Файл: Менеджмент человеческих ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема управления человеческими ресурсами актуальна в наше время, пока на производствах и офисах работают люди, а не роботы. Однако, даже, если людей заменят роботы, то люди все равно будут работать, только те, кому образование позволяет обслуживать техническое состояние роботов, а у них в свое время будут руководители, которые будут ставить задачи и следить за выполнением этих задач.

«Поскольку суть менеджмента — это «достижение результата посредством других людей», нужно, чтобы они захотели делать то, что от них требуется. Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо — это сделать так, чтобы он сам этого захотел». [4] Поэтому одна важная особенность менеджера — это поиск этих самым людей, которые будут хотеть что-то делать, то есть замотивированных в деятельности людей.

Однако одна из основных проблем — это то, что большая часть управленцев, далеки от идеализированных форм управления, описанных в книгах и учебниках по менеджменту. Проблема не только в плохих кадрах, но и в плохих руководителях, и зачастую нужно рубить голову, а не пальцы, когда люди бегут стоит задуматься от чего, и чего им не хватает. Достаточна ли была мотивация (финансовая, моральная, корпоративная культура и т.д.). Если на этих уровнях всё хорошо, то стоит задуматься, хорош ли руководитель на данном участке, а может даже и самому владельцу стоит задуматься о том, что он может делать что-то не так и пересмотреть специфику управления.

Всё в менеджменте сводится к мотивации труда, и в нашей теме мы постараемся раскрыть такие понятия, как мотивация, мотив, менеджмент в своем общем понимании и ресурс, как понятие в различных областях, поэтому будем опираться на учебную литературу по менеджменту и психологии.

Объект исследования: человек, как ресурс менеджмента.

Предмет исследования: трудовая организация человека, как ресурса.

Цель: изучить области в сфере менеджмента человеческих ресурсов.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть общие понятия менеджмента и управления;
  2. Рассмотреть понятия ресурса, мотива и мотивации;
  3. Рассмотреть, какие существуют стили управления.

1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов


1.1. Понятие менеджмента и управления

«Английское слово менеджмент происходит от корня латинского слова «манус» — рука. Первоначально термин подразумевал управление животными и означал искусство управления лошадьми. Позже термин был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

«Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли». [2] Не было бы данного понятия и определения менеджмента, не было бы менеджмента, ни как науки, ни как определения. Заимствование иностранных слов приводит к открытию в нашей культуре всё новых и новых областей, одной из которых является менеджмент.

В менеджменте одну из главных ролей играют люди, не смотря на тот факт, что изначально это слово применялось для управления животными, как мы писали выше, причем как сам управленец, так и работники или кадры. В том, как человек выстраивает свою позицию управления и то, как кадры (работники) выполняют свои обязанности во многом зависит от того, как к ним относится руководитель, как их поощряет и мотивирует. Ведь в современном обществе без этого никуда, так как основным мотивом являются деньги, а раньше это было в получении жилья от производства и во благо общества, поэтому люди старались, как сейчас говорят быть альтруистами и стремились проявлять инициативу, мыслить шире, да и поощряли это гораздо больше, чем сейчас.

Раскроем ведущее понятие в менеджменте - это управление. «Управление — целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.» [2]

«Социальное управление можно определить, как целенаправленное, планомерное, систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем.» [3]

В рамках нашей темы и как сказано про «социальное управление», это воздействие одного человека на другого, а конкретно руководителя и подчиненного. Именно поэтому мы видим, что управление людьми это в первую очередь психологический подход к людям, выявление их мотивации, ожиданий, способностей и так далее. Поэтому мы в своей работе раскроем понятие мотивации, так как в «менеджменте человеческих ресурсов» это является ведущим понятием.


Выше мы дали определение менеджменту и управлению, как мы видим из этих понятий менеджмент и управление строятся на кадрах. В своей работе мы упоминали, что кадры или рабочая сила - это основная единица в менеджменте человеческих ресурсов, управлении.

Далее мы рассмотрим, что же собой представляет рабочая сила.

«Рабочая сила (экономически активное население) – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг». [2] Как мы видим из данного понятия, что без кадров или рабочей силы ни один офис, ни один завод или предприятие не смогут делать ничего масштабного, для больших проектов необходимо много людей, если участвует один человек, то он в состоянии делать несколько функций, но в рамках какой-то одной деятельности, что перспективно, когда больше и не надо, в случае фрилансеров, сами себе начальники, сами исполнители.

Возвращаясь к нашей теме кадры или рабочая сила и есть тот самый ресурс в организации, который способствует развитию предприятия, о чем и говорится в понятии менеджмента. Значит это лишь то, что менеджмент и является тем самым управлением «человеческими ресурсами». Ниже мы рассмотрим ресурс с точки зрения разных областей науки и попытаемся понять, что же он собой представляет.

1.2. Ресурс с точки зрения различных областей науки

Ресурс в информатике: «ресурс – это запас или источник некоторых средств. Информационный ресурс – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». [8]

Ресурс в экономике: «ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. подразделяются на три основные группы: материальные ресурсы; трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; природные (естественные) ресурсы.» [11]

Ресурс в географии: «природные ресурсы, ес­те­ст­вен­ные ре­сур­сы, со­во­куп­ность эле­мен­тов и сис­тем жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, ко­то­рые на кон­крет­ном уров­не раз­ви­тия про­из­во­дитель­ных сил ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком в ка­че­ст­ве средств про­из­вод­ст­ва или пред­ме­тов по­треб­ле­ния и слу­жат для удов­ле­тво­ре­ния ма­те­ри­аль­ных и куль­тур­ных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва.» [1]


Ресурс в психологии: «ресурс - все, что может помочь достичь результата, например, физиология, состояния, мысли, убеждения, стратегии, переживания, люди, события, имущество, место, истории и т. п.» [9]

Общее понятие ресурса по Ожегову: «РЕСУРС, -а, м. 1. мн. Запасы, источники чего-н. Природные ресурсы. Экономические ресурсы. Трудовые ресурсы (часть населения страны, к-рая способна работать, участвовать в процессе производства). 2. Средство, к к-рому обращаются в необходимом случае (книжн.). Испробовать последний р. || прил. ресурсный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).» [10]

Однако, что касается нашей темы, то мы раскрываем суть трудовых ресурсов, так как в менеджменте, человек является таковым ресурсом. Мы приводили пример ресурса в экономике, но менеджмент из экономики выделяет для своей работы трудовой ресурс. «Трудовой ресурс - экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.» [12] Таковым «трудоспособным населением» являются люди.

Как мы видим из указанных выше определений ресурса, ресурс – это некоторые средства, некоторая база или основа, в нашей теме данными средствам являются люди. Развитие предприятия может быть только тогда, когда этот ресурс (люди) замотивированы на работу. Что такое мотивация мы рассмотрим далее. Замотивированные люди долго остаются на рабочих местах, так как у них есть желание выполнять эту работу или трудовую деятельность, потому что у них есть ощущение нужности и того, что они приносят пользу предприятию.

Предприятию нужно выполнять одно немаловажное условие: обучать людей под современные нововведения (оборудование, программы и т.д.). А если обучение на предприятии является не сильной стороной, слабеет ресурс, который не проходит обучение, не самосовершенствуется, об этом мы так же будем упоминать ниже, то человек чувствуя свою слабость уходит или не чувствуя тянет предприятие вниз. Предприятие медленнее развивается, когда приходится тратить время на подбор, адаптацию и обучение новых сотрудников до уровня полноценной рабочей единицы. На этом и строится основная задача менеджмента, уметь замотивировать людей на работу, причем с самого первого дня, а точнее даже с собеседования.


1.3. Мотив и мотивация, как один из способов управления человеческими ресурсами

В данном разделе мы рассмотрим, что такое мотивация.

«Функция стимулирования – один из важнейших факторов повышения эффективности системы управления. Функция стимулирования направлена на обеспечение должного уровня исполнительских действий.» [3] В наше время основная функция стимулирования, это повышение по должности, причем больше интересует вертикальная иерархия, и очень хорошо, если повышение по службе подкрепляется ещё и ростом заработной платы.

«Мотивация — процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.» [4]

«Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Задача менеджеров — определить истинные побуждения сотрудников для работы с максимальной отдачей и обеспечить условия для реализации потенциала подчиненных.» [2] Как мы видим из приведенных выше понятий «мотивации», то это то, что способно заинтересовать человека, для выполнения трудовой деятельности, и это может быть что угодно, как заработная плата, повышение, самореализация и т.д., и т.п., но об этом поговорим немного позднее.

«Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций — например недостатки в планировании или в организации. Однако слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и восполнить. В силу этого важнейшей функцией руководителя является мотивирование исполнителей — создание, поддержание и развитие мотивации работников.» [4] Тут мы можем увидеть насколько важно своевременно проводить повышение квалификации, поддерживать сотрудников в их деятельности, обращать внимание на их жалобы и тем более на их предложения, по улучшению производства и т.д., об этом говорит Херцберг, который выдвинул «Теорию двух факторов», ниже рассмотрим, что это за факторы и на что же они могут влиять.

«Американский психолог Херцберг выдвинул теорию двух факторов, влияющих на трудовое поведение. Первый фактор — внешние условия труда (заработная плата, предоставляемые льготы, социальный статус, гарантия занятости и др.); второй — содержание труда (степень ответственности и возможности принимать решения, продвижение по служебной лестнице, удовлетворение от результатов труда и др.). Теория двух факторов ориентирует на необходимость сочетания внимания руководителя к работающим и содержанию труда. Херцберг считал, что реализация мотивирующих факторов выгодна как для работника, так и для нанимателя». [2] Херцберг предложил с нашей точки зрения очень хорошие принципы организации труда, однако в современных фирмах, а уж тем более на государственных предприятиях этими принципами практически не пользуются. Поэтому у большинства людей на первом месте стоит только материальная заинтересованность, так как нет развития, нет обучения, нет самореализации и так далее. Поэтому по пирамиде Маслоу, как показано на рисунке 1, мы удовлетворяем только низшие потребности, чем получается ничем не отличаемся от первобытных людей.