Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1215

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ожидается повышение интереса российских потребителей к бесконтактным платежам. Почти все крупные банки выпускают бесконтактные карты. Для снижения зависимости от международных платежных систем Visa и Mastercard, доминирующих на российском рынке банковских карт, в 2015 году была запущена национальная платежная система «Мир». 376 российских банков подключились к системе и начали выпуск одноименных карт. Ожидается, что в долгосрочной перспективе система будет представлять серьезную конкуренцию для Visa и Mastercard. Еще одним альтернативным платежным инструментом становятся криптовалюты.

В июне 2018 года принимать оплату в мессенджерах стало возможным через платёжных ботов Telegram и Viber. Оплату в мессенджере новым способом можно будет провести с помощью QR-кода.

Таким образом, с помощью Яндекс.Кассы интернет-магазины и другие онлайн-сервисы теперь могут принимать платежи с карт иностранных платёжных систем - American Express, JCB и Diners Club. Новая возможность пригодится компаниям и предпринимателям, которые работают с зарубежными клиентами - туристами, экспатами или, например, заказчиками из других стран, которые получают услуги дистанционно.

Представляет интерес и практика отдельных компаний. Alibaba Group владеет крупнейшей торговой площадкой в сети Интернет, AliExpress.com, порталом Alibaba.com, собственной электронной платёжной системой Alipay, а также группой связанных сервисов. AliExpress – это Интернет-магазин, ориентированный на продажу многочисленными продавцами их продукции зарубежным покупателям. В рамках данного проекта реализован механизм заключения контракта, оплаты, организации доставки, а также механизм минимизации рисков. Alibaba.com – это B2B проект, который организован в формате торговой площадки для организаций.

В заключении необходимо отметить, что развитие электронных денег, как современных электронных платежных инструментов, прежде всего, несет в себе целый ряд положительных аспектов, которые влияют на экономическое развитие государства, способствуя при этом появлению инновационных платежных инструментов, а также уменьшению части бумажного денежного оборота и, тем самым, снижению доли теневой экономики. Наряду с этим, электронным расчетам присущ ряд специфических рисков, которые, в определенной степени, учитываются во внешнеторговой деятельности при создании нормативного правового поля с целью функционирования электронных денег. Исходя из вышеприведенного исследования, можно сделать вывод, что рынок электронных расчетов растет с каждым годом все больше и больше, и согласно прогнозам на ближайшее время данная динамика будет только увеличиваться.


2.2 Развитие электронной коммерции в России

Российская онлайн-торговля в целом следует основным общемировым трендам развития, но имеет ряд особенностей и отличий от опыта стран первого эшелона. Приведем наиболее значимые из них, которые отмечают эксперты и участники рынка.

1) За рубежом достаточно «дешевые» деньги (низкий кредитный процент), поэтому иностранный бизнес может делать на старте достаточно большие инвестиции, и в итоге потребителю предъявляется уже готовый и отлаженный продукт. В нашей стране деньги «дорогие», поэтому новый интернет-магазин запускается, как правило, с минимальными вложениями: узким ассортиментом, минималистичным интерфейсом сайта и т. п., потому что важно как можно скорее получить первую прибыль и потом уже думать о развитии и совершенствовании.

2) На Западе рынок интернет-торговли в целом сформирован, и потребители часто предпочитают гигантов (например, Amazon) для покупки всех категорий товаров. На российском рынке пока нет явного лидера, поэтому все крупные магазины борются за это звание, в том числе с помощью контента, стараясь создавать собственный визуальный продукт. И если на рынках стран верхнего эшелона интернет-магазины ограничиваются тем контентом, который предоставляет производитель (и потому данные по одним и тем же товарам во всех магазинах практически одинаковые), то в России товарный контент - средство привлечения пользователей.

3) На зарубежном рынке e-commerce существует множество узкоспециализированных сервисов для интернет-магазинов, охватывающих все сферы его деятельности. Российскому e-сommerce до этого пока далеко: рынок не так развит, и большинство возникающих проблем (от технических до юридических) приходится решать инхаус.

4) Иностранные онлайн-магазины, как правило, сотрудничают с поставщиками на основе постоянных и долгосрочных отношений. В России же крупные игроки очень часто диктуют свои условия поставщикам, а небольшие магазины, наоборот, работают на условиях поставщиков. При этом как поставщики, так и магазины могут внезапно изменять условия сотрудничества в условиях нестабильной экономической ситуации.

5) Большая доля самовывоза товаров из российских магазинов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ), преобладающий способ расчетов - оплата при получении товара.

6) Гиперконцентрация онлайн-торговли в Москве и крупных городах.


Рынок e-commerce в России в целом сформировался и перешел в стадию стабильного развития. Основные игроки закрепили свои позиции, и конфигурация рынка в ближайшем будущем во многом будет определяться стратегиями их действий.

Неблагоприятная экономическая ситуация последних лет не только не остановила развитие рынка, но даже в некоторой степени положительно сказалась на нем. Потребность в экономии стимулировала переход части покупателей из традиционной розницы в онлайн. Потребителей привлекает в e-commerce широкий ассортимент, выгодные цены и удобство, при этом первый положительный опыт делает их постоянными клиентами интернет-магазинов. 2017–2018 годы были отмечены всплеском интереса к онлайн со стороны отраслей, которые ранее были представлены в нем незначительно. Среди них эксперты отмечали такие категории, как продукты питания, DIY («Леруа Мерлен», IКЕА и др.), медицинские товары.

Активно развивается логистика для e-commerce. На этом сегменте рынка уже определились компании-лидеры, которые устойчиво растут, в то время как многие мелкие игроки настроены на продажу своего бизнеса крупным, поскольку уже не способны обеспечить качество сервиса соответствующего уровня. Значительное влияние на отрасль оказало расширение географии работы логистических компаний, а также популяризация доставки через ПВЗ и постаматы - эти виды более экономичны как для онлайн-площадок, так и для покупателей.

Цена «входного билета» на рынок e-commerce существенно повысилась. Теперь для удачного старта нового проекта клиентам нужно делать предложение, равное по масштабу тому, с которым уже работают лидеры рынка. При этом насыщенность отрасли и величина необходимых инвестиций существенно повысили риски предпринимателей, потери могут быть намного больше, чем несколько лет назад. Поэтому ожидать новых значительных стартапов, которые могли бы оказать существенное влияние на отрасль, скорее всего, уже не стоит.

Расширяется бизнес маркетплейсов. Наряду с общеизвестным лидером «Яндекс.Маркет» на рынке запускаются новые игроки, например Goods и Pandao.

По состоянию на начало 2018 года в РФ действовало не менее 300 тыс. сайтов с функцией онлайн-магазина. Только 2 тыс. из них получают больше 20 заказов в день, менее 10 тыс. получают больше 5 заказов в день. Только около 80 тыс. магазинов имеют посещаемость более 20 человек в день.

По итогам 2018 года Data Insight опубликовала сводный рейтинг онлайн-продаж. В его основе лежит комплексная методика, включающая, в том числе, поэтапное уточнение данных у представителей магазинов. Рейтинг интернет-магазинов включает показатели по объему онлайн-продаж и количеству заказов.


Лидером по обороту розничной торговли является магазин wildberries.ru (одежда, обувь и аксессуары): 111,2 млрд руб. (+73% по сравнению с 2017 годом). По числу заказов он также лидирует: 72,5 млн (+82%). Средний чек покупки в магазине в 2018 году составил 1 530 руб. (-4%).

На втором месте с заметным отставанием находится citilink.ru (электроника и техника): оборот 73,2 млрд руб. (+33%), 7,67 млн заказов (-32%), средний чек покупки 9 540 руб. (+1%).

Третье место занимает магазин сетевого ритейлера mvideo.ru (электроника и техника): оборот 52,8 млрд руб. (+46%), 4,59 млн заказов (+30%), средний чек покупки 11 500 руб. (+12%).

Большинство интернет-магазинов из числа топ-50 продемонстрировали в 2018 году рост розничного оборота. Наилучшие показатели - у магазинов международных ритейлеров категорий DIY и товаров для дома ikea.com (+366%) и leroymerlin.ru (+161%), а также у магазина minicen.ru (сегмент товаров для красоты и здоровья), чей оборот вырос на 124%.

Наибольшее снижение оборота зафиксировано у одного из ведущих российских мегамаркетов ulmart.ru: - 57%. Также снизили обороты онлайн-магазины одежды, обуви и аксессуаров witt.ru (-35%), kupivip.ru (-13%) и bonprix.ru (-8%).

Средний чек онлайн-покупки варьируется в очень широких пределах, что обусловлено различным ассортиментом магазинов. Динамика чека носит разнонаправленный характер, отражая изменения в ассортиментной политике магазинов, потребительском поведении и общей экономической ситуации в стране. Так, наибольшее снижение среднего чека среди топ-50 отмечено в 2018 году в мегамаркете onlinetrade.ru: -18%, а максимальный рост - в онлайн-магазине сотового оператора МТС shop.mts.ru: +79%.

2.3 Перспективы развития и проблемы электронной торговли.

Электронная торговля перспективная и прибыльная отрасль экономики. Но из-за своей специфики она сталкивается со многими проблемами в области развития.

Например, покупатели и продавцы ценят удобство и простоту заключения сделок через Интернет. Но наряду с комфортом для честных субъектов электронной торговли данные свойства порождают мощную платформу для успеха недобросовестных предпринимателей. Например, дорогостоящие товары, которые продаются через Интернет-магазин, на самом деле оказываются подделкой. Кроме этой существует еще ряд проблем, которые тормозят развитие электронной торговли.

Электронная торговля представляет собой заключение различных торговых сделок, как внутринациональных, так и на международном уровне. Но заключение сделок во внешней торговле с помощью информационно-коммуникационных технологий на практике во многом усложняется. Это объясняется тем, что возникают трудности, связанные с законодательством. Причина трудностей заключается в том, что разные страны имеют разные налоговые системы, другой порядок оплаты и сумма таможенных пошлин и сборов и т.д. Но главная причина трудностей - отсутствие единого международного правового регулирования процессов, связанных с осуществлением электронной коммерции в целом, и в частности электронной торговли.


Чтобы преодолеть эти законодательные преграды в 1996 году был разработан типовой закон, который назывался «Об электронной коммерции» в рамках ЮНИСТРАЛ (Комиссия ООН по праву и международной торговле). Этот закон был направлен на либерализацию операций, проводимые через информационно-коммуникационные технологии на мировом экономическом рынке. В России на основании этого закона был разработан и принят закон «Об электронной цифровой подписи», который в 2013 году прекратил свое существование в связи с принятием нового закона «Об электронной подписи».

Тем не менее, вопросы налогообложения, относящиеся к сделкам, совершенным в Интернете, остаются открытыми. Такое налогообложение по-прежнему вне правового регулирования и контроля со стороны государств, т.к. некоторые законодательные категории, которые имеют пространственно-временную привязку, не могут быть применены в Интернете. Эти категории включают в себя следующие понятия: «временное представительство», «время купли-продажи» и другие.

Многие страны считают, что нужно избавить электронную торговлю от налогообложения. Наиболее активные сторонники этой позиции являются США, выступающие за отмену таможенных пошлин и налогов во всех странах мира. США поддерживают страны, которые являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме того, среди лидеров мировой экономики сложилось единогласное мнение о том, что сокращение или устранение налоговых ставок будет способствовать активному развитию международной торговли, и в конечном итоге приведет к взаимной выгоде.

Развивающиеся страны заняли диаметрально противоположную позицию по этому вопросу. Они считают, что освобождение электронной торговли и мировой экономики от налогообложения нанесет непоправимый ущерб их промышленности и общенациональной экономике. Данная позиция понятна и оправдана, так как на сегодняшний день развивающиеся страны не конкурентоспособны по сравнению с мировыми лидерами.

Среди членов Всемирной торговой организации решили не вводить новые налоги для сделок в сфере электронной торговли. Это решение оправдывается трудностями, которые возникают при попытке регистрации международных электронных сделок. Кроме того, в ВТО договорились не вводить таможенные пошлины на международные торговые платежи, проведенные в сети Интернет. Таким образом, во время совершения международной покупки в Интернете, покупатель указывает банковские реквизиты своей кредитной карты, после чего с него взимаются почтовые сборы, равные обычной почтовой доставке.