Файл: Понятие и признаки правового государства (ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблемы построения правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: что такое правовое государство? Когда появилась его идея, и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, историков, юристов, политологов, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности(1).

Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Рост производительных сил, изменение социальных и

(1)Общая теория государства и права: теория права. Академический курс / В. В. Борисов, Н. В. Витрук, Н. Л. Гранат, Ю. И. Гревцов. В 2 т. – Т. 2. – М.: Зерцало. 1998. – С.364.

политических отношений в обществе в современную эпоху порождают новые подходы к государству и пониманию его роли. Центральное место занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года наша страна стала развиваться по новому пути. Россия была провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления(2).


Одним из критериев идентификации России как нового государства стало провозглашение его государством, вся деятельность которого подчинена нормам права (закрепленным в законе и подзаконных нормативно-правовых актах), а также основополагающим (фундаментальным) принципам права, которые направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Цель данной работы – разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу, а также проанализировать развитие идей и принципов такого государства в современной России.

(2)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27.03.2019 г. №130 и вступивших в силу с 04.04.2019 г.).

Глава 1. Правовое государство и его зарождение

Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX века в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Шайста и других. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей, философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира

Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность, как для правителей, так и для населения(3).

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага. Какие только могут даровать государствам боги»(4).


Рост производительных сил, изменение социальных и политических

(3)Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание. – М.: Эксмо, 2010.– С. 362.

(4)Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко. – М., 2009. – С. 477.

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Одним из прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, изложившим идеи правовой государственности был Н. Макиавелли. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. Макиавелли хотел предоставить безопасность гражданам своего государства, а также дать гражданам право распоряжаться своим имуществом на добровольной основе. В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тата Ливия» и других он высказал оригинальные идеи, имеющие важное значение для решения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху. Его суждения выстраиваются в определенную концепцию, в которой дается объяснение природы государства, его сущности, форм государственного устройства, а также способов осуществления государственной власти и других политических проблем. Это было первое в указанный период времени четкое, систематическое и сравнительно глубокое их толкование. Поэтому Макиавелли называют основоположником политической науки Нового времени

Формирование правового государства – сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизни экономической, политической и правовой реформ, создания нравственности устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построение цивилизованного, демократического и гуманистического, гражданского общества.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, П. Гольбах и другие. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.


Весомое влияние в развитие учения о правовом государстве в свою очередь оказали идеи французского просветителя и правоведа Ш. Л. Монтескье, немецкого философа И. Канта.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния(5).

Ш. Л. Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

(5)Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко – М., 2009. – С. 478.

Учения Д. Локка и Ш. Л. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.(6).

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников создал целостное учение о правовом государстве. Основы правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:

  1. источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей;
  2. человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
  3. в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и « поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;
  4. правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
  5. право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;
  6. государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам(7).

И. Кант также говорил о народном суверенитете, говоря о передаче права законодательной власти народу.

Различные теоретические концепции правового государства на

(6)Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание – М.: Эксмо. 2010.– С. 362.

(7)Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко – М., 2009. – С. 478.

протяжении веков постоянно менялись. Ученые добавляли свои признаки к определению, тем самым теперь мы имеем понятие, к которому шли веками.

Можно проследить такую тенденцию, что мировые мыслители проделывали свои исследования на своих предшественниках и во многом их мысли были схожи, просто дорабатывались до конца, и после пытались применить их в реальном мире на основе государства. Главное, по мнению большинства, считалось, что все должны быть в равной степени подчинены закону и нести за свою деятельность ответственность.

Идея ограничить необузданность и произвол власти, подчинить её деятельность стоящему выше праву была облечена в достаточно строгие формулировки и стала теорией в XVII – XIX вв. Она получила название «государство права» («правление права»), или «правовое государство». Эти термины нередко используются как синонимы, но всё же их нельзя признать эквивалентными. Эти концепции выражали две стороны одного мировоззрения – правового «…Идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещённый абсолютизм, – пишет А. Валицкий, – неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав человека, на которую ориентировался либерализм, существенно ограничивала сферу государственного вмешательства. Тем не менее, в конкретных исторических условиях эти две разные идеи – идея разумного законодательства и идея неотъемлемых прав личности – составляли как бы одно мировоззрение, сосредоточение на проблеме привнесения в общество права и поэтому удачно названное «правовым мировоззрением»(8).

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других. Если у одних, например, идея

(8)Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – С.4.

такого государства ассоциировалась, в конечном счете, с частной собственностью, богатством определённых классов и слоёв, с использованием в различных формах чужого труда, то у других всё выглядело наоборот. Однако, независимо от различия во взглядах на правовое государство (как бы оно ни называлось), его существование неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона и законности, добра и справедливости.