Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Проведенное исследование показало, что при наличии принимающего, уважающего отношение со стороны родителей подростков формируется положительный тип самоотношения, что благоприятно сочетает в себе критический учет внешних оценок и собственного опыта.
Важно подчеркнуть, что адекватное осознание своих сил, «обратной связи» в виде родительского отношения и оценок (как положительных, так и отрицательных) больше присущи подросткам с благоприятным типом самоотношения, что соотносится с высоким самоуважением и симпатией.
Положительный образ Я делает подростка более доступным для воспитательного воздействия родителей, в том числе для их критических оценок, замечаний, которые в этом случае воспринимаются как унижение его личности и ограничения самостоятельности.
Наиболее неблагоприятными вариантами самоотношения являются те, которые характеризуются низкой симпатией и высоким самоуважением ( «сильный» и «плохой»), который формируется в эмоционально холодных семьях, с ориентацией на эмоциональное отторжение ребенка; низкой симпатией и низким самоуважением ( «плохой» и «слабый»), который формируется в семьях с эмоциональной дистанцией и чрезмерной требовательностью со стороны родителей. Эти варианты самоотношения характерные для подростков, переживающих фрустрацию эмоционально теплых отношений с родителями.
Подросток пытается определить свое место в семье путем достижения чувство общности и реализовать стремление к собственной важности и самоуважения. Для содействия формированию положительного самоотношения родителям важно соблюдать пропорции преобладание одобрение над критикой, поддерживать и развивать инициативу, самостоятельность подростков, подчеркивать веры в их силы и возможности, четко дозировать и обосновывать ограничения и требования к подростку. Замечания и предложения нужно давать в форме директив, а совместно их обсуждать в дискуссиях. Привлекать подростка в жизни семьи следует не только путем расширения круга его обязанностей, но и прав. Так мы решили 2 задачу.
Большое значение в формировании самоотношения имеет кризис подросткового возраста, характеризующееся сокрытием эмоций, чувств и переживаний, которые, накапливаясь, могут привести к нежелательным действиям и поступкам. Также стоит отметить необходимость частого общения подростков со взрослыми (особенно с родителями), нахождение общих интересов и организации совместной деятельности, проведения свободного времени, открытого общения на любую тематику.
Формирование самоотношения рассматривается как результат усвоения ребенком определенных параметров родительского отношения к ней. Тип самоотношения в значительной степени формируется в среде детско-родительских отношений, зависит от особенностей воспитательного процесса со стороны родителей.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в установлении социально-психологической зависимости между особенностями внутрисемейных взаимоотношений и зарождения конфликтов "дети-родители" и разработке методов психологической коррекции улучшения семейных взаимоотношений.
Список литературы
- Антонов В.В. Социология семи/ В.В.Антонов, В. М.Медков. – М.: Академия, 1996. – 304 с.
- Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена/ К.Бейкер// Вопросы психологии. – 1991. – № 6.– С.155-164.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: [краткий курс лекцій]/ А.Я.Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с
- Галущинская Ю. О. Межпоколенные отношения детей и взрослых / Ю.О. Галущинская // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на современных этапах : Сб. научн. ст. – Шадринск : ШГПИ, 2012. - С. 67-72.
- Дружинин В.Н. Психология семи/ В.Н.Дружинин. – М.:КСП, 1996. – 160 с.
- Ковалев С. В. Психология современной семи/ С.В.Ковальов. – М.: Просвещение, 1988 – 98 с.
- Косарева А.И. Влияние детско-родительских отношений на формирование самосознания школьника // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учебных заведениях: Сб. наук. работ. Научные записки Ровенского государственного гуманитарного университета. - Ровно: РГГУ, 2004. - Вып. 30. - С. 94-98.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Т. А. Куликова. – M. : Academia, 2013. – 227 с.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Педагогика, 2012 – 98 с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства/ Р.В.Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 319 с.
- Осухова, Н. Г. Терапия кризисных состояний [Текст] : монография / Н.Г. Осухова. – М.: Академия, 2015. – 288 с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. Фонарева. — М.: Прогресе, 2012.- С. 190-211.
- Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: [пер. с англ.]/ Р.У.Ричардсон – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1994. – 136с.
- Семья. Социально-психол. и этич. пробл.: [справочник]/ В.И. Зацепин (рук.авт.кол.), Л.М.Бучинская, И.Н.Гавриленко и др. – К.: Политиздат, 1989. – 255 с.
- Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012. – 349 с.
- Сухомлинский В. О. Мудрость родительской любви.-М.,1988
- Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2012. – 511 с.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: [книга для педагогов и родителей]/ В.М.Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.
- Шерман Р. Структурированные техники семейной терапии [Электронный ресурс]: руководство/ Р.Шерман, Н.Фредман/ авторизированный перевод с английского к.пс.н. А.З.Шапиро – М.: Класс, 1997.. – Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o146.html
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 651 c.
- Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.: 2012. – с.75