Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
Юридические факты не существуют сами по себе и для себя. Они находятся в неразрывной связи с другими правовыми понятиями и категориями и проявляют себя только в соотношении с другими правовыми явлениями. Вследствие этого необходимо определить их функциональные взаимосвязи в правовой материи. Это вполне соответствует широко используемому в социальных науках методу структурно-функционального анализа.
В основе такого метода лежит исходное положение о том, что все социальные явления взаимосвязаны и образуют общую систему, элементами которой выступают меньшие системы, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся друг с другом в определенных функциональных отношениях. Исходной позицией структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому.
Определяя общий подход к понятию функций юридических фактов, можно остановиться на характеристике, предложенной В. Б. Исаковым[8]. Ученый определил понятие функции юридических фактов как «обобщенную характеристику их роли в механизме правового регулирования». Им же предложены используемые сегодня виды функций, к числу которых отнесены: 1) основная; 2) дополнительные; 3) специальные.
- Основная функция юридических фактов. В качестве основной функции рассматривается обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Выполняя данную функцию, юридические факты решают задачу «приведения в действие норм права, всего юридического механизма». Причем правильное понимание значения этой функции, по справедливому замечанию В. Б. Исакова, возможно только лишь при ее рассмотрении «в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования»[9].
Раскрытие вопроса о выполнении юридическими фактами своей основной функции прямо и непосредственно связано с проблемой определения места юридических фактов в механизме правового регулирования.
Анализ различных точек зрения показал два основных подхода ученых по разрешению данного вопроса.
Некоторые из них рассматривают юридические факты как механизм обеспечения перехода одной стадии правового регулирования (регламентации общественных отношений) к другой стадии (правоотношению). В силу этого юридические факты как таковые не занимают самостоятельного места в механизме правового регулирования. Наиболее определенно в этом плане высказал свою позицию Ю. И. Гревцов. Он рассматривает юридический факт только в качестве предпосылки правового отношения «и не больше». Как видно, рассуждения с этих позиций приводят к отрицанию самостоятельного места юридических фактов в механизме правового регулирования. Такого же методологического подхода придерживаются Н. Г. Александров, С. С. Алексеев и др.
С. С. Алексеев, характеризуя механизм правового регулирования, выделяет его стадии (три главных и одну факультативную):
1) стадия формирования и действия юридических норм;
2) стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений);
3) стадия реализации прав и обязанностей;
4) стадия применения права (факультативная стадия). Соответственно этим стадиям ученый выделяет и четыре элемента в механизме правового регулирования[10].
Как видим, места в ряду этих элементов механизма правового регулирования юридическим актам не находится.
Таким образом, роль связующего звена между правовой нормой и правоотношением, где юридический факт выступает основанием наступления соответствующих правовых последствий, является основной его функций. Иногда в рамках этого общего функционального направления обособляют отдельные виды юридических фактов.
Рассматривая проблематику функций юридических фактов, В. А. Белов отмечает, что наука гражданского права выработала две основные функциональные классификации юридических фактов.
Так, первая классификация осуществляется в зависимости от критерия своей логической значимости. По этому критерию факты разграничиваются на основания, условия и предпосылки динамики гражданских правоотношений.
Второй критерий — результативность юридических фактов. В зависимости от этого выделены правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.
Третья классификация, указанная Разбейко Н.В., не имеет широкого распространения и проведена в зависимости от «рода тех правовых последствий, к которым приводят юридические факты». Основываясь на данном признаке, выделены две группы:
1) факты, влияющие на гражданские правоотношения;
2) факты «вызывающие движение иных гражданско-правовых форм»[11].
Давая краткую характеристику первой из выделенных функциональных классификаций, В. А. Белов дает следующий комментарий. Разные фактические обстоятельства могут играть различные роли в правовом регулировании. В зависимости от этого можно выделять факты-предпосылки, факты-условия и факты-основания.
Факты-основания с позиции логики выступают в качестве «причины обстоятельства, являющегося той «последней каплей», которая «переполняет чашу» фактических обстоятельств, а вместе с ней и «чашу индифферентного отношения» субъекта правотворчества»[12]. Такой факт вызывает динамику конкретного жизненного отношения, но в то же время и его правовую регламентацию. Факты-условия и факты-предпосылки ни в цивилистической науке, ни в общей теории права не имеют четкого определения и, самое главное, разграничения друг от друга. В целом если основания оказывают прямое и непосредственное воздействие на динамику правоотношения, то предпосылки и условия предопределяют сами основания. При отсутствии необходимых условий и предпосылок не может появиться и само основание.
Несмотря на многообразие видов юридических фактов, выделенных по признаку роли в правовом регулировании, в конечном счете они направлены на выполнение своей основной функции - быть основанием для возникновения правовых последствий.
Наряду с основной выделяются и иные функции (дополнительные и специальные).
- Дополнительные функции юридических фактов. К числу дополнительных юридических фактов относится, к примеру, функция обеспечения гарантии законности. Как отмечает В. Б. Исаков, ссылаясь на З. Д. Иванову[13], в правоприменительной деятельности юридические факты могут выполнять и функцию гарантий законности. При этом В. Б. Исаков отмечает, что термин «гарантии законности» применительно к юридическим фактам имеет два различных смысла. В широком смысле юридические факты обеспечивают гарантии законности, позволяя правоприменителю правильно «очертить точные условия, при которых могут наступать правовые последствия». В качестве примера такого подхода приводится суждение Жигаловой Е.С, которая пишет, что «юридические факты позволяют судить компетентному органу о наличии субъективного права»[14]. Действительно, любой юридический факт, рассматриваемый в таком ракурсе, служит обеспечению законности и правопорядка. Однако такой подход мало что вносит в дело познания юридического значения юридических фактов, поскольку обеспечение таких гарантий законности логически вытекает из основной их функции.
Вместе с тем, наряду с таким широким пониманием функции обеспечения гарантий законности, В. Б. Исаков говорит о возможности узкого ее толкования. В обоснование такой возможности указывается на юридические факты, которые связаны с «особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности». В качестве примера приводятся факты, являющиеся основанием для отказа в принятии искового заявления, для возбуждения уголовного дела и иные подобные обстоятельства. При этом отмечается, что, к примеру, правомерное возбуждение судебного дела служит исходной основой для правомерности всех последующих действий. Именно в таком качестве юридические факты выступают как важная гарантия законности, а не только служат средством возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Данный подход к объяснению функции обеспечения гарантий законности более продуктивен, однако в конечном итоге и он основывается на возможности юридических фактов влиять на динамику общественных отношений: где-то это происходит менее заметно (на таких участках правового регулирования, которые не обладают высокой социальной значимостью), а где-то особо выпукло (в силу особой актуальности уровня законности в некоторых общественных отношениях).
Другой дополнительной функцией является предварительное воздействие норм права на общественные отношения.
Данная функция основывается на воспитательной функции права в целом, стимулируя или предупреждая определение поведения. Преломляя данную функцию через теорию юридических фактов, можно говорить о том, что они выступают в качестве своеобразного ориентира условно-идеального поведения граждан. В частности, В. Б. Исаков приводит пример с премированием, когда в нормативном акте устанавливаются условия для получения премии. Граждане, рассчитывающие на ее получение, должны соизмерить свое поведение с той идеальной моделью, которая установлена нормативно[15].
В этом плане интересно то, что речь идет о юридических фактах в аспекте их правовых моделей, закрепленных в правовой норме. Говорить о юридических фактах в традиционном контексте, рассматривая их как реальные жизненные обстоятельства, логически некорректно.
Зимин А.Н. говорит о том, что «предварительное (через юридические факты) действие правовых норм представляет собой фундаментальное явление правовой действительности, требующее комплексного юридического, социологического, психологического изучения»[16].
В целом, соглашаясь с наличием предварительного воздействия правовых норм на общественные отношения, необходимо отметить следующие обстоятельства. Во-первых, в теории права разграничиваются такие понятия, как «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Основные правовые функции действуют в рамках правового регулирования. Что же касается воспитательного воздействия, то оно относится к «выходящей за пределы правового регулирования части воздействия права, осуществляемого не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстроечным элементам приемами и средствами». Во-вторых, воспитательное значение, как правило, придает именно нормам права, а не ее отдельным элементам (например, гипотезе нормы, в которой и содержатся указания на юридические факты).
Помимо вышеназванных выделяется также и такая дополнительная функция юридических фактов, как ограничения пределов свободного усмотрения. В научной литературе выделение данной функции обусловлено тем, что часто для завершения процесса формирования фактического состава требуется принятие индивидуального правового акта (например, для назначения пенсии и иных социальных выплат). В таких ситуациях возможность принятия индивидуального акта обусловлена рядом жизненных обстоятельств, каждый из которых может и должен рассматриваться как юридический факт. При назначении пенсии, к примеру, юридическими фактами будут достижение определенного возраста, а также наличие определенного страхового стажа. Они в совокупности являются основанием для принятия индивидуального правового акта о назначении пенсии.
- Помимо дополнительных выделяются также и специальные функции. Как правило, специальные функции юридических фактов связываются с возможностью их действия на другие факты, при этом образуя систему фактов, именуемую фактическим составом.
В зависимости от назначения юридического факта внутри фактического состава выделяют такие функции, как правопорождающая, правопрепятствующая, правопрекращающая, правовосстанавливающая.
Выделенные в научной литературе и рассмотренные нами функции юридических фактов показывают многовекторность влияния юридических фактов на различные правовые явления. В то же время можно заметить, что рассмотрение юридического факта только в виде реального жизненного обстоятельства не позволяет говорить о возможности выполнения всех вышеназванных функций.
Глава 2 Классификация юридических фактов
2.1 Классификация юридических фактов
Основным критерием классификации юридических фактов является их раздел на события (обстоятельства, наступающие независимо от воли людей) и действия (носят волевой характер и осуществляются по воле людей). В действиях особое правовое значение приобретают юридические акты. По мнению Иоффе О.С., именно юридический акт имеет главное значение при возникновении правоотношений. Ерёменко отмечает, что юридические акты - это правомерные, сознательные, целенаправленные действия людей, способные вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений[17].
Юридические акты бывают:
- односторонними, которые влекут возникновение правовых последствий независимо от воли других лиц (например, решение суда, завещание);
- двухсторонними, которые предусматривают наличие соглашения между несколькими субъектами, воля которых выражена в едином акте, влекущем наступление однообразных правовых последствий (например, гражданско-правовой договор).
В зависимости от активного или пассивного поведения субъекта деяние может быть выражено в форме действия и бездействия. В свою очередь, деяния могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные деяния осуществляются для того, чтобы возникли предусмотренные законом юридические последствия. Неправомерные деяния противоречат требованиям законодательства и выступают элементами состава правонарушения.