Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Роль человеческого фактора в развитии организации
1.2 Современные подходы к управлению человеческими ресурсами предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ООО «РАИ»
2.1. Краткая характеристика предприятия и его кадрового потенциала
2.2. Анализ эффективности управления человеческими ресурсами
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ООО «РАИ»
3.1. Рекомендации по повышению квалификации и дополнительного обучения
Организация деятельности, которая может открывать возможности для творческих подходов или сдерживать их, мотивировать образование или игнорировать его роль в развитии человека и коллектива в целом[12].
Все эти средства и методы теснейшим образом взаимосвязаны, и только системное их использование позволяет получить действительный эффект человеческого капитала[13].
Характеристика основных элементов системы управления человеческими ресурсами в целях повышения конкурентоспособности организации представлена в таблице 1.
Содержание
Таблица 1 Цели, принципы формирования и элементы системы управления человеческими ресурсами |
|
Элементы |
|
1 |
2 |
Цель |
Мобилизация всех внутренних возможностей и знаний, которыми обладают сотрудники, и ориентация их в направлении цели таким образом, чтобы обеспечить синергетический эффект. |
Принципы разработки |
Отношение к сотрудникам как к ключевой ценности и стремление к обеспечению их благополучия. Компетентностный подход к управлению человеческими ресурсами. Демонстрация уважения к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности в доброжелательной и стимулирующей трудовую активность атмосфере, уважение прав человека, поддержка открытого и доверительного отношения и уважения сотрудников друг к другу, бережное отношение к творческим личностям. Поощрение инициативы каждого, ее ориентация при обеспечении свободной творческой деятельности, поощрение принятия на себя ответственности в сложных ситуациях. |
Приоритеты |
Мобилизация знаний сотрудников и их стимулирование к генерации, передаче и использованию знаний. Развитие интеграционных команд, обменивающихся знаниями. Реализация политики «открытых дверей», поощряющей работников выносить свои проблемы на рассмотрение высшего руководства. Постоянное взаимодействие менеджеров с работниками. |
Основные формы реализации компетентностного подхода к управлению человеческими ресурсами |
Развитие компетенций специалистов на основе Т-модели. Реализация пяти активных ролей (ключевых функций), обеспечивающих генерирование, распространение и использование новых знаний: (1) генерация идей и новых знаний; (2) отстаивание нового знания как организационного; (3) управление реализацией нового знания; (4) информационный контроль; (5) поддержка и инструктаж сотрудников. Ключевые функции являются уникальными, требуют особых компетенций и выполняются ограниченным числом сотрудников; большинство из них реализуется специалистами, знающими потенциал сотрудников, особенности стратегии и организационных взаимосвязей, использующими возможности организационной культуры и обладающими определенными личностными качествами. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Особенности реализации функциональной подсистемы управления человеческими ресурсами |
Сценка персонала на всех этапах (от приема до увольнения) по критериям, характеризующим профессиональную успешность работника. Оценка и максимально полное использование компетенций ключевых специалистов и руководителей, стимулирование их способности к творчеству, предприимчивости, умения работать в команде, нравственной надежности. Индивидуализация стимулов, методов воздействия и контроля деятельности ключевых специалистов. Совершенствование системы мотивации с учетом потребностей высшего уровня (не умаляется значение материального стимулирования). Оперативная реакция на успехи и недочеты в работе. Обеспечение разумного баланса при выработке системы поощрений. |
Лидерство |
В основе лидерства - доверие к руководителю, признание его авторитета, высокого уровня квалификации, личные симпатии к нему, а также его стремление учиться и перенимать опыт, его готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях. Основополагающий момент в преобразованиях - наличие у лидера видения будущего организации, его умение оценивать открывающиеся возможности для инноваций. Лидеры, обеспечивающие эффективное управление интеллектуальным капиталом: понимают механизмы положительной и отрицательной обратной связи в бизнес-системе, а также характер технологической сети и ее инфраструктуры; имеют ясное видение будущего организации; являются «социальными архитекторами» организации, создают ее философию, систему норм и ценностей; формируют в организации атмосферу доверия, стремясь к максимальной четкости своих позиций; зная свои сильные и слабые стороны, акцентируют внимание на сильных сторонах, что привлекает последователей и создает чувство уверенности; обладают мужеством, характером, волей; применяют психологические приемы для победы над конкурентами. |
Организационная культура |
Организационная культура приобретает более демократичные черты, акцент переносится на совместную работу, поощряется личная заинтересованность и ответственность, подчеркивается исключительная ценность вклада индивидуума в деятельность организации |
Критерии и основные показатели эффективности |
Уровень развития (прирост) человеческого капитала. |
Управление человеческими ресурсами организации требует регулярной и объективной оценки человеческого капитала. Оценка качества человеческого капитала осуществляется кадровой службой по организации в целом и по каждому из ее структурных подразделений. Результаты оценки доводятся до соответствующих менеджеров и служат основанием для разработки планов мероприятий по поддержанию достигнутого уровня качества человеческого капитала и его улучшению[14].
Выводы
Человеческие ресурсы — это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Не только квалификация, образование и совокупность практических навыков работника играет немалую роль в качестве человеческих ресурсов, но и определенные личностные характеристики, а, следовательно, и такие психологические особенности как характер, темперамент, а также эмоциональная составляющая.
В настоящее время человек для предприятия становится главным объектом интересов, а привлечение и удержание квалифицированного сотрудника в компанию – основной целью кадровой политики. В связи с этим основной задачей руководства предприятия становится проведение такой кадровой политики, когда целью кадрового менеджмента является удовлетворение растущих запросов и потребностей каждого сотрудника. Использование организацией таких принципов достойного труда, как справедливая компенсация труда, безопасные условия труда, социальная защита, непрерывное профессиональное развитие, соблюдение прав работников и другие, обеспечивают конкурентоспособность субъекта управления за счет человеческого фактора.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ООО «РАИ»
2.1. Краткая характеристика предприятия и его кадрового потенциала
ООО «РАИ» была основана в 2003 г. в Нижнем Новгороде. Аббревиатура РАИ расшифровывается как региональная аналитика и информация. Основная деятельность компании – предоставление услуг по проведению маркетинговых исследований, как комплексных, так и только полевого их этапа.
ООО «РАИ» является межрегиональной исследовательской компанией и имеет собственные филиалы в г. Москва, г. Челябинск и г. Сочи, с головным офисом в Н.Новгороде. В работе будет рассматриваться деятельность офиса в г. Москве. Общая численность сотрудников ООО «РАИ» – более 50 человек. Численность сотрудников офиса в Москве – 18 человек, кроме того в работе ежемесячно задействовано в среднем около 30 внештатных сотрудников.
Компания предлагает следующие виды услуг.
1. Исследование рынка товаров и услуг: определение ценовой политики рынка – мониторинг цен; анализ состояния и тенденций изменения ценового позиционирования, ассортимента отраслевого рынка; определение и описание сегментов рынка; исследование специфики предложения на рынке.
2. Исследование предпочтений и поведения потребителей: определение сегмента потребителей товара, услуги и его основных характеристик; исследование покупательского поведения и потребительских предпочтений; оценка удовлетворенности потребителем товаром, услугой; оценка лояльности потребителей к новинкам рынка; оценка эластичности спроса по цене; оценка возможности изменения потребительского предпочтения; исследование степени известности и доверия к торговым маркам; оценка удовлетворенности качеством сервиса.
3. Анализ конкурентной среды: определение интенсивности конкуренции в данном сегменте рынка; прогнозирование появления потенциальных конкурентов; выявление реальных конкурентов и определение их доли на рынке; исследование сильных и слабых сторон конкурентов; определение ценовой политики конкурентов; оценка удовлетворенности качеством сервиса, предоставляемого конкурентами.
4. Исследование продукта, рекламы: тестирование продукта; определение оптимального набора характеристик продукта; тестирование рекламных материалов; оценка эффективности рекламных компаний.
5. Исследование сервиса: оценка персонала в сфере услуг и торговли.
Организационная структура ООО «РАИ» представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Организационная структура ООО «РАИ»
В компании функционирует два основных отдела: отдел полевых исследований и отдел комплексных исследований, кроме того существуют финансово-хозяйственные службы (бухгалтерия, IT-поддержка, секретариат).
Задачи отдела комплексных исследований – найти заказчика, наметить цели и задачи исследования, разработать инструментарий исследования, кроме того, сотрудники данного отдела обрабатывают информацию, полученную в ходе полевого этапа исследования, предоставляя отчеты о проделанной работе. Также в данный отдел входят сотрудники, отвечающие за пенальные исследования
Полевой отдел проводит полевой этап работы – сбор информации, в состав данного отдела входит также отдел контроля, ответственный за проверку качества и ввод полученных данных.
Следует отметить, что основную часть полевых работ выполняют внештатные сотрудники – интервьюеры, таким образом, штат в основном формируют менеджеры высшего и среднего звена, а также их ассистенты. Численность сотрудников отделов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Численность сотрудников в офисе Москвы по отделам (чел.)
Отдел |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Темп роста 2017/ 2016, % |
Темп роста 2018/ 2017, % |
Директор |
1 |
1 |
1 |
100,00 |
100,00 |
Отдел полевых исследований |
4 |
5 |
5 |
125,00 |
100,00 |
Отдел комплексных исследований |
5 |
6 |
7 |
120,00 |
116,67 |
Финансово-хозяйственные службы |
4 |
5 |
5 |
125,00 |
100,00 |
Итого штатных сотрудников |
14 |
17 |
18 |
121,43 |
105,88 |
Внештатные сотрудники |
25 |
25 |
30 |
100,00 |
120,00 |
Всего сотрудников ООО «РАИ» |
39 |
42 |
48 |
107,69 |
114,29 |
Как видно из данных, представленных в таблице 2, в 2016-2018 гг. численность персонала увеличивалась. В 2017 г. она возросла на 7,69 %, а по штатным сотрудникам – на 21,43 %, а в 2018 г. еще на 14,29 % (по штатным сотрудникам – на 5,88 %).
В таблице 3 представлена структура персонала по уровню образования.
Таблица 3
Анализ работников ООО «РАИ» по уровню образования
Уровень образования |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклон. 2017/ 2016 |
Отклон. 2018/ 2017 |
|||||||
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
Численность чел. |
Удельный вес, % |
|||
Среднее профессиональное |
4 |
28,57 |
4 |
23,53 |
4 |
22,22 |
- |
-5,04 |
- |
-1,31 |
||
Высшее |
10 |
71,43 |
13 |
76,47 |
14 |
77,78 |
3 |
5,04 |
1 |
1,31 |