Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Следует отметить, что идея правового государства, распространенная преимущественно в европейских странах, имеет не только сторонников, но и критиков. Так, оппоненты этой концепции (к их числу можно отнести Г. Кельзена и других теоретиков нормативизма) считают, что, устанавливая нормативно-правовую регламентацию общественного порядка, всякое государство выступает как правовое[9].
Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. Идеи становления такого государства находили свое отражение в работах русских ученых, которые не раз подвергали критике незаконные действия властей в период феодализма. С середины XIV до конца XVIII вв. М. М. Сперанский, А. Н. Радищев, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен занимались вопросами реорганизации Российского общества. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен российскими правоведами в конце XIX – начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. Так, знаменитый русский ученый – юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание.
[9]Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология: Курс лекций/М. Н. Марченко. – М., 1993. – С. 33 - 48.
Вопросы теории правового государства в России затрагивали также в своих работах Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский (XIX в.), А. С. Алексеев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский (начало XX в.).
Стоит уделить внимание идеям и принципам развития правового государства Г. Ф. Шершеневича. Он называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей.
Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство и право как классовые явления. Современная отечественная политология и российская юриспруденция в концепции правового государства начала усматривать положительную направленность с конца 80-х гг. XX в. в условиях полного обновления законодательства Закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений[10].
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем
[10]Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание. – М.: Эксмо. 2010.– С. 362.
государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым[11].
Процесс создания правового и социального государства в России займет много времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения, принципов социальной справедливости. Таким образом, правовое государство – это такая форма организации государства, которая строится на основе норм права.
[11]Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. перераб. и доп. – М.:Век. 1995. – С. 306-307.
Глава 2. Основные характеристики правового государства
2.1. Определение и основы правового государства и условия его формирования
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона. Равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.[12].
Профессор B. C. Нерсесянц, в свою очередь, определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина»[13].
Г. Н. Манов рассматривает правовое государство как «политическую ипостась гражданского общества"» подчеркивая, что взаимодействие гражданского общества и правового государства "принципиальноскладывается по правилам соотношения формы и содержания"[14].
[12]Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко. – М., 2009. – С. 478.
[13]Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: НОРМА-ИНФРА-М. 2009. – С.329.
[14] Манов Г. И. Признаки государства. Новые прочтения. – М, 1993. – С. 67.
А. В. Корнев и В. В. Лазарев полагают, что "главным пунктом в содержании теории правового государства" является идея народного суверенитета[15].
Чтобы понять сущность понятия правового государства, необходимо рассмотреть основы, к которым относятся:
- социальная основа. Основу данного явления составляет развитое гражданское общество, которое обязательно должно присутствовать в правовом государстве, оно объединяет всех граждан, создает защищенность людей, включая их интересы и свободы. Благодаря системе социальных институтов, человек пытается в полной мере развиться и реализовать свой потенциал, творческие, трудовые потребности, и право этому сопутствует[16];
экономическая сфера. Производственные отношения являются экономической основой правового государства. Производственные отношения основываются на различных видах собственности, которые присуще правовому государству. Например: государственная, частная, коллективная. Данные формы собственности одинаково защищены законом. Именно здесь раскрывается весь потенциал человека как производителя благ и потребителя. В экономической основе – главное самостоятельность и равенство участников производственных отношений. Чтобы данные пункты
соблюдались, одного производства недостаточно, надо чтобы производственные отношения обеспечивались господством права;
Чтобы правовые принципы в экономике работали, следует возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип «разрешено все, что не запрещено»,
[15]Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник/В. В. Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. - С. 422.
[16]Шарков Ф. И. Основы социального государства: Учебник для бакалавров/Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и К. – М., 2016.
4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства[17].
нравственная основа. Ценностную основу общественных отношений составляют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, нормы морали. Они охватывают все сферы общественной жизни и придают им индивидуальное человеческое начало. Они специфичны, выступают в качестве регулятора общественных отношений и способствуют формированию духовных ценностей. С целью упорядочивания поведения людей, регулятивную функцию наряду с моралью и нравственностью выполняет и право. Право является важнейшей самостоятельной формой духовного освоения действительности, представляет собой не только равную меру свободы, но и гарантии ее обеспечения путем реализации правовых явлений: субъективных прав и юридических обязанностей, дозволений и запретов, предписаний, поощрений и ограничений. Поэтому, для защиты нравственных интересов общества, государство использует принудительные методы обеспечения прав и свобод граждан с одной стороны и ограничения незаконной деятельности отдельных лиц, с другой. В противном случае ограничения могут оказаться неоправданными и несправедливыми.
Отношения государства и общества становятся более гармоничными, они тесно «сотрудничают», нуждаются друг в друге, требуют взаимной поддержки. Эти «партнерские отношения» должны базироваться на
законодательно закрепленных моральных принципах. Очевидно, что современное российское государство в значительной степени заинтересовано в становлении здорового гражданского общества, с твердыми морально-нравственными устоями и справедливыми законами, как в средстве своего
[17] Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995. – С.78.
выживания[18].
Если говорить об условиях формирования правового государства, то стоит заметить, что сам процесс может занять довольно длительное время, из
поколения в поколения, люди передавали свои ценности и идеалы, видели недостатки в своем обществе, и каждый раз пытались внести корректировки для более спокойной и упорядоченной жизни. Конечно, в разных точках мира правовое государство будет построено на одних принципах, но отличительные черты все же будет иметь, например: мировоззренческие идеалы, духовные начала, культурные наследия и так далее. Затронут отличительные признаки и экономику - формы собственности на средства производства. Но опять же ни для кого, ни секрет, что такие условия как высокий уровень культуры, демократические основы и политический плюрализм, развитое общество – будут базисом в построении правового государства.
[18]Шапиро И. М., Абушова А. Э. Нравственные основы общества в правовом государстве – М.: Молодой ученый. 2015. – С. 397-399.
2.2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству. Между тем, правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов[19].
Правовое государство – это конституционное государство, которое является воплощением идеи правового государства. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его идеи закрепляются на высшем законодательном – конституционном уровне[20].
Выделяют четыре основных признака правового государства:
- господство права во всех сферах жизни общества;
- незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
- взаимная ответственность личности и государства;
- принцип разделения властей[21].
Сама суть идеи правового государства – выработать такой тип государственности, который в конечном итоге станет той "почвой" для людей, где они смогут реализовать себя и свои ценности и свободы в полной мере. В первую очередь правовое государство связано с правом, закон имеет верховенство, находиться в рамках установленных самим обществом, т. е. ответственно перед ним, подчиняется ему.