Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится ареной деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города. В это же время происходит переселение различных народов. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя. Новые условия требовали и новой, территориальной организации, охватывающей все население.[46]
Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная организация постепенно превращалась в систему «военной демократии». Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на передачу своей власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью собрания племени, превратившегося в собрание военной дружины. У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются функции верховного жреца и верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ.
Существенное влияние на процесс образования государства, объединение отдельных родов и племен в единые народы, оказала религия. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывала передачу ее по наследству.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуется как раннеклассовые государства.
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов.[47]
В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов.
Необходимо отметить, что процесс формирования государства у разных народов мира шел по разному. В частности выделяют восточный и западный пути формирования государства. Для восточного пути (Египет, Вавилон, Китай, Индия) характерен так называемый «азиатский способ производства», здесь оказались устойчивыми социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства.[48]
На западе, напротив, ведущим государствообразующим фактором было классовое разделение общества. Это обуславливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю и другие средства производства – рабов, скот.
Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества возникает объективно, в итоги «неолитической революции», перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.
Заключение
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.[49]
Государство явление многогранное. Рассмотренные мною теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.[50]
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на происхождение государства может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства как средства преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего, путем насилия, принуждения. С этой точки зрения государство является орудиям в руках одной части общества для реализации своей воли, для подчинения этой воле другой части общества. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия.[51]
Вторая точка зрения состоит в том, что государство преодолевает противоречия в обществе путем достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства выражаются общие интересы различных групп общества. Суть государства составляет общественное согласие. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.
На современном этапе государство рассматривается как результат одномоментного акта, а как следствие эволюции человеческого общества. Оно не навязывается человечеству извне, а возникает в силу целого ряда объективных (экономические) и субъективных (войны, религия) факторов.
Среди основных причин возникновения государства можно выделить следующие:
1) необходимость совершенствования управления усложняющимся обществом, что связано с развитием экономики, ростом численности населения, разделением общества на классы;
2) необходимость организации крупных общественных работ (строительство ирригационных систем, дорог, водопроводов);
3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых классов и социальных групп;
4) необходимость поддержания в обществе порядка, в том числе и правопорядка;
5) необходимость ведения завоевательных и оборонительных войн.[52]
Процесс формирования государства был различным у разных народов. В силу отличающихся природных условий, социальных и экономическим факторов на первый план выходили те или иные причины возникновения государства.
Список использованной литературы
- Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ 640 с.;
- Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ 504 с.;
- Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ 520 с.;
- Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА-ИНФА, 2009. ‒ 487 с.;
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2010. ‒ 600 с.;
- Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2013. ‒ 459 с.;
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2009. ‒ 390 с.
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 177. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 58. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 137. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 61. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 233. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 139. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 179. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 140. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2010. – С. 92. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 66. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 144. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 180. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 73. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 239. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 183. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 79. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 240. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 247. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 146. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 84. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 249. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 152. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 86. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 195. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2010. – С. 107. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 90. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 91. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 154. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 250. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 198. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 255. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 91. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 92. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 157. ↑
-
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2009. ‒ 149. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 160. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 258. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 95. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 170. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 206. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 107. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 227. ↑
-
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2009. ‒ 155. ↑
-
Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2013. ‒ С. 168. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 171. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 262. ↑
-
Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2013. ‒ С. 170. ↑
-
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.,, 2009. ‒ С. 264. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. ‒ С. 219. ↑
-
Мелехин А.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 114. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007. ‒ С. 180. ↑
-
Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2013. ‒ С. 175. ↑