Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1535
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ЭЛЕКТРОННАЯ КОМЕРЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность понятия «электронная коммерция»
1.2 Виды электронной коммерции
1.3 Преимущества и недостатки электронной коммерции
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМЕРЦИИ
2.1. Общие тенденции развития электронной коммерции
2.2 Развитие электронной коммерции в России
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире заметен быстрый рост, как мировой, так и российской электронной торговли. Применение интернет-технологий повлияло на форму ведения бизнеса. В нашей жизни мы все чаще используем такие понятия, как электронные платежи, электронные деньги, общение с продавцом/клиентом через интернет, электронный кошелек, интернет-магазин, электронная коммерция.
Электронная торговля активно распространятся по всему миру. Предлагая широкий ассортимент товаров и услуг, данный вид экономической деятельности превращается в инструмент объединения частных лиц, компаний, отраслей, органов государственной власти и государств в единое целое. Поэтому тема электронной торговли очень актуальна в наши дни.
Для развития экономики России требуется внедрение новых информационных и коммуникационных интернет-технологий в деятельность фирм и организаций. Предприятия, реализующие инновационные технологии в области информационных ресурсов, берут первенство в рыночных отношениях. Это помогает дальнейшему укреплению своих позиций на рынке.
Преимуществами использования электронной торговли являются: снижение затрат на продвижение бизнеса; заключение электронных договоров; сокращение времени операций; снижение затрат на реализацию продукции и т.д. Эти преимущества позволяют снизить цену на товары и услуги, что влечет за собой рост объемов электронной торговли. Теперь люди при оформлении заказов стараются заменить бумажные документы на электронные.
Несмотря на преимущества электронной торговли, существуют также и недостатки. Проведение интернет покупок и продаж повлекли за собой возникновение целого ряда правовых проблем.
Заметный вклад в исследование данной темы сделали российские ученые: И.Т. Балабанов, А. С. Булатов, В.Н. Гунин, П.Н. Завлин, СВ. Ильдеменов, А.К. Казанцев, Г.Д. Ковалев, Д.И. Кокурин, В.Г. Медынский, Л.Э. Миндели и др.
Цель курсовой работы - исследовать электронную коммерцию как прогрессивную форму развития торговли, выявить проблемы и перспективы её развития.
На основе поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– дать определение понятию электронной торговли;
– изучить историю возникновения электронной торговли;
– проанализировать перспективы развития и проблемы электронной торговли;
– сопоставить статистические данные роста популярности.
Объектом исследования выступает электронная коммерция.
Предметом исследования является электронная коммерция как новый вид товарообмена.
Методы исследования – анализ литературных источников, анализ статистических данных развития рынка электронной коммерции, синтез.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящие из параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ЭЛЕКТРОННАЯ КОМЕРЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность понятия «электронная коммерция»
При исследовании такого явления как электронная коммерция ученые указывают, что это сравнительно новая сфера, в отношении которой уже, однако, не одно десятилетие предпринимаются попытки по регулированию. Тем не менее, развитие данной сферы в связи с продолжающейся информатизацией общества и техническим прогрессом довольно сильно опережает все эти попытки, так как технологии идут вперед семимильными шагами. В связи с этим и возникла проблема не то, что с «пробелами» в регулировании, а с однозначным пониманием данных институтов.
В отношении появления самого термина и введения его в употребление существуют различные позиции: термин впервые появился в средствах массовой информации и в специальной литературе в целях «обозначения экономической деятельности, осуществляемой с использованием компьютерных сетей» [7]. Или в начале 90-х годов XX века либо в 60-х годах в связи с появлением технологии электронного обмена данными, в частности, электронного перевода денежных средств [16]. В юридических исследованиях термин стал использоваться в середине 1990-х годов, когда данное явление распространилось на сеть Интернет. Используемый в российской науке термин «электронная коммерция» является калькированным переводом с английского языка термина «electronic commerce» или сегодня часто встречается сокращенный вариант данного термина – «e-commerce».
Электронная коммерция – это транзакция, которая совершается в сети компьютеров, связанных между собой, после завершения которой определяются права пользования услугой или товаром [1].
Под электронной торговлей подразумевается деятельность экономических субъектов, связанная с реализацией коммерческих операций с использованием электронных средств обмена информацией [6].
В сравнении с традиционным электронный обмен данными в Интернете является более эффективным, причем как по скорости прохождения, так и по себестоимости. Благодаря ему пользователи могут обмениваться данными, осуществлять финансовые расчеты и заключать сделки в онлайн-режиме. Субъектами таких отношений могут выступать физические и юридические лица, финансовые структуры, товаропроизводители, поставщики и потребители (покупатели) услуг и товаров [9].
Сегодня именно информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве определяющего фактора экономического развития [3]. При исследовании вопросов, связанных с электронной торговлей, следует выделить следующий определяющий фактор – наличие коммерческой сделки, осуществление или заключение которой совершается в сети Интернет и происходит без физического присутствия сторон. В итоге право собственности на услугу или товар переходит от одного участника к другому. Электронная торговля (коммерция) охватывает такие операции, как:
- онлайн-маркетинг;
– интернет-контакты с поставщиками товаров;
– послепродажный сервис;
– платежная система;
– логистика и доставка товаров [5].
Все вышеперечисленные элементы, будучи лишенными основного звена – коммерческой сделки в интернете – лежат за рамками процесса электронной коммерции, и в таком случае не могут называться видами электронной торговли.
В настоящее время экономический эффект от использования технологий электронной коммерции является положительным и имеет положительную динамику роста [4]. На современном этапе общественного развития эта сфера деятельности является неотъемлемой частью человеческой жизни. Электронная торговля имеет массу преимуществ, которые приводят к снижению цен на услуги и товары. В свою очередь это способствует повышению объемов онлайн-торговли.
Благодаря использованию современных систем передачи данных совершение коммерческих сделок стало более удобным. Например, существенно упростился процесс обмена документацией: вместо распечатанных прайсов, накладных, биржевых котировок, заказов на покупку и других документов контрагенту направляются электронные версии. Аналогичная ситуация сложилась и в области электронных переводов (платежей). Между финансовыми учреждениями создан и функционирует эффективный механизм взаимодействия в части кредитования и дебетования счетов клиентов.
Онлайн-торговля дает возможность малым и средним организациям успешно конкурировать с крупными корпорациями. В США малые организации, активно пользующиеся интернетом, расширяются на 46 % быстрее в отличие от тех, которые не используют возможности интернета в своей деятельности [7].
Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. стал одной из причин развития малого предпринимательства в Интернете. Число проектов с численностью участников до 10 человек существенно возросло. Несмотря на общую тенденцию к снижению деловой активности, рост в этом сегменте не прекращался. Это обусловлено тем, что в условиях общего спада деловой активности и сокращения штата, некоторые молодые специалисты решили начать собственный бизнес. К тому же, для начала бизнеса в интернете не требуется существенных вложений. Это преимущество делает онлайн-торговлю привлекательной для всех экономических субъектов – и для мелкого, и для крупного бизнеса. Кризис 2008 г. вынудил многих субъектов бизнеса к принятию радикальных мер – сокращению штата, увольнению персонала, урезанию бюджета. Многие компании не могли позволить себе дорогостоящую наружную рекламу и рекламные ролики. В связи с этим, а также по причине значительного потенциала с позиции возможностей продвижения услуг и товаров роль Интернета существенно повысилась [10].
Онлайн-торговля постепенно превращается в неотъемлемую часть мировой экономики. Но развитие нового направления в макрорегионах имеет разные темпы. Абсолютный лидер сегмента – Азиатско-Тихоокеанский регион. По показателям оборота интернет-торговли он в два раза обгоняет Северную Америку (в основном, за счет Китая). Такая тенденция объясняется по большей части активным экономическим ростом и информатизацией развивающихся стран Азии [8].
При этом новый рынок является менее прозрачным и цивилизованным в сравнении с традиционным ритейлом. Во многом это связано с особенностями виртуальных технологий. Однако именно глобальный характер онлайн-торговли выступает в качестве мощного драйвера роста и одновременно основного барьера для создания эффективных финансовых и правовых инструментов для легализации данного сектора. В некоторых случаях возникающие товарно-денежные отношения сложно регулировать нормами и правилами, действующими на территории одного государства. Очевидной становится необходимость регулирования трансграничной и внутренней онлайн-торговли на основе единых принципов независимо от юрисдикции. Но по состоянию на сегодняшний день единой практики государственного регулирования не существует. Вместе с тем во многих странах наблюдается явная тенденция к популяризации протекционистских мер с целью стимулирования национальных (внутренних) производителей и интернет-ритейлеров (за исключением США и некоторых других стран, в которых взят курс на саморегулирование рынка) [8].
Таким образом, электронная коммерция – это относительно новое явление. При этом это явление динамическое, оно постоянно развивается, эволюционирует.
1.2 Виды электронной коммерции
Электронная коммерция или e-commerce включает в себя операции, которые осуществляются через интернет. Товары и услуги заказываются в режиме реального времени (онлайн), а также внутри или вне сети может иметь место поставка и оплата продукции.
С помощью электронной коммерции могут дополнительно формироваться заказы по телефону, факсу или по электронной почте. Сам термин «e-commerce» не использовался в обиходе до 1997 года. Именно в конце прошлого века он был создан и распространен в компании IBM.
Первоначально инструменты e-commerce использовались для облегчения коммерческих сделок в электронном виде. Интернет-магазин был изобретен в 1979 году. Впервые такой сайт появился в Великобритании, а его основателем был Майкл Алдрик [6].
В 1980 году интернет-магазины начали широко использоваться такими крупными производителями, как Ford, Peugeot, General Motors и Nissan. То есть первые виртуальные магазины сначала были заточены под представителей автомобильной промышленности.
С 1990 года электронную коммерцию начали использовать для планирования ресурсов предприятия (ERP), интеллектуального анализа и создания хранилищ данных. Начиная с 2000 года, большинство американских и европейских компаний, предлагающих свои услуги в интернете, начали развивать огромную сеть электронной коммерции.
Когда к ним присоединились азиатские фирмы, товары и услуги через интернет стали еще более доступными. Сейчас e-commerce считается обычной частью общества. Товары через интернет заказывают десятки миллионов людей по всему миру.
В основном типология электронной коммерции формируется в зависимости от субъектов, участвующих в ее процессе. Во многом отрасль зависит также от объекта торговли.
Например, некоторые товары и услуги можно предоставить прямо в сети, тогда как другие приходится доставлять клиенту при помощи почты и курьеров. Первый метод называется прямым, а второй – косвенным. Существует также гибридный способ, объединяющий черты каждого из них.
Виды e-commerce [11]:
1. Электронная коммерция между предприятиями (B2B или бизнес для бизнеса). Торговля осуществляется между предприятиями, она охватывает не только заключение сделок.
В рамках этого метода коммерции бизнес ищет партнеров для создания сети поставщиков и клиентов. Может происходить поиск коммерческой информации и многие другие действия, ориентированные на сотрудничество между несколькими фирмами.