Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1550

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для работы в этом секторе используются корпоративные сайты, оптовые интернет-магазины и различные социальные сети для бизнесменов. Сейчас это наиболее быстро растущая отрасль электронной коммерции.

2. Электронной коммерции между предприятиями и потребителями (B2C или бизнес для потребителя) - это любая форма продажи товаров и услуг для одного или нескольких клиентов. Часто речь идет о сети розничных продаж (все виды интернет-магазинов или аукционов).

3. Электронная коммерция между потребителями (C2C или потребитель для потребителя). Это классический вторичный рынок, только в формате различных виртуальных площадок. В торговле между двумя потребителями, не должны участвовать предприниматели.

Один из потребителей берет на себя роль продавца, а второй – покупателя. Такой механизм торговли отхватил себе значительную часть электронной коммерции, особенно в связи с появлением аукционов.

Сайт, то есть юридическое лицо, выступает только посредником в таких сделках. С юридической точки зрения, ведение торговли между потребителями является неправильным, ведь во многих странах закон не прописывает нормы и правила для ведения таких сделок.

4. Коммерции между потребителем и бизнесом (C2B или потребитель для бизнеса). Это малоразвитая отрасль e-commerce, которая только развивается. В данном случае потребитель как физическое лицо может предложить предпринимателю определенные товары или услуги.

Таким образом, каждый вид электронной коммерции имеет свои особенности. Отрасль находится на стадии развития, поэтому многие ее инструменты только формируются. За несколько десятилетий бизнес в форме e-commerce покорил весь мир.

1.3 Преимущества и недостатки электронной коммерции

Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий [12]:

Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.

Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.

Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.


Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.

Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.

Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.

Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.

Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.

Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.

Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.

Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.

Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:

Онлайн-сервисы приема коммунальных платежей, штрафов, регистраций и прочее. Уже давно ушли в прошлое многометровые очереди в банк для оплаты коммунальных услуг. Электронные сервисы доступны с любого компьютера или гаджета. Достаточно подключить интернет-банкинг и спокойно платить из дома за квартиру, аренду, кредит и прочие услуги.

Сайты-каталоги, доски объявлений, агрегаторы услуг и товаров. Популярность Авито, Юлы, сайтов торговли между физическими лицами, компаниями зашкаливает. Возможность бронирования билетов, номеров в гостиницах открывает большие перспективы для развития этой ниши [9].

Сайты-распространители фильмов, книг на платной основе, онлайн-кинотеатры и другое. Интеллектуальная собственность стала также и цифровым продуктом, поэтому результаты труда писателей, музыкантов, режиссеров активно продаются в онлайн-пространстве.

Онлайн-магазины, интернет-аукционы, интернет-банкинг, реклама, маркетинг и многие другие сферы прекрасно себя чувствуют в виртуальной среде. Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.


Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.

Преимущества:

  1. Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.
  2. Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен [15].
  3. Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.
  4. Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры.

Недостатки электронной коммерции:

  1. Зависимость от информационно-коммуникационных технологий. Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.
  2. Особенности законодательства, налоги. Отсутствие правового регулирования онлайн-коммерции часто служит препятствием при заключении тех или иных сделок.
  3. Безопасность информации. Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности. Активно внедряется сертификация, авторизация, капча и другие варианты борьбы с мошенничеством.
  4. Авторское право. Защита прав собственности – это давно не новая проблема для сети Интернет. Пиратские копии программного обеспечения, «слитые» в свободный доступ мастер-классы, книги и другая продукция интеллектуального труда – все это становится проблемой для электронной коммерции во всем мире.

Изучая электронную коммерцию и анализируя её взаимодействие с субъектами рынка, можно выделить как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. (Табл. 1).


Таблица 1

Преимущества и недостатки электронной коммерции

Преимущества электронной коммерцииПотребительПроизводительНаличие широкого ассортимента продукции.Сокращение издержек.Позволяет выбрать более дешевые и

качественные товары.Достижение глобального рынка.Круглогодичная и круглосуточная

доступность.Возможности географического охвата.Соблюдение анонимности.Отсутствие временных ограничений.Оперативность и удобство покупок через

интернет.Способствует эффективности обслуживания

клиентов.Недостатки электронной коммерцииПотребительПроизводительВозможные проблемы с доставкой.Недоверия покупателей.Могут возникнуть проблемы с возвратом товаров.Трудности с торговлей быстро портящихся товаров.Отсутствие визуального и фактического

контакта с товаром и продавцом.Трудности при регулировании деятельности в сети – Интернет.

После оценки преимуществ и недостатков электронной коммерции можно сказать, что она в большей степени приносит выгоду современным предприятиям. Правильная стратегия и создание доверительных отношений с клиентами могут помочь электронной коммерции адаптироваться к меняющимся потребностям современного общества.

Таким образом, электронная коммерция - это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей. Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах. Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета.

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМЕРЦИИ

2.1. Общие тенденции развития электронной коммерции

Экономические факторы складываются из многих показателей. Одним из самых важных считается процесс оборота товаров и услуг. Следует выделить ещё один показатель, который формируется в коммерческой деятельности – это реализация с целью получения и увеличения максимальной прибыли. Основными элементами электронной коммерции считаются обработка и информационное транслирование текстов, передача информации в звуковом или видео режиме. Область распределения электронной коммерции распространяется на такие аспекты бизнеса как: электронный торговый сбыт товара (услуги), акций, онлайн передача цифровой информации, осуществление электронных денежных переводов физических и юридических лиц, организация спроса коммерческих аукционов и т.д. Сущность электронной коммерции проявляется в пяти основных формах, которые указывают на взаимодействие между различными субъектами рынка: предприятие - предприятие (B2B), предприятие – потребитель (B2C), потребитель – потребитель (C2C), бизнес – государство (B2G, B2A), государство – бизнес (G2B,C2A) [5].


Теперь рассмотрим влияние электронной коммерции на деятельность мировой экономики в целом.

В 2017 году рынок США был близок к своей точке насыщения, однако существует вероятность того, что объём продаж в сфере электронной коммерции снизится и уменьшит свои обороты.

Наша страна не осталась в стороне – она попала в тройку стран - лидеров по результатам экспертной оценки аналитиков. Рынок электронной коммерции в России растет с каждым годом, о чем свидетельствует Ассоциация компаний Интернет-торговли. Так, на 2016 год оборот составлял 695,5млрд. рублей, что на 20,98% больше, чем в прошлом году. А в 2017 году уже был 834,6млрд. рублей. Географическое распространение электронной коммерции наиболее сконцентрировано в области Москвы, Московской и Ленинградской областях, и составляет 49,83% от всего географического размаха. Ограниченные знания в области коммерции посредством сети Интеренет и отсутствие усовершенствованного законодательства, тормозят развитие электронной коммерции в Российской Федерации [13].

Проводя анализ развития электронной коммерции в России, следует заметить, что наша страна отстаёт от показателей развития западных стран. Негативные последствия экономического кризиса, недоступность современных телекоммуникационных сетей в большинстве регионов страны, низкая распространенность современных электронных платежных систем препятствует развитию рынка.

Международная торговля стала основой международных экономических отношений. В частности, её развитие влияет на расширение обмена товарами и услугами между странами, а также использование в торговле электронных средств и информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают сокращение расходов на рекламу, торговые операции, безопасность электронных сделок и оптимизацию логистических схем доставки товаров и оказания услуг.

В настоящее время существует довольно большое количество электронных платежно-расчетных систем, которые функционируют на международном уровне и используются во внешнеторговой деятельности, например, Яндекс.Деньги, PayPal и др. Однако, наибольшее распространение в качестве формы электронных расчетов, используемой во внешнеторговой деятельности в настоящее время получили банковские системы, например, НСПК, SWIFT, различные системы удаленного банковского обслуживания.

Для оплаты онлайн-покупок российские потребители предпочитают платежные карты другим видам электронных платежных средств. Для дальнейшей популяризации электронных расчетов в онлайн-коммерции банки предлагают виртуальные карты, а альтернативные платежные сервисы (Yandex.Money, PayPal, Masterpass, MTS Money Wallet) - цифровые кошельки. Так, Яндекс.Касса и Сбербанк представили сервис онлайн-расчетов между юридическими лицами «B2B-платежи». С его помощью организации могут принимать онлайн-оплату от корпоративных клиентов так же просто, как от частных лиц. Для этого достаточно добавить на свой сайт кнопку для приема платежей через систему «Сбербанк Бизнес Онлайн». Новая возможность позволит сократить срок ожидания оплаты от организации с 1 дней до 3 минут. Такая технология онлайн-платежей появилась в России совсем недавно. Яндекс.Касса обновила свою технологическую платформу. Теперь с её помощью компании смогут принимать платежи в офлайне через мессенджеры. Этот способ оплаты популярен среди иностранных туристов, путешествующих по России, - в частности, китайских.