право – мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой меру свободы.

Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Для Аристотеля право — это политическая справедливость,

Для средневековых ученых-богословов — это божественное установление,

Для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

Таким образом, что право – это система нормативных правил поведения, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.


Право основывается на трех составляющих:

  1. правовых идеях (правовом сознании);
  2. правовых нормах (правовых предписаниях);
  3. правоотношении (общественных отношениях, имеющих юридическую природу).

Типы юридического мировоззрения могут выражаться в следующих типах правопонимания:

    1. Юснатурализм (теория естественного права) основан на верховенстве идеи права (Г. Гроций, Д. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным право. Право — это совокупность самодовлеющих нравственных ценностей.
    2. Нормативистский (позитивистский) подход (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, X. Кельзен). Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется". Основной целью теории права снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности.
    3. Социологическое направление права (реалистическая школа права) основоположники этой теории Л. Дюги, Э. Эрлих, Г. Канторович, С.М- Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др. Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.
    4. Солидаристское направление или социальная концепция права (Л Дюги) очень близка к его социологическому пониманию. Идея центральная категория, это «основополагающий факт всякого человеческого общества», заключающийся в том, что люди не жили и не могут жить изолированно друг от друга, в так называемом «естественном состоянии». Социальная солидарность порождает определенную норму поведения «социальная норма».
    5. Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Г. Тард). Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
    6. Марксистская (материалистическая, классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) основывается на классовом подходе и рассматривает право как возведенную в закон господствующего класса и инструмент в его руках.
    7. Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) говорит о праве как о продукте народного духа. Оно складывается в обществе подобно языку. Обычаи доминируют над законом. Государству необходимо лишь замечать эти складывающиеся нормы и закреплять их. Так формируется национальное право.
    8. Либертарно-юридическое направление права (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) основывается на том, что право есть нормативная форма свободы и обладает высшей ценностью как мерило добра и справедливости.

Особую роль нормы права играют в регулировании конфликтов Право, которое регламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни на основах всеобщей свободы является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществление социального контроля, направленного на подчинение поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основе учета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способы решения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуют интересам всех участников правового общества. Система правовых норм, которая определяет правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни, подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такого поведения

Право обладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми для регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с этой целью обществом социальных институтов.

Широкие определения права хороши тем, что они ориентируют на рассмотрение жизни права в правоотношениях, правосознании, правоприменительных актах, субъективных правах. Авторы «философского» подхода озабочены качеством законов, соответствием последних общечеловеческим и иным ценностям. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия, эффективность права, разрешение противоречий права. По каждому из них имеется обширная литература, а некоторые проблемы рассматриваются в других темах. В заключение повторим интегративное определение права. Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

1.2 Понятие морали

Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Развитие теорий морали — процесс, тесно связанный с социальной эволюцией различных народов человечества. Некоторые эволюционные биологи, в частности, социобиологи считают, что мораль есть продукт эволюционных сил, действующих как на индивидуальном уровне, так и на групповом, через групповой отбор (хотя в какой мере это действительно важно в этом процессе— остаётся предметом споров в эволюционной теории). Некоторые социобиологи оспаривают тезис, что линии поведения, предписываемые моралью, сильно изменились, поскольку они обеспечивают возможное выживание и/или выгоду при воспроизводстве (то есть повышают успех в эволюции). В соответствии с этими линиями поведения, люди развивали «про-социальную» составляющую своих эмоций, как например чувства эмпатии и вины. Наоборот, другие биологи доказывают, что люди развивали именно мораль и альтруистические инстинкты.