Файл: Действие права (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПРАВОВЫХ НОРМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Понятие действия права является одним из самых сложных в юридической науке. Советскими и российскими учеными накоплен огромный положительный опыт исследования этого непростого явления, однако единого понимания его сущности нет. Вместе с тем следует отметить, что отдельные направления, формы и аспекты действия права изучены достаточно основательно. Однако целостного представления о действии права так и не выработано.

Любой новый прогрессивный этап развития общества обязательно должен включать то лучшее, что было и уже состоялось в правовой сфере в предыдущие годы. Если же подобное правило не выдерживается, то сложно говорить о стабильности и упорядоченности существующих и регулируемых в нем отношений. Следует учитывать и то, что право, выступает динамичным фактором, отражающим происходящие изменения в обществе и государстве и формирующим новые отношения. Таким образом, с целью достижения эффективности действия права в рамках того или иного правового пространства важно, не нарушая «право устойчивости», изменить правовое регулирование или даже ввести новые правовые принципы. В этом случае благодаря процессу преемственности будет достигнуто и состояние стабильности существующих отношений, и их адаптация к новым условиям. Следовательно, правопреемственность есть сохранение прежнего правового состояния в изменившихся условиях, которое выражает тот «момент покоя», который присущ любому общественному процессу.

Целью работы является изучение действия права.

Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:

  1. Раскрыть общие принципы действия права.
  2. Проанализировать социальный (неюридический) аспект действия права.
  3. Рассмотреть категорию времени в системе принципов действия права.
  4. Выявить степень влияния времени на действие права в процессуальных и материальных отраслях.

Объект исследования составляют общественные отношения в сфере правообразования, правотворчества и правореализации.

Предмет исследования представляет система взаимодействующих факторов, оказывающих влияние на механизм действия права.

Методология и методы исследования сформировались в результате изучения автором литературы по современной философии, юриспруденции, истории, политологии, социологии, а также идей, положений, принципов, сформулированных в отечественном и зарубежном законодательстве.


В целях более глубокого понимания сущности механизма действия права в исследовании применяются системный, диалектический, логические, сравнительно-правовой, историко-правовой и др. методы познания.

Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПРАВОВЫХ НОРМ

1.1.Общие принципы действия права.

Действие нормативных правовых актов во времени. Для нормативных правовых актов характерен определенный порядок вступления их в силу, который можно классифицировать следующим образом:

1) с момента принятия. Данный порядок применяется в редких случаях, как правило, для осуществления особых полномочий; например, после событий конца сентября — начала октября 1993 г. в Москве Президент России принял целый ряд актов, которые вступили в силу с момента их подписания, в частности, это Указ Президента РФ «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства РФ»;

2) с момента опубликования. Так, Конституция Российской Федерации вступила в силу со дня ее первого официального опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.;

3) по истечении определенного времени после официального опубликования. Чаще всего применяется именно этот порядок вступления в силу нормативных правовых актов. Например, федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу через 10 дней после их первого опубликования в официальном печатном органе, указы Президента РФ — через 7 дней и т.д., если в самом акте не определена иная дата вступления их в силу;

4) с момента, указанного в самом нормативном правовом акте. Например, Федеральный закон «О полиции» вступил в силу со дня, указанного в данном акте, — 1 марта 2016 г. В некоторых случаях правотворческий орган может вводить в действие свои акты через 6 месяцев или через год после их принятия и опубликования. Это осуществляется с целью дать возможность правоприменителю и самим гражданам подготовиться к исполнению принятого акта[1].

Существует и особый порядок прекращения действия нормативных правовых актов:


1) по истечении определенного в нормативном правовом акте срока (этот порядок действует для временных нормативных правовых актов);

2) со дня отмены органом, принявшим данный акт.

Также существуют и особые случаи прекращения действия нормативных правовых актов:

а) признание Конституционным Судом РФ определенного нормативного правового акта неконституционным или признание судом общей юрисдикции акта незаконным. В этом случае акт прекращает действие и утрачивает юридическую силу, правоприменительными органами он не применяется, несмотря на то, что отменяется он в последующем тем органом, который принял неконституционный (незаконный) акт;

б) приостановление акта. Полномочный орган вправе временно приостановить действие нормативного правового акта другого органа до принятия решения соответствующим судом.

Так, Президент РФ «вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом».

В исключительных случаях, когда нормативный правовой акт устраняет или смягчает ответственность или иным образом улучшает положение лиц, действует так называемая обратная сила закона, т.е. нормативный правовой акт применяется к событиям и действиям, имевшим место до его официального вступления в силу.

В пространстве нормативные правовые акты могут действовать на всей территории государства или определенной его части. Так, на территории всей Российской Федерации действуют Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а Закон г. Москвы «О земельном налоге» действует только на территории одного субъекта Российской Федерации — города Москвы. В понятие территории государства входят: суша, водоемы, воздушное пространство над ними, недра и т.д.[2]

По кругу лиц нормативные правовые акты могут действовать на всех граждан государства либо на определенную группу (пенсионеры, учителя, сотрудники ОВД и т.д.). Многие акты распространяют свое действие вообще на всех лиц, находящихся на территории государства (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы и т.д.), например, уголовное законодательство, за исключением лиц, обладающих, например, дипломатическим статусом.


1.2.Социальный (неюридический) аспект действия права.

Свойственное юридическому позитивизму понимание права как системы законов, помимо концептуальных упущений, привязало юридическую науку к воле законодателя. Все предписания, исходящие от государства в форме закона, указа, постановления и т д , выступают правом независимо от содержания . Тем не менее нельзя отрицать, что правовое воздействие в социальном пространстве опосредуется целями, интересами тех или иных социальных групп, организаций, индивидов Соответственно, факт существования официальной юридической нормы не может рассматриваться единственным и достаточным условием действия права в обществе. Внимание только к юридической форме порождает видение в качестве права того, что в действительности представляет собой лишь волю правящих элит.

И здесь обнаруживается несколько проблем. Во-первых, в соответствии с указанным положением право в форме нормы, установленной или санкционируемой государством, может сливаться с произволом. В таком случае право от произвола отличается только формально Во-вторых, признавая государство в качестве основного и единственного источника права, невозможно выявить более глубокую причину обязательности права, кроме принуждения со стороны того же государства. В ситуации, когда право — продукт властвующего субъекта, не существует критерия, с помощью которого можно было бы оценить роль и место государства в реализации принятых им самим законов. Государство выступает в роли и законодателя, и арбитра, устанавливающего правила для самого себя. А значит, государству и обществу невозможно выйти на действительно правовые позиции. Другими словами, такая точка зрения ограничивает пределы познания действия права, поскольку раскрывает, по сути, только его юридический аспект[3].

В некоторых случаях в результате юридического воздействия не возникает упорядоченности, происходят лишь изменения, влекущие разрушение объекта регулирования. Изменения в законодательстве, регулирующем политическую и экономическую сферы, наряду с определенными позитивными аспектами могут вызвать углубление социальных, политических противоречий, обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, падение жизненного уровня значительной части населения страны и, как следствие, увеличение количества правонарушений. Следует констатировать, что государственные меры противодействия этим явлениям иногда не приносят желаемого эффекта, что приводит к усилению нигилистических настроений, снижению авторитета государства и его органов.


Яркой иллюстрацией этому служит антиалкогольная кампания в СССР, развернутая в мае 1985 г. с принятием постановления Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Всем партийным, административным и правоохранительным органам предписывалось усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем планировалось значительное сокращение производства и продажи алкогольных напитков. Кроме того, 16 мая 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренению самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Целью проводимых мероприятий было снижение потребления алкоголя населением, преодоление стагнации советской экономики и общего упадка морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма», выражавшегося в халатном отношении к труду[4].

Административные меры в виде повышения цен на алкоголь и резкого ограничения его продажи привели к увеличению доли нелегального изготовления спиртных напитков. Кампания, решение на осуществление которой было принято без должной исторической и экономической проработки, без учета психологии потребителей, нанесла ущерб отечественной винодельческой и спиртоводочной промышленности, вызвала широкое недовольство народа. Отдавались распоряжения о корчевании виноградников, ликеро-водочные заводы переоборудовались в предприятия по выпуску безалкогольных напитков. Все это имело и серьезные финансовые последствия, резко возросло количество случаев спекуляции и воровства . Бюджет Советского государства недополучил в 1986 г. 12 млрд рублей, в 1987 г. — 7 млрд. Из-за потерь в производстве вина и выращивании винограда недосчитались еще 6,8 млрд. Таким образом, снизить процент потребления алкоголя удалось ценой ущерба экономике, при этом повысился уровень преступности

Очевидно, что право черпает силу не только в законодательстве и судебной практике, но и в самом обществе. Действие права необходимо рассматривать как явление, обусловленное культурными, духовными особенностями различных социальных групп в частности и общества в целом. Эти особенности не всегда учитываются законодателем при формулировании юридических норм, а иногда и просто игнорируются[5].

Право способно формироваться и регулировать общественные отношения помимо государства и независимо от него: «Общественные институты независимо от государства располагают средствами и санкциями, необходимыми для того, чтобы привести индивида к признанию и соблюдению юридических норм, воплощающих в себе нравственные ценности и идеалы». Право в объективном смысле формируется и развивается в результате перехода к более совершенным формам регулирования процессов в обществе, в сознании отдельных его членов в процессе их активной жизнедеятельности. В результате этого право приобретает черты, присущие конкретному обществу.