Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Процесс формирования компетенции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

  1. Разработка модели компетенций современного менеджера
  2. Список используемой литературы

Целью моей курсовой работы является углубленное понимание компетенций и компетентности как инструментов управления бизнесом в современную эпоху. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества, определяющим фактором устойчивого развития и экономического роста, поскольку конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются за счет знаний, информации, инноваций, источником которых выступает человек. Эффективная деятельность современных организаций во многом определяется результативностью труда работников, которая зависит от наличия необходимых для успешного выполнения работы компетенций персонала

По определению К. Маркса: «Производительным трудом, в смысле капиталистического производства является тот наемный труд, который, будучи обменен на переменную часть капитала (на часть капитала, затраченного на заработную плату), не только воспроизводит эту часть капитала (т.е. стоимость своей собственной рабочей силы), но, кроме того, производит прибавочную стоимость для капиталиста»[1].

Мы видим, что именно наемный труд создает прибавочную стоимость, являющуюся источником прибыли в бизнесе. То есть прибыль прямо зависит от качества и количества труда наемного работника, в нашем случае – современного менеджера.И уровень качества и количества труда зависит от уровня компетентности работника предприятия.

Целью данной работы является изучение подходов к определению основных понятий, исследование основ разработки модели компетенций в организации, выявление ключевых профессиональных компетенций современного менеджера и факторов развития компетентности сотрудников предприятия как одного из ключевых принципов управления и успеха.

В заключение работы определено значение внедрения моделикомпетенций в систему управления персоналом организации.

В данной работе были использованы различные учебники и учебные пособия по теме, статьи, ресурсы Интернета.

Определение понятий

«компетенции» и «компетентность»

Более 50 лет назад психологами, изучавшими различные аспекты деятельности личности, был введён в профессиональный оборот термин «компетенции». К настоящему времени уже в достаточной степени развита область менеджмента, в которой изучаются компетенции как некие свойства личности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.


Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности»[2].

Принято считать, что понятие «компетентность» впервые стало употребляться в США в 60-е годы XX века в контексте деятельностногообразования целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Одной из первых публикаций на эту тему была статья Д. Мак-Клелланда (D.McClelland) «Тестировать компетентность, а не интеллект» [3].

На сегодняшний день в научной литературе существуют разнообразные определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач [4].

Содержательно компетенция включает в себя знания, навыки, умения, а также личностные качества, которыми должен обладать человек для решения тех или иных профессиональных задач [5].

Ставя перед собой задачу формирования ключевых компетенций современного менеджера немаловажно предварительно прояснить, каким образом сочетаются содержательные элементы компетенции и как они задействуются в процессе ее формирования.

Также необходимо рассмотреть специфику понятий «компетенция» и«компетентность», формирующих контекст реализациипоставленной в данной курсовой работе цели. Как же они соотносятся между собой?

Анализ отечественных и зарубежный подходов [6 - 13] к пониманию этих понятий показал, что среди как зарубежных, так и отечественных исследователей нет единого мнения о специфике данных понятий. Встречаются случаи синонимичного использования данных терминов[14].

Однако большинство исследователей [6-11]акцентируют внимание на необходимости разделения понятий «компетенция» (competency) и «компетентность» (competence). При этом нет единого мнения втом, каким образом разделять и соотносить эти два понятия.

Так, интересным является тот факт, что в зарубежной практике понятие «компетенция» в большей степени связано с навыками и умениями выполнять качественно какую-то работу [11], в то время как «компетентность» больше относится к качествам самого человека, которые делают его ценным для общества [12].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что должны иметь место оба термина. При этом авторы соглашаются, что «компетентность» является более широким понятием по сравнению с понятием «компетенция».


В работах зарубежных авторов компетентность рассматривается как:

  1. способность выполнить специфическую деятельность по предписанному стандарту (T.Hyland);
  2. способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях профессиональной жизни, проявляющаяся в организации и планировании работы, в необычных ситуациях и нововведениях (R.Boyatzis; StandardMethodology);
  3. способность и желание выполнять задачу (J.Burgoyne);
  4. способность добиваться определенных достижений (M.Mulder);
  5. поведенческие показатели, влияющие на исполнение работы (C.Woodruff);
  6. любые индивидуальные характеристики, которые поддаются надежному измерению и которые могут продемонстрировать разницу между эффективным и неэффективным исполнением (L.Spencer, D. McClelland, S. Spencer);
  7. фундаментальные способности и умения, необходимые для успешной работы (A.Furnham);
  8. способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия (J.Raven). [15]

Различные точки зрения на понятие «компетенция» представлены в работе Майкла Армстронга «Практика управления человеческими ресурсами» (см.табл. 1) [16]:

Таблица 1: Определения понятия «Компетенция», применительно к зарубежной психологии

Формулировка понятия

Автор

Индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определенной позиции в конкретном организационном контексте

Армстронг

Поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы

Вудрафф

Любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы

Спенсер

Все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу

Робертс

Основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определенной работы

Фамхэм

Основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы

Мансфилд

В наиболее обобщенном и комплексном виде понятие «компетенция» в работах перечисленных авторов рассматривается не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т. е. в соответствии с целями и условиями протекания действия.


Для российской науки вопрос определения компетенций и компетентности также является открытым.

Например, Н.Н. Нечаев дает такое определение компетентности: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей»[17].

Н.И. Алмазова предлагает следующий взгляд: «…компетенцию следует, на наш взгляд, рассматривать как ресурсное качество, которое выступает в качестве основы для принятия эффективных решений и определяет уровень компетентности. Иначе говоря, компетенция, достигая высокого уровня развития в результате обогащения новыми знаниями, умениями, навыками «превращается» в компетентность как интегративное качество личности». В данной работе автор определяет компетенции как знания и требующиеся умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это уже качества характера личности, применяющей компетенции[18].

Калюжная Н.В. предлагает несколько иной взгляд на вопрос о компетенциях и компетентности: «Компетенции — это опредмеченные в деятельности компетентности работника. Компетенции относятся к деятельности и проявляются в конкретных ситуациях (социальные и профессиональные)»[19].

Разные подходы к понятию «компетенция» в отечественной науке, можно классифицировать следующим образом:

  1. Системный подход определяет состав и связь между отдельными элементами компетенций и компетентности (В. П. Беспалько, В. Д. Шадриков и др.).
  2. Деятельностный подход обеспечивает включение в состав компетенций способностей и умений, обеспечивающих практическую направленность на овладение компетенциями и их реализацию (И. А. Зимняя, Е. М. Иванова и др.)[20].
  3. Личностный подход позволяет увидеть составляющие компетенций, обусловленные свойствами и качествами личности, значимыми для усвоения и реализации компетенций в определенных ситуациях (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Г. С. Никифоров, Ю. П. Поварёнков, Н. С. Пряжников и др.).
  4. Целостный подход направлен на выявление всех возможных сторон компетенций и их координацию, взаимозависимость, что позволит привести формирование компетентности к наиболее совершенному варианту (В. С. Ильин и др.).
  5. Акмеологический подход исследует проблемы различных видов компетентности: коммуникативной, социально-перцептивной, дифференциально-психологической, аутопсихологической, рефлексивной, социальной и др. (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. П. Ситников и др.) [21].

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний и разноплановый характер. Наиболее значимые определения компетенции представлены в табл. 2.

Таблица 2: Определения понятия «Компетенция», представленные в отечественной психологии

Формулировка понятия

Автор

Индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии.

А. К. Маркова

Система знаний, умений, навыков и устойчивых (базовых) свойств индивида (морфологических, физиологических, психологических и культуро-обусловленных), позволяющая ему успешно выполнять деятельность по решению определенных профессиональных задач.

Г. М. Зараковский

Требования профессии и система профессиональных задач, которые должен или может решать человек (задачи, входящие в его компетенцию).

Б. И. Беспалов

Требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или коллективного субъекта; эти качества сочетают в себе знания, профессиональные навыки и индивидуально-типические или организационно-культурные характеристики, необходимые для успешной работы (в определенной профессии, на определенной должности, в конкретной компании); компетенции могут быть описаны в виде модели профессионального поведения, необходимого для достижения высоких результатов.

Т. Ю. Базаров

Свойства (качества) личности, описанные в терминах поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; уровень выраженности компетенций оценивается с помощью ключевых поведенческих индикаторов (КПИ); ключевые поведенческие индикаторы — это набор поведенческих характеристик, проявляющихся в деятельности человека и позволяющих оценить уровень выраженности компетенции.

А. В. Бессонова

А. В. Булгаков

Я. Ю. Епутаев

Стандарты рабочего поведения; сфера применения компетенций — конкретное рабочее место в конкретной организации.

А. В. Булгаков

Внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека.

И. А. Зимняя

Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

А. В. Хуторской