Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;

балансовый – согласование между потребностями и возможностями.

Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.; • прогнозный – планирование на основе прогнозирования; • программно-целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий; • нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов.

Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции.

Норматив – относительный показатель расхода какого-либо ресурса на другие ресурсы; экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов. Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес-планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес-планы нечеткие и небольшие. Другие факторы, которые влияют на выбор формы планирования: квалификация персонала; возможности организации планирования; особенности деятельности фирмыВ практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Выбор той или иной формы планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика предприятия. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более 1-2 лет, а судостроительная верфь – не менее 5-10 лет.¹

Среди множества факторов, влияющих на форму планирования можно выделить три основные:

1)Факторы, обусловленные спецификой фирмы

(концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.)

Здесь содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, методов и особенностей управления фирмой.

Важнейшим из факторов, определяющих внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Например, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала.


Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнение организационно – технической структуры предприятия и объединения.

В структуре крупнейших компаний имеются десятки научных лабораторий, сотни производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их продукции. Это выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. В этом случае маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии.

Существенное влияние на процесс внутрифирменного планирование оказывает механизация и автоматизация управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Так как позволяет улучшить степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, повышает общую культуру плановой работы и т.п.

2)Факторы внешней среды.

Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.

Группа факторов прямого воздействия

включает такие факторы, которые определяют непосредственной влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.

В группу косвенного воздействия

входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение.

Но, тем не менее, они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменение условий его реализации и т.д. сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора составляют сложность внешней среды, которая может иметь различную динамику изменения. Подвижность среды- это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям.


Определение коммерческой организацией целей для дальнейшего развития и составление планов по их достижению.

Планирование деятельности фирмы включает в себя, как определение основных или промежуточных целей и задач предприятия, так и поиск наиболее оптимальных способов их достижения. Соответственно, конечной целью внутрифирменного планирования является достижение поставленных задач с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами.

Оно может касаться как общих планов фирмы в целом, так и планов конкретных подразделений или даже отдельных сотрудников. Существует большое количество инструментов внутрифирменного планирования, таких как матрица BCG, матрица Маккинзи и многие другие методы экономико-математического и маркетингового анализа.

В целом, можно выделить 3 вида внутрифирменного планирования, касательно выбранного временного периода: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Долгосрочное планирование

Обычно под долгосрочным планированием подразумевается составление планов фирмы на срок от 5-ти лет. Основными целями долгосрочного планирования является прогнозирование перспектив и составление стратегии фирмы на достаточно длинный промежуток времени.

Сюда входит выявление перспектив отрасли, в которой работает фирма, постановка долгосрочных целей и составление стратегии их достижения, будущее развитие технологий и исследовательские разработки, поиск выгодных поставщиков, взаимодействие с потенциальными или будущими конкурентами, а также многое другое. Вдобавок к этому, при долгосрочном планировании, в большинстве случаев, закрепляются основные принципы деятельности компании. Именно они определяют корпоративную культуру предприятия.

Среднесрочное планирование

Среднесрочное планирование деятельности фирмы обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет. Осуществление среднесрочных планов предприятия происходит путем принятия бюджета компании, состоящего из финансовых планов для каждого подразделения компании на определенный период времени. Принятые бюджеты подразделений потом консолидируются в единый бюджет предприятия, в основе которого лежит прогноз будущих продаж, оценка различного рода издержек и прогноз прибыли фирмы. Во многих компаниях пренебрегают среднесрочным планированием, включая его в краткосрочное или долгосрочное.

Краткосрочное планирование


К краткосрочному планированию относят составление планов на временной период до одного года. Краткосрочное планирование ориентируется на решение текущих задач предприятия, достижение основных плановых показателей, повышение качества продукции, оптимизацию трудовых ресурсов. При краткосрочном планировании деятельности фирмы делается больший акцент на подразделения, отделы, дочерние компании и другие структурные образования компании.

Однако нужно понимать, что такое разделение довольно условное, так как внутреннее планирование деятельности компании — вещь достаточно индивидуальная. Каждая компания выбирает ту политику и стратегию, которую считает наиболее подходящей и эффективной.

Таким образом, внутрифирменное планирование — одна из важнейших вещей для организации успешной деятельности предприятия. Именно оно задает основные цели и задачи экономической деятельности, определяет корпоративную структуру и внутреннюю политику предприятия.

Основные элементы системы планирования на предприятии:

• плановый персонал, сформированный в организационную
структуру;

•      механизм планирования;

•      процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

• средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

1. Плановый персонал.

Сюда входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других — сочетаться с другими видами деятельности.

2. Механизм планирования.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят:

•    аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;

•    функции планирования;

•    методы планирования.

Рассмотрим эти компоненты.

а) Цели и задачи планирования. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.

Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия.


б) Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.

В состав функций планирования можно включить следующие.

Уменьшение сложности., т.е. преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов. Для этого при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединив их в модули, разграничивающие сферы деятельности и являющиеся структурными элементами единого плана.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов.

Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи.

Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта:

•     направление планирования;

•     средства обоснования плановых параметров.

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.

Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.