Файл: Развитие внутрикорпоративного обучения: задачи, возможности ограничения (на риэлторского агентства «ОЛИМП»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Возрастание роли человеческого фактора на современном этапе развития экономики подтверждается результатами исследований ведущих ученых. Передовые предприятия все больше средств вкладывают в обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах. Ведущие предприятия выделяют на обучение своих сотрудников значительные средства – от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложением предприятия в развитие своих сотрудников, от которых оно ожидает отдачу в виде повышения производительности труда. Сами работники, повышая квалификацию, становятся более конкурентоспособными на рынке труда, получают дополнительные возможности для роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность профессионального обучения на собственном предприятии высоко ценится работниками и формирует их лояльность.

Важное место в системе внутрифирменного обучения персонала является обучение при приеме на работу или при открытии предприятия. От того, насколько эффективно будет проведено это обучение, зависит срок адаптации персонала, производительность его труда. Внутрифирменное обучение персонала – важнейший фактор повышения производительности труда работников, а также эффективный мотиватор роста трудовой активности и закрепления персонала за предприятием.

Цель работы – разработать рекомендации, направленные на совершенствование обучения персонала ООО «Олимп».

Задачи работы обусловлены ее целью:

  • исследовать теоретические аспекты обучения персонала;
  • дать характеристику деятельности ООО «Олимп» и провести анализ человеческих ресурсов в организации;
  • провести анализ организации обучения персонала на предприятии;
  • разработать рекомендации по совершенствованию обучения персонала ООО «Олимп».

Объект исследования – ООО «Олимп».

Предмет исследования - процесс обучения персонала предприятия.

Теоретической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области управления персоналом, менеджмента. Исходной базой анализа в практической части работы послужила документация предприятия: должностные инструкции, приказы и распоряжения руководства. Для анализа экономических показателей деятельности предприятия была использована информация по ООО «Олимп» за 2016-2018 гг.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Цели и задачи профессионального обучения персонала

Быстрое изменение условий, в которых происходит деятельность современных компаний, вынуждают организации искать способы приспособления к внешней среде. Способность к адаптации является важным условием экономического долголетия компании. В свою очередь важным фактором готовности к адаптации в изменяющихся условиях выступает внутрифирменное обучение, призванное подготовить персонал компании к новым трудовым реалиям[1].

Обучение персонала организации является одной из ключевых кадровых технологий, которые используются в работе с персоналом современных организаций. Внутрифирменное обучение рассматривается как средство достижения стратегических целей компании, как средство повышения ценности человеческих ресурсов организации, как средство, облегчающее проведение организационных изменений[2].

Внутрифирменное обучение является важной составной частью корпоративного образования и может рассматриваться как основная форма его реализации. В документе, регламентирующем организацию внутрифирменного обучения сотрудников, «ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» обучение сотрудников рассматривается как процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств для удовлетворения требований[3]. Т. Ю. Базаров, объясняет понятие «внутрифирменное обучение» как систему обучения и переподготовки сотрудников, проводимую на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением преподавателей или собственных, или внешних, строящуюся с учетом проблем, характерных для конкретной организации[4].

Как видим, внутрифирменное обучение характеризуется такими особенностями, как: организация обучения на базе предприятия; организация обучения силами организационных педагогов или приглашенных специалистов; обучение, направленное на решение задач организации.


Эти характеристики внутрифирменного обучения указывают на то, что этот процесс должен строиться в русле стратегии компании[5].

Внутрифирменное обучение организуется в соответствии с определенными целями. В ГОСТ Р ИСО 10015-2007 отмечается, что организация должна обучить персонал исполнению обязательств для создания продукции высокого качества. При этом необходимо учитывать требования изменяющейся конъюнктуры рынка и изменение ожиданий потребителя. В ГОСТ Р ИСО 10015-2007 указывается, что хорошо организованный процесс обучения вносит вклад в способность организации совершенствовать свою деятельность и достигать поставленных целей в области качества[6]. Данное утверждение можно трактовать как описание цели внутрифирменного обучения – создание условий овладения сотрудниками навыками эффективного выполнения своих трудовых обязанностей для повышения качества деятельности компании в целом.

Анализ целей корпоративного обучения в современных компаниях показывает, что они отражают ориентацию на формирование необходимого уровня компетенций сотрудников. Так, целями внутрифирменного обучения в ОАО «Северсталь» являются: «Поддержание уровня компетенций действующего персонала, так как знания имеют тенденцию «стареть»; развитие компетенций - есть компетенции, которые потребуются завтра, и обучение должно способствовать их формированию заранее; целевая подготовка квалифицированного персонала на ключевые должности»[7]. Исходя из этого, миссией учебного центра компании является: подготовка и развитие высококвалифицированного персонала для решения задач, стоящих перед компанией; содействие созданию условий для безопасного труда и выпуска конкурентоспособной, соответствующей мировым стандартам продукции; развитие корпоративной культуры[8].

В стандарте по качеству ПАО «РЖД» «обучение и развитие персонала» целями процесса «Обучение и повышение квалификации персонала» называются следующие: обеспечение основных процессов ПАО «РЖД» (процессов Департаментов, подразделений аппарата управления, филиалов, дирекций и структурных подразделений ПАО «РЖД») квалифицированным персоналом, удовлетворяющим предъявляемым к нему детализированным требованиям (по компетенциям); повышение эффективности работы сотрудников в Компании; поддержание имеющихся компетенций на должном уровне и своевременное развитие требуемых компетенций (способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенный набор работ), в соответствии с требованиями их настоящих и планируемых в будущем рабочих мест[9].


А. В. Карпов и И. М. Скитяева, анализируя программы обучения отечественных и зарубежных компаний, выявили, что на современном этапе задачи, решаемые в рамках внутрифирменного обучения, являются достаточно узкими. Это, по мнению авторов, прежде всего, круг задач, направленных на повышение профессиональной компетентности сотрудников различных должностей, индивидуальный коучинг менеджеров высшего звена, создание эффективной команды, обучение в условиях необходимости внедрения новых технологий. Авторы справедливо отмечают, что для того, чтобы быть эффективной, система внутрифирменного обучения должна соответствовать основным целям организации и общей стратегии[10].

Цели внутрифирменного обучения определяют его содержание, которое характеризуется направлениями обучения. Анализ программ внутрифирменного обучения показывает, что их содержание имеет разную направленность в соответствии с разными критериями ее определения.

Так, с точки зрения решения задач обучения, его содержание может иметь следующую структуру:

а) вводное обучение новых сотрудников, включающее знакомство с компанией, ее историей, этикой, культурой, традициями и принципами деятельности;

б) повышение квалификации всех категорий работников (с разной степенью продолжительности, периодичности, регулярности и охвата);

в) переобучение персонала по новым профессиям и специальностям, потребность в которых возникает в связи с модернизацией производства и реструктуризацией[11].

Кроме этого, содержание внутрифирменного обучения определяется категорией персонала, включенного в этот процесс – обучение руководителей (высшего, среднего и низового уровней), обучение специалистов подразделений, обучение особых категорий сотрудников (наставников, внутренних тренеров, кадровый резерв) [12].

Исходя из этого, тематика обучения в конкретной организации характеризуется разнообразием. При этом выделяется типовой перечень тем обучения: основные положения стратегии компании; характеристика продуктов и услуг компании; профессиональное обучение специалистов; основы менеджмента; информационные технологии; экономическая тематика; управленческий учет; управление проектами; управление рисками; правовые вопросы; технологии работы с персоналом; программы изучения иностранных языков; основы техники безопасности, охраны труда[13].


Учитывая, что содержанием внутрифирменного обучения выступают необходимые компетенции, обратимся к выявлению сущности компетенций, отраженной в их структуре. По мнению Л. М. Сперсер и С. М. Спенсер компетенция представляет собой базовое качество сотрудника, которое является фактором эффективного выполнения работы с учетом разработанных критериев[14].

Рассматривая области обучения сотрудников, М. Армстронг также указывает на три составляющие содержания обучения: знания – то, что индивидуумам нужно знать; навыки – что индивидуумам нужно уметь делать; установки – какие чувства люди испытывают по отношению к своей работе[15].

Таким образом, можно говорить, что содержанием внутрифирменного обучения выступают знания, умения (навыки), установки и ценности, то есть те составляющие компетенций, которые наблюдаемы, измеряемы и подвержены изменениям в относительно короткое время.

Каким именно будет обучение, а именно его содержание, зависит от особенностей его деятельности, а так же какие компетенции ем при этом надо развить. Анализируя мнения экспертов в области внутрикорпоративного обучения, можно утверждать, что на разных должностях актуальность приобретают разное содержание обучения: для рядовых сотрудников в основе содержания обучения лежат знания о компании и об инструментах для качественно работы; для менеджеров низшего и среднего уровня – знания об особенностях управленческой сферы, менеджерские технологии, модели командного взаимодействия. На уровне высшего менеджмента содержание обучения включает по большей части модели принятия решений, модели работы с информацией и общественного влияния, модели личной эффективности. То есть, программы обучения сотрудников ориентированы на формирование ЗУН, необходимых для выполнения рабочих операций; программы обучения руководителей ориентированы на развитие их потенциала, необходимого в управлении.

1.2. Виды и методы внутрифирменного обучения персонала

В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации или переподготовки, выделяют:

– внутрифирменное обучение (учебные мероприятия планируются и реализуются для работников собственного предприятия, при этом не имеет значения место их проведения);