Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур
1.1 Понятие, значение, определение организационных структур управления
1.2 Методы проектирования организационных структур
2.1 Исследование структуры управления на примере ООО «Фактория Тренд»
2.2 Основные направления модернизации структуры управления ООО «Фактория Тренд»
Введение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время в России насчитывается уже несколько миллионов частных предпринимателей. Данная сфера деятельности в обязательном порядке сопряжена с риском и необходимостью принимать самостоятельные и взвешенные решения. Приняв решение об открытии собственного дела, предпринимателю необходимо спланировать деятельность своей будущей организации.
Приняв решение об открытии собственной фирмы, предприниматель должен тщательно продумать и спланировать свои организационные действия. Во всем мире любую коммерческую деятельность принято начинать с составления краткого изложения всего того, чем собирается заниматься бизнесмен. Это так называемый бизнес план фирмы, в котором точно отражены все механизмы получения прибыли, пассивы, активы и т. д. Именно этот документ является тем инструментом, который поможет устранить слабые места и пробелы в предполагаемом рыночном процессе, перед тем, как вкладывать в него свои средства.
Обязательным этапов в деятельности фирмы является определение будущих потребностей в различных ресурсах: финансовых, интеллектуальных, человеческих. Кроме того, необходимо обозначить источники их формирования и обладать навыками расчета эффективности их использования в процессе функционирования предприятия. Без планирования своей будущей деятельности предприниматели не смогут добиться успеха.
Планирование также предполагает необходимость аккумуляции огромного объема информации о конъюнктуре рынков, конкурентах, а также определении своих собственных возможностей. Вне зависимости от вида предпринимательской деятельности существует ряд ключевых моментов, которые необходимо учитывать для того, чтобы с наименьшими рисками достичь поставленных целей, научиться успешно решать проблемные задачи, возникающие в процессе деятельности. В рамках задач любого бизнеса находится разработка структуры и тактики будущей деятельности того или иного предприятия или фирмы.
Цель курсовой работы – исследовать процессы создания и управления собственным предприятием на примере ООО «Фактория Тренд».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Дать понятие, определить значение и типы предприятий
- Рассмотреть способы и формы создания собственного предприятия
- Выделить основные этапы создания и организации малого предприятия
- Определить проблемы функционирования собственных предприятий и пути их решения
- Дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия и его деятельности
- Представить проект создания и управления собственным предприятием ООО «Фактория Тренд»
- Провести SWOT анализ и выбрать стратегию управления ООО «Фактория Тренд»
- Дать Основные направления модернизации структуры управления ООО «Фактория Тренд»
Объект исследования - создание нового предприятия ООО «Фактория Тренд», в сфере оптовой торговли по реализации мебельной фурнитуры.
Предмет исследования - разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия.
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур
1.1 Понятие, значение, определение организационных структур управления
Факторы, влияющие на формирование организационной структуры Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций.
Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности. В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании.
Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их «провисание», устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.
Построение организационной структуры включает следующие этапы:
1) Анализ функционирования компании (вид деятельности, стадия развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические цели, прибыльность, система управления);
2) Оценка существующей системы распределения функций: анализ штатного расписания и принципа выделения структурных подразделений; анализ основных функций, полномочий и показателей эффективности работы руководителей высшего и среднего звена; анализ основных функций, задач и показателей эффективности работы структурных подразделений и исполнителей (по должностям); выявление отклонений в распределении функций и подчиненности
3) Выработка рекомендаций по оптимизации численности персонала;
4) Построение организационной структуры;
5) Разработка плана внедрения организационной структуры и изменений в работе персонала;
6) Проведение для персонала информационных мероприятий. Важнейшими принципами формирования организационной структуры предприятия являются:
7) принцип целевой совместимости и сосредоточения, который заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;
8) принцип непрерывности и надежности, который означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;
9) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма, который нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
10) демократический принцип распределения функций управления, основанный на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы.
При этом обязательно соблюдение следующих требований:
- подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
- принцип научной обоснованности управления, исходящий из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации, с использованием новейшей техники и математических методов;
- принцип эффективности управления, предполагающий рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции;
- принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов, который определяется общественным характером производства;
- принцип контроля и проверки исполнения принятых решений, предполагающий разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.
Организационная структура в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Факторы, определяющие организационную структуру предприятий Предприятие имеет право на существование как организационная структура в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления. Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов.
Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Первым делом необходимо выяснить, чем руководствуется предприятие, принимая решение о выпуске определенной продукции. Стратегии можно разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:
- сохранение производительной способности имущества (во введении фигурировала как выживание);
- социальные факторы предпринимательской деятельности (рост имущества, получение и максимизация дохода в краткосрочном и долгосрочном аспектах, рост социального статуса и т.п.);
- индивидуальная привязанность к деятельности определенного рода.
Безусловно, при формировании организационной структуры любого предприятия должны учитываться и потребности их трудового коллектива.
Впрочем, данная составляющая формирования организационной структуры в России в настоящее время принимается во внимание даже излишне часто, что идет только во вред функционированию большинства предприятий. В той мере, в какой предприятие практикует второй тип стратегии, характеристики выпускаемой продукции зависит от рыночных тенденций.
Продукция, выпускаемая, предприятием может быть предназначена для людей узкого круга со специфическими, отличными от других потребностями или для удовлетворения потребностей обычных, повседневных, или для удовлетворения быстро (в результате смены общественных веяний) изменяющихся потребностей.
Существенное влияние на формирование организационной структуры могут оказывать и внешние инвесторы. Более того, здесь очень крепка и обратная связь, то есть не только мотивы внешних инвесторов сказываются на производственной деятельности, но и состояние организационной структуры оказывает воздействие на поведение внешних инвесторов. Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов.
В современных условиях хозяйствования влияние макроэкономических параметров на функционирование предприятий и на формирование оргструктуры трудно переоценить. Если многие из перечисленных выше факторов могут координироваться администрацией предприятий, то данный параметр (как и мотивы потребителей) является полностью неконтролируемым изнутри, а, следовательно, организационная структура предприятий вынуждена подстраиваться под его воздействие.
Для того чтобы правильно прогнозировать воздействие макроэкономических факторов на функционирование предприятий необходимо оценить:
- режим налогообложения;
- правовой режим;
- кредитно-денежную политику;
- уровень инфляции и неплатежей;
- условия внешнеэкономической деятельности.
После получения представления о мотивах всех связанных с деятельностью предприятия внешних групп можно определить положение предприятия на рынках сбыта и ресурсов.
Данный фактор, в свою очередь, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние предприятия, а, следовательно, помогает посредством гибкого изменения организационной структуры сглаживать неблагоприятные последствия изменения рыночной ситуации. Еще одним важнейшим фактором, влияющим, на организационную структуру предприятий является кадровая политика. К сожалению, вплоть до настоящего момента в большинстве регионов кадровая политика администрации предприятий отрицательно влияла на процесс формирования их организационной структуры. Псевдозабота многих руководителей о собственных работниках, попытки сохранения коллектива любыми путями и отказ от необходимых в сложившихся условиях хозяйствования сокращений персонала приводит к необоснованному утяжелению организационной структуры на предприятиях, что, естественно, не дает им возможности функционировать оптимальным образом. На настоящем этапе любому руководителю уже должно быть ясно, что организационная структура должна чутко отзываться на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него. Производство и технологию обычно оценивают по следующим параметрам: