Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Глава 3. Практика становления правового государства в Российской Федерации
Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике видно, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей.
Становится, очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.
Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демократии с прямыми формами народного волеизъявления и в доминировании общего, коллективного начала над индивидуальным, личностным, отражаемого, в частности, в понятии соборности.
В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).
Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.
В современной России процесс становления правового государства находится на самой начальной стадии, что делает особенно необходимым правильное понимание данного процесса.
В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.
Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.
В годы перестройки в конце 80-х годов начались хоть какие-то преобразования в праве. Стало происходить изменение в законодательстве, репрессивные положения отходили на второй план, вместо них стала развиваться система правосудия. Октябрь 1991 года стал событием, в котором произошло одобрение Верховным Советом РФ идея судебной системы в стране, которая была независима от других ветвей власти и ратифицировала свой собственный механизм управления. А декларация прав и свобод человека, принятая в 1991 году также в письменном виде закрепляла приоритет прав и свобод и личности, а соблюдение и защита их отходит в ответственность государству.
«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти» - Б. Н. Ельцин. Чтобы данные идеи функционировали в полной мере, должна быть создана система юридически закрепленных гарантий, чтобы обеспечить дальнейшее формирование правового государства. Равенство людей, верховенство закона и остальные принципы – все должно соблюдаться на практике. В этом и состоит ключевая задача в формировании такого типа государства. Нельзя забывать о совершенствовании правовой системы страны. Например, Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, Декларация прав и свобод человека и гражданина, без чего немыслимо формирование правового государства, закон о собственности и гражданстве и т.д.
Очень важно развитие гражданского общества в рамках правового государства, без него становление и развитие такого типа государства невозможно. Вся политическая жизнь общества исходит от многопартийности, политического плюрализма, идеологического многообразия. И нельзя отрицать факт, что если самосознание народа в равной степени не будет развито, то не было бы столь огромного числа возможностей воздействовать на власть. Раньше, в течение многих лет в стране действовала однопартийная система, исключающая возможность функционирования оппозиционных партий, что сильно ущемляло права и свободы людей, их интересы. Забота о развитии гражданского правового общества, которое выступает важным звеном в цепи личность – государство, - гарант счастливой жизни людей. Нужно искоренять правовой нигилизм, который проявляется у граждан, с уважением относиться к законам страны.
Стоить отметить и такую проблему на пути формирования правового государства как неэффективность различных форм контроля над действиями властных структур. Практически граждане не имеют контроля над деятельностью судебной власти в РФ.
Очень важно работать и развивать такую структуру как органы местного самоуправления, ибо здесь происходит реализация законодательной инициативы, а также принимаются решения для каждого жителя какого-либо поселения по вопросам местного значения. Появление различного числа форм собственности предприятий также оказалось явлением, к которому граждане не были полностью готовы. Данную сферу тоже нужно тщательно прорабатывать
К сожалению, постсоветское государство не является еще социальным государством, хотя ст.7 Конституции РФ и провозглашает это. Нет пока ни концепции строительства нового социального государства, ни системы конкретных программ, воплощающих концептуальные принципы. Социальная реформа возможна, но лишь при оживлении экономики. Да и вся правовая реформа далека еще от завершения. Само законодательство, указы президента, акты правительства противоречивы, зачастую не выполняются, как не выполняются многие решения судов, престиж которых в обществе невысок. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция неисполнения многих решений судов по гражданским делам, в том числе и государственными органами, а неисполнение судебных решений ставит под сомнение само существование судебной власти, а значит и правового государства.
Исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России[40].
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое
[40]Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко – М., 2009. – С. 485.
государство не вводится единовременным, актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Нельзя также думать, что заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) принесет в Россию согласие, порядок, демократию. Для этого необходимо рассматриваемые теоретические конструкции адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, слабостью демократических традиций. Концепцию правового государства западного образца для России можно признать пригодной только с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву, как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.
Заключение
Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что если разбираться в сущности правового государства глобально, то можно выделить огромное количество признаков, характеризующих его. Можно заметить, что правовое государство не появилось в один миг, а его концепция не придумалась сразу. На протяжении длительного исторического развития создавались в умах людей общечеловеческие ценности.
Правовое государство олицетворяет картину справедливого, гармоничного устройства жизни: права людей защищаются и уважаются, вся власть организована на основе права, подчинена праву и разделена в соответствии с принципом разделения властей. Такие принципы правового государства закреплены во многих конституциях зарубежных стран. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.
Конечно, формирование гражданского общества в современном мире идет свои чередом, нельзя отрицать тот факт, что по направлению к этому Россия сделала большие шаги, например, стал присутствовать политический плюрализм, стали создаваться различные формы собственности, рост их приватизации растет. Но все же качество данного процесса имеет низкий на данный момент уровень.
Условия, которыми характеризуется правовое государство, в реальности в России не выполняются в полной мере, и можно сказать, что наша страна на данном этапе нашего времени не является таковым государством. Россия лишь встала на путь формирования правового государства, и именно человек, именно личность стоит в основе строящегося явления. В настоящее время правовое государство в РФ выступает больше конституционным лозунгом и не получает пока своего полного воплощения
Если будет продолжаться развитие самосознания людей в стране, в которой они живут, а деятельность всех будет взаимосвязана с правом, то тогда возможно стать полноценным гражданским обществом в правовом государстве. Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества.
Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства – столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия[41].
Одним из факторов, гарантирующих успешное формирование правового государства, является совершенствование государственного аппарата, осуществление административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и усиление борьбы с коррупцией в государственном аппарате и государственных хозяйственных организациях и учреждениях. Предстоит принятие Кодекса государственной службы, осуществление Антикоррупционной программы. Необходимо также создание административной юстиции как самостоятельной подсистемы в судопроизводстве, как формы контроля за законностью в сфере управления.
Такова в общих чертах законодательная стратегия на ближайшие годы. Для ее реализации необходимо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих все стороны жизни российского общества. Предстоит также большая работа по приведению
[41 Алексеев С. С. Теория государства и права.URL: http://be5.biz/pravo/t002/index.html (дата обращения 13.11.2019).
российского законодательства в соответствие с международным правом и
международными обязательствами России, хотя этот процесс был начат еще в годы "перестройки". Строить новую Россию надо на прочном законодательном фундаменте. Это единственно верный путь, позволяющий вывести страну в первой половине XXI века как состоявшееся правовое государство.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27.03.2019 г. №130 и вступивших в силу с 04.04.2019 г.).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации».
3. Алексеев С. С. Теория права.: 2-е изд. перераб. и доп. – М.:Век. 1995. – 306-307 с.
4. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. Политология: Курс лекций/Под. ред. М. Н. Марченко. – М., 1993. – 33 - 48 с.
5. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – 4 с.
6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России.: Учебник. – М.: Проспект. 2013. – 84 с.
7. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1996. – 133 с.
8. Краснов М. А. Перспективы правового государства в России. Общественные науки и современность. – М., 2003. – 56-66 с.