Файл: Действие права (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПРАВОВЫХ НОРМ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Таким образом, обнаруживается недостаточность юридического подхода к исследованию механизма действия права. Нужно уходить от такой ситуации, когда появляется норма, которая, с одной стороны, социологически не обоснована, а с другой — практически не действует. Действие права должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата, существующего в виде абстрактной модели
Юридическое регулирование предполагает, прежде всего, нормативно установленную общую цель. Но оно не в состоянии охватить все, даже наиболее важные, отношения. Поэтому достаточно часто в реализации требований законодательства определяющее значение имеют средства неюридического характера. Несмотря на то что подобная деятельность ведется с государственного дозволения, этот аспект действия права не следует считать юридическим.
Неюридический аспект действия права проявляется, когда средствами только юридического характера достичь поставленной цели не представляется возможным или только их совместное действие способно привести социальную систему в надлежащее состояние. В механизме действия права используется вся система социальных регуляторов и иных средств, положительно влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов и на разрешение спорных или конфликтных ситуаций между людьми или социальными группами, а также позволяющих достичь цели, обусловленные правомерными интересами и потребностями субъектов права.
На данное обстоятельство необходимо обратить более пристальное внимание, потому что механизм действия права недопустимо рассматривать в отрыве от составляющих системы социальной регуляции в целом. Эти компоненты находят отражение в правосознании и определяют в конечном счете совершенствование и развитие права. Поэтому социальный (неюридический) аспект права требует более глубокого изучения в силу его сложности и значимости[6].
Следует отметить, что отдельные авторы не признают существования неюридического в праве. Это связано, главным образом, с доминирующей трактовкой права и выделением последнего в самостоятельную и относительно замкнутую систему, специфику которой определяет в значительной степени государство. Кроме того, и юридическая наука, и законодатель в основном сосредоточивают свое внимание на эффективности самого закона (в широком смысле), на совершенствовании юридической техники, часто упуская из виду потенциал иных социальных регуляторов. Исключение составляет, пожалуй, только гражданско-правовая сфера, где допускается применение обычаев и действует диспозитивный метод правового регулирования. Но это вызвано, скорее, тем, что признается невозможность охватить законом весь спектр отношений в конкретной сфере, нежели важностью и необходимостью неюридического аспекта действия права.
Вероятно, недостаточное внимание к данной проблематике в юриспруденции обусловлено как ее недооценкой, так и, возможно, односторонним подходом к осмыслению места и роли социальных норм и правил поведения в механизме действия права.
Тем не менее, неюридическая сторона права была предметом изучения многих исследователей. Существует такая грань права, которая выходит за рамки официально признанных и защищаемых государством отношений, т е непосредственно социальное право, не совпадающее с юридическим правом . Ученый отстаивал факт неюридического (нелегистского) бытия правовой реальности, несмотря на различные подходы к данной проблеме и на терминологическую неопределенность (что отражает недостаточную степень исследования вопроса), а также подчеркивал недопустимость исключения указанного явления из области юриспруденции.
Подобный, пока еще уступающий в теоретическом и методологическом обосновании советским традициям юридической науки, подход в последнее время прослеживается у некоторых российских ученых. Например, А. Б. Венгеров, кроме собственно государственных, признает присутствие и влияние самоорганизационных (социальных) начал в правовом регулировании. В таком же направлении ведутся исследования и представителей либертарно-юридической теории (В. С. Нерсесянц, Е. А. Лукашева, В. А. Четвернин и др.). Использование принципов дополнительности и альтернативности в исследовании механизма действия права, несомненно, открывает новые горизонты исследования права, конкретизирует и обогащает категориальный аппарат, необходимый для решения различных проблем. В этом контексте принцип дополнительности позволит обосновать существование в праве различных социальных, неюридических аспектов, а принцип альтернативности — использование в процессе правового воздействия потенциала этих элементов[7].
На это обращает внимание и С.С. Алексеев, отмечая, что подобный научный подход позволит увидеть и держать в поле зрения все грани права, последовательно охарактеризовать их, начиная с наличных юридических реалий, а затем через особенности юридического содержания к глубоким, «невидимым» пластам правовой материи. Иными словами, современное юридическое мышление хотя и недостаточно подготовлено к многослойному представлению о регулятивных свойствах права, но все же постепенно признает его способность действовать по собственной внутренней логике, обусловленной определенной внутренней необходимостью, а не волей законодателя, отдающего повеления в форме правил и налагающего санкции за их неисполнение[8].
Таким образом, социальный (неюридический) аспект действия права представляет собой упорядочение общественных отношений с помощью различных неюридических социальных регуляторов в правовой сфере . Эти регуляторы воплощены в моральных, религиозных, политических, экономических, психических, идеологических и иных средствах и факторах, позволяющих механизму действия права функционировать наиболее эффективно. Когда мер юридического регулирования недостаточно или они не приносят желаемого результата, не достигают поставленной цели, могут использоваться другие социальные, неюридические способы и средства достижения правовой цели
Это, например, ситуация, часто возникающая между кредитором и должником. Цель правового регулирования в данном случае заключается в своевременном возврате займа от должника кредитору. Однако должник вовремя не возвращает долг, и кредитор вынужден обратиться в правоохранительные органы за защитой. В данном случае иск в суд выступает юридическим средством, которое требует дополнительных ресурсов и времени для достижения цели правового регулирования. Неюридическим средством может выступить норма морали. Если состоится разговор кредитора с должником, где первый будет ссылаться на соответствующие нормы, мнение людей, которое сформируется при противоправном поведении, то второй, находясь под воздействием нормы морали, может осознать свою непорядочность, не пожелает выглядеть «плохим человеком» в глазах окружающих и вернет долг кредитору. Цель правового регулирования (возврат долга) будет достигнута, обе стороны придут к компромиссу (кредитор «простит» несвоевременность, должник вернет долг без судебных разбирательств). Моральная норма может благотворно воздействовать на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка, наполняя право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами[9].
Важным шагом к обновлению содержания механизма действия права является рассмотрение его в органическом единстве специально-юридического и социального (неюридического) аспектов, явлений однопорядковых и направленных на достижение одной цели, хотя и использующих для этого отличающиеся средства. Недопустимо противопоставлять указанные стороны действия права, превозносить какую-либо из них, но также не следует умалять значение неюридических закономерностей действия права, выражающихся в системе разнообразных средств социально-правового воздействия на общественные отношения.
ГЛАВА 2.ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕНИ НА ДЕЙСТВИЕ ПРАВА
2.1.Категория времени в системе принципов действия права
Осознание категорий вечности, времени, давности неразрывно связано с основополагающими представлениями о действительности - с осознанием бытия, смысла жизни, основ всей человеческой деятельности. Размышлений о времени не избежал ни один крупный философ прошлого и современности. Не могут избежать их и ученые-правоведы, поскольку свойства пространства и времени не случайно использованы в нормах права.
В различные эпохи развития мысли время характеризовалось противоречиво и неоднозначно. Можно выделить несколько этапов, имеющих особенности в толковании времени:
1) доньютоновская эпоха, связанная с именами Аристотеля, Платона и других великих ученых Античности и Средневековья;
2) становление классической механики, связанное с именем Ньютона;
3) появление специальной теории относительности;
4) формулирование общей теории относительности;
5) создание нерелятивистской, а затем и релятивистской квантовой механики[10].
Философские взгляды на проблему времени разнообразны. Существующие концепции можно разделить на субстанциональные, рассматривающие пространство и время как субстанции, существующие независимо от материального мира, и реляционные, рассматривающие пространство и время как отношения между материальными объектами, не существующие вне материального мира. В решении вопроса о пространстве и времени явно просматривается материалистическая или идеалистическая основа той или иной философской теории: признает ли эта теория время и пространство реальными или существующими в сознании абстракциями.
Известна научно обоснованная позиция диалектического материализма: время, как и пространство, являются объективно существующими формами бытия материи. Вне этих форм материя не существует, и сами они не существуют вне материи. Время - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, всякий процесс развивается только от прошлого к будущему. Движение - сущность времени. Пространство и время - суть одно целое. Материя, движение, пространство и время глубоко взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Придерживаясь в целом данной позиции, отметим, что история философии науки и ее современное состояние показывают, что философские проблемы времени далеко не все решены и требуют глубокого изучения. Всестороннего изучения требуют и вопросы отражения временных характеристик в праве, особенно учитывая, что в правовой области общественной жизни они имеют свою специфику, в силу которой категория правового времени не может быть подменена общефилософским пониманием времени[11].
Всякая человеческая деятельность осуществляется в пространстве и времени. Особой областью социальной жизни общества выступает право, на действие которого оказывает большое влияние время, временные характеристики. Правовая действительность как особая область социальной жизни общества, развиваясь и действуя в рамках социального пространства и времени, имеет собственные пределы, которые в определенную историческую эпоху всегда конкретны для данного круга общественных отношений. Поэтому возможно говорить о наличии особой функциональной категории права — правовом времени, которое хотя и имеет искусственный, определенный человеком характер, но, тем не менее, основано на объективно существующем явлении - времени.
Для уяснения многих правовых институтов большое значение имеет уяснение фундаментальных параметров времени таких, как прошлое, настоящее и будущее. Время необратимо, оно течет в будущее, а события уходят в прошлое. Право сегодняшнее родилось из вчерашнего и является основанием права завтрашнего. Право действительно в состоянии выстроить будущее при помощи накопленного опыта и самого содержания права. Задачей многих отраслей права является именно регулирование отношений в будущем4.
Такой параметр времени, как прошлое, несомненно, важен, поскольку закрепляет то, что было в прошлом, те знания, без которых нормативная жизнь человеческих сообществ, конкретных людей была просто бессмысленна. Всякая юридическая ситуация предполагает выяснение обстоятельств, предшествующих ей, влияющих на настоящее и возможные последствия в будущем. С этим связаны проблемы определения немедленного действия закона и его обратного действия, его изменения, прекращения или отмены6, давности ответственности и т.д.
В силу практической направленности права на реальные общественные отношения, особенностью правового времени является то, что основным компонентом, в отличие от религии и морали, в нем является все же настоящее. Широкое распространение имеет мнение, что настоящее время - это отделяющее прошлое от будущего бездлительное мгновение. Любое материальное тело, любой материальный процесс, пока они существуют, - они существуют в настоящем времени. Они возникают и перестают существовать в результате происходящего в настоящем времени движения материи. Из будущего возникают и в прошлое уходят не объекты и процессы материального мира, а лишь их состояния, тогда как сам материальный мир находится в вечно длящемся настоящем времени. Реальное существование материальных объектов представляет собой процесс непрерывной смены их состояний. С этими сменяющими друг друга состояниями связаны соответствующие моменты времени[12].