Файл: Понятие и классификация юридических фактов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические факты не существуют сами по себе и для себя. Они на­ходятся в неразрывной связи с другими правовыми понятиями и кате­гориями и проявляют себя только в соотношении с другими правовыми явлениями. Вследствие этого необходимо определить их функциональ­ные взаимосвязи в правовой материи. Это вполне соответствует широко используемому в социальных науках методу структурно-функциональ­ного анализа.

В основе такого метода лежит исходное положение о том, что все со­циальные явления взаимосвязаны и образуют общую систему, элемен­тами которой выступают меньшие системы, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся друг с другом в определенных функциональных отношениях. Исходной позицией струк­турно-функционального анализа является понятие функции каждой си­стемной единицы по отношению к системе как целому.

Определяя общий подход к понятию функций юридических фактов, можно остановиться на характеристике, предложенной В. Б. Исаковым[8]. Ученый определил понятие функции юридических фактов как «обобщен­ную характеристику их роли в механизме правового регулирования». Им же предложены используемые сегодня виды функций, к числу кото­рых отнесены: 1) основная; 2) дополнительные; 3) специальные.

  1. Основная функция юридических фактов. В качестве основной функции рассматривается обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Выполняя данную функцию, юри­дические факты решают задачу «приведения в действие норм права, всего юридического механизма». Причем правильное понимание зна­чения этой функции, по справедливому замечанию В. Б. Исакова, воз­можно только лишь при ее рассмотрении «в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования»[9].

Раскрытие вопроса о выполнении юридическими фактами своей ос­новной функции прямо и непосредственно связано с проблемой опреде­ления места юридических фактов в механизме правового регулирования.

Анализ различных точек зрения показал два основных подхода уче­ных по разрешению данного вопроса.

Некоторые из них рассматривают юридические факты как механизм обеспечения перехода одной стадии правового регулирования (регламен­тации общественных отношений) к другой стадии (правоотношению). В силу этого юридические факты как таковые не занимают самостоятельно­го места в механизме правового регулирования. Наиболее определенно в этом плане высказал свою позицию Ю. И. Гревцов. Он рассматривает юридический факт только в качестве предпосылки правового отноше­ния «и не больше». Как видно, рассуждения с этих позиций приводят к отрицанию самостоятельного места юридических фактов в механизме правового регулирования. Такого же методологического подхода придер­живаются Н. Г. Александров, С. С. Алексеев и др.


С. С. Алексеев, характеризуя механизм правового регулирования, выделяет его стадии (три главных и одну факультативную):

1) стадия формирования и действия юридических норм;

2) стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений);

3) стадия реализации прав и обя­занностей;

4) стадия применения права (факультативная стадия). Соот­ветственно этим стадиям ученый выделяет и четыре элемента в механиз­ме правового регулирования[10].

Как видим, места в ряду этих элементов механизма правового регулирования юридическим актам не находится.

Таким образом, роль связующего звена между правовой нормой и правоотношением, где юридический факт выступает основанием насту­пления соответствующих правовых последствий, является основной его функций. Иногда в рамках этого общего функционального направления обособляют отдельные виды юридических фактов.

Рассматривая проблематику функций юридических фактов, В. А. Бе­лов отмечает, что наука гражданского права выработала две основные функциональные классификации юридических фактов.

Так, первая классификация осуществляется в зависимости от критерия своей ло­гической значимости. По этому критерию факты разграничиваются на основания, условия и предпосылки динамики гражданских правоотно­шений.

Второй критерий — результативность юридических фактов. В зависимости от этого выделены правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

Третья классификация, ука­занная Разбейко Н.В., не имеет широкого распространения и проведена в зависимости от «рода тех правовых последствий, к которым приводят юридические факты». Основываясь на данном признаке, выделены две группы:

1) факты, влияющие на гражданские правоотношения;

2) факты «вызывающие движение иных гражданско-правовых форм»[11].

Давая краткую характеристику первой из выделенных функциональ­ных классификаций, В. А. Белов дает следующий комментарий. Разные фактические обстоятельства могут играть различные роли в правовом регулировании. В зависимости от этого можно выделять факты-предпо­сылки, факты-условия и факты-основания.

Факты-основания с позиции логики выступают в качестве «причины обстоятельства, являющегося той «последней каплей», которая «перепол­няет чашу» фактических обстоятельств, а вместе с ней и «чашу индиффе­рентного отношения» субъекта правотворчества»[12]. Такой факт вызывает динамику конкретного жизненного отношения, но в то же время и его правовую регламентацию. Факты-условия и факты-предпосылки ни в цивилистической науке, ни в общей теории права не имеют четкого опре­деления и, самое главное, разграничения друг от друга. В целом если основания оказывают прямое и непосредственное воздействие на дина­мику правоотношения, то предпосылки и условия предопределяют сами основания. При отсутствии необходимых условий и предпосылок не мо­жет появиться и само основание.


Несмотря на многообразие видов юридических фактов, выделенных по признаку роли в правовом регулировании, в конечном счете они на­правлены на выполнение своей основной функции - быть основанием для возникновения правовых последствий.

Наряду с основной выделяются и иные функции (дополнительные и специальные).

  1. Дополнительные функции юридических фактов. К числу допол­нительных юридических фактов относится, к примеру, функция обе­спечения гарантии законности. Как отмечает В. Б. Исаков, ссылаясь на З. Д. Иванову[13], в правоприменительной деятельности юридические факты могут выполнять и функцию гарантий законности. При этом В. Б. Исаков отмечает, что термин «гарантии законности» применитель­но к юридическим фактам имеет два различных смысла. В широком смысле юридические факты обеспечивают гарантии законности, позво­ляя правоприменителю правильно «очертить точные условия, при кото­рых могут наступать правовые последствия». В качестве примера такого подхода приводится суждение Жигаловой Е.С, которая пишет, что «юридические факты позволяют судить компетент­ному органу о наличии субъективного права»[14]. Действительно, любой юридический факт, рассматриваемый в таком ракурсе, служит обеспече­нию законности и правопорядка. Однако такой подход мало что вносит в дело познания юридического значения юридических фактов, поскольку обеспечение таких гарантий законности логически вытекает из основной их функции.

Вместе с тем, наряду с таким широким пониманием функции обеспе­чения гарантий законности, В. Б. Исаков говорит о возможности узкого ее толкования. В обоснование такой возможности указывается на юриди­ческие факты, которые связаны с «особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состо­яние законности». В качестве примера приводятся факты, являющиеся основанием для отказа в принятии искового заявления, для возбуждения уголовного дела и иные подобные обстоятельства. При этом отмечается, что, к примеру, правомерное возбуждение судебного дела служит исход­ной основой для правомерности всех последующих действий. Именно в таком качестве юридические факты выступают как важная гарантия законности, а не только служат средством возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Данный подход к объяснению функции обеспечения гарантий закон­ности более продуктивен, однако в конечном итоге и он основывается на возможности юридических фактов влиять на динамику общественных отношений: где-то это происходит менее заметно (на таких участках пра­вового регулирования, которые не обладают высокой социальной значи­мостью), а где-то особо выпукло (в силу особой актуальности уровня за­конности в некоторых общественных отношениях).


Другой дополнительной функцией является предварительное воздей­ствие норм права на общественные отношения.

Данная функция основывается на воспитательной функции права в целом, стимулируя или предупреждая определение поведения. Прелом­ляя данную функцию через теорию юридических фактов, можно гово­рить о том, что они выступают в качестве своеобразного ориентира услов­но-идеального поведения граждан. В частности, В. Б. Исаков приводит пример с премированием, когда в нормативном акте устанавливаются условия для получения премии. Граждане, рассчитывающие на ее по­лучение, должны соизмерить свое поведение с той идеальной моделью, которая установлена нормативно[15].

В этом плане интересно то, что речь идет о юридических фактах в аспекте их правовых моделей, закрепленных в правовой норме. Говорить о юридических фактах в традиционном контексте, рассматривая их как реальные жизненные обстоятельства, логически некорректно.

Зимин А.Н. говорит о том, что «предварительное (через юридические факты) действие правовых норм представляет собой фундаментальное явление правовой действительности, требующее комплексного юридиче­ского, социологического, психологического изучения»[16].

В целом, соглашаясь с наличием предварительного воздействия пра­вовых норм на общественные отношения, необходимо отметить следую­щие обстоятельства. Во-первых, в теории права разграничиваются такие понятия, как «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Основ­ные правовые функции действуют в рамках правового регулирования. Что же касается воспитательного воздействия, то оно относится к «выхо­дящей за пределы правового регулирования части воздействия права, осуществляемого не специально юридическими, а общесоциальными, присущими всем надстроечным элементам приемами и средствами». Во-вторых, воспитательное значение, как правило, придает именно нор­мам права, а не ее отдельным элементам (например, гипотезе нормы, в которой и содержатся указания на юридические факты).

Помимо вышеназванных выделяется также и такая дополнитель­ная функция юридических фактов, как ограничения пределов свободного усмотрения. В научной литературе выделение данной функции обуслов­лено тем, что часто для завершения процесса формирования фактиче­ского состава требуется принятие индивидуального правового акта (на­пример, для назначения пенсии и иных социальных выплат). В таких ситуациях возможность принятия индивидуального акта обусловлена рядом жизненных обстоятельств, каждый из которых может и должен рассматриваться как юридический факт. При назначении пенсии, к при­меру, юридическими фактами будут достижение определенного возраста, а также наличие определенного страхового стажа. Они в совокупности являются основанием для принятия индивидуального правового акта о назначении пенсии.


  1. Помимо дополнительных выделяются также и специальные функ­ции. Как правило, специальные функции юридических фактов связы­ваются с возможностью их действия на другие факты, при этом образуя систему фактов, именуемую фактическим составом.

В зависимости от назначения юридического факта внутри фактиче­ского состава выделяют такие функции, как правопорождающая, право­препятствующая, правопрекращающая, правовосстанавливающая.

Выделенные в научной литературе и рассмотренные нами функции юридических фактов показывают многовекторность влияния юридиче­ских фактов на различные правовые явления. В то же время можно за­метить, что рассмотрение юридического факта только в виде реального жизненного обстоятельства не позволяет говорить о возможности выпол­нения всех вышеназванных функций.

Глава 2 Классификация юридических фактов

2.1 Классификация юридических фактов

Основным критерием классификации юридических фак­тов является их раздел на события (обстоятельства, наступаю­щие независимо от воли людей) и действия (носят волевой ха­рактер и осуществляются по воле людей). В действиях особое правовое значение приобретают юридические акты. По мнению Иоффе О.С., именно юридический акт имеет главное значе­ние при возникновении правоотношений. Ерёменко отмечает, что юридические акты - это правомерные, сознательные, целе­направленные действия людей, способные вызывать возникно­вение, изменение или прекращение правоотношений[17].

Юридические акты бывают:

  1. односторонними, которые влекут возникновение право­вых последствий независимо от воли других лиц (например, ре­шение суда, завещание);
  2. двухсторонними, которые предусматривают наличие со­глашения между несколькими субъектами, воля которых выра­жена в едином акте, влекущем наступление однообразных право­вых последствий (например, гражданско-правовой договор).

В зависимости от активного или пассивного поведения субъекта деяние может быть выражено в форме действия и без­действия. В свою очередь, деяния могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные деяния осуществляются для то­го, чтобы возникли предусмотренные законом юридические по­следствия. Неправомерные деяния противоречат требованиям за­конодательства и выступают элементами состава правонарушения.