ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2019
Просмотров: 1186
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Теоретические основы бухгалтерского и управленческого учёта 5
1. Сущность основных задач бухгалтерского, финансового и управленческого учёта 5
2. Предмет и метод бухгалтерского учёта 8
3. Классификация хозяйственных средств предприятия 9
Тема: Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчётность 13
1. Бухгалтерская отчётность 13
4. Принципы бухгалтерского учёта 15
5. Сегментарная отчётность организаций в управленческом учёте 17
Тема: Особенности организационной структуры и функции бухгалтерской службы 19
1. Особенности организационной структуры и функции бухгалтерской службы 19
5.1. Функции бухгалтерской службы 20
6. Бухгалтерские счета и двойная запись 21
7. Бухгалтерский синтетический и аналитический учёт 23
7.1. Классификация бухгалтерских счетов 25
7.1.1. По экономическому содержанию 25
7.1.2. По назначению и структуре 25
8. Бухгалтерские документы и организация документооборота 26
Тема: Учётные регистры и формы бухгалтерского учёта 28
8.1. Классификация регистров 29
8.1.1. По видам бухгалтерских записей 29
8.1.2. По объёму и содержанию 29
8.1.4. По внешнему виду (форме) 30
8.2. Порядок записей в учётных регистрах и способы проверки 30
9. Формы бухгалтерского и финансового учёта 32
Тема: Учётная политика организации 34
1. Основные понятия учётной политики 34
9.1. Выбор вариантов учёта и оценки объектов 35
9.1.1. Начисление амортизации по основным средствам 35
9.1.2. По расходам на НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы) 36
9.1.3. Выбор варианта синтетического учёта производственных запасов 36
9.1.4. Выбор способа группировки и списании затрат на производство 37
Тема: Планирование и бюджетирование в управленческом учёте 38
1. Взаимодействие систем учёта 38
10. Сущность и задачи текущего и перспективного планирования 40
11. Процесс планирования как элемент управления 41
12. Функции сметного планирования 42
Тема: Бухгалтерский и управленческий учёт в снабженческой деятельности 49
1. Бухгалтерский учёт приобретения ресурсов 49
14. Методы оценки материальных запасов 50
Тема: Бухгалтерский и управленческий учёт в производственной деятельности 51
1. Учёт производства и выпуска продукции 51
15.1. Попроцессый метод калькулирования 52
15.2. Попередельное калькулирование 52
15.3. Позаказный метод учёта себестоимости 53
16. Калькулирование полной и неполной себестоимости 54
17. Нормативный метод учёта затрат 55
18. Система «стандарт-кост» 56
Тема: Бухгалтерский и управленческий учёт в бытовой деятельности 57
18.1. Учет результатов от продажи продукции 58
Тема: Управленческий учёт взаимоотношений с контрагентами 61
18.2. Классификация расчётов организации для целей бухгалтерского учёта 61
18.2.1. В зависимости от формы расчётов 61
18.2.2. В зависимости от категории контрагента 62
18.2.3. В зависимости от момента проведения платежей 62
18.2.4. В зависимости от экономического содержания 62
Тема: Теоретические основы бухгалтерского и управленческого учёта
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и движении их путём сплошного непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учёт в РФ обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а так же все филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международным законодательством.
Хозяйственный учёт — учёт хозяйственных процессов, их характеристика с качественной и количественной стороны; система количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими.
Для отражения хозяйственных операций (производство, реализация и т.д.) используется три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Денежный измеритель — обобщающий показатель, универсальный и наиболее важный в бухгалтерском учёте, так как позволяет получить сравнимые финансовые данные.
Оперативный учёт — система текущего наблюдения и учёта хозяйственных операций во время выполнения оных.
Статистический учёт — система регистрации, обобщения и изучения качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе страны, региона или отрасли.
Бухгалтерский учёт занимает особое место в системе учёта и, в отличие от других видов учёта, строго документирован, является сплошным и непрерывным, отражает все хозяйственные операции.
Бухгалтерский учёт как наука возник в XV веке в Италии. В России руководство по бухгалтерскому учёту вышло в конце XVIII века.
Рыночные отношения ставят предприятия перед необходимостью обоснования каждого своего шага. Для этого руководство предприятия должно располагать объективной и полной информацией о фактических затратах, себестоимости выпускаемой продукции, объёме полученной прибыли и других факторах, влияющих на хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия.
Цели бухгалтерского учёта:
-
Формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
-
Анализ информации для выявления тенденций развития предприятия и принятия управленческих решений.
Основные задачи бухгалтерского учёта:
-
Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
-
Контроль за осуществлением законодательства;
-
Контроль за движением имущества и ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), их использованием в соответствии с нормами и сметами;
-
Выявление внутрипроизводственных и их эффективное использование;
-
Контроль оплаты труда работников предприятия;
-
Своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции;
-
Точный учёт финансовых результатов (прибыли и убытков);
-
Правильное исчисление и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджет;
-
Своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, банком, поставщиками и подрядчиком, заказчиками и покупателями, учредителями.
Учётная информация должна быть максимально доступной для руководителей, учредителей, участников и собственников предприятия.
В системе управления бухгалтерский учёт выполняет ряд функций: контроль, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.
Под управленческим учётом понимается система сбора, обработки и предоставления информации для нужд управления. Главная задача управленческого учёта — составление отчётов для внутренних пользователей. Используется для приятия оптимальных управленческих решений.
Существенную часть учёта составляет учёт и анализ затрат (себестоимости).
Финансовый учёт предоставляет информацию о результатах деятельности организации внешним пользователям: акционерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам и т.д. Эти данные не представляют коммерческой тайны, поскольку отражают наиболее общие показатели деятельности организации.
Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы. Осуществляется на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым Кодексом.
Предметом бухгалтерского учёта является информационная система, отражающая совокупность имущества предприятия. Составные части предмета — многочисленные разнообразные объекты: обеспечивающие хозяйственную деятельность (имущество и обязательства) и хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учёта — способ познания и отражения предметов бухгалтерского учёта, совокупность приёмов и способов (элементов метода). К ним относятся первичное наблюдение (документация и инвентаризация).
Сферой применения бухгалтерского учёта являются отдельный хозяйствующий субъект (предприятие, организация). Хозяйственная деятельность предприятия является предметом бухгалтерского учёта, а средства предприятия, имущество организации, источники его формирования, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности, рассматриваются в качестве объектов бухгалтерского учёта.
Хозяйственные средства находятся в постоянном движении, то есть они включаются в кругооборот хозяйственных операций. Выделяют три основных процесса:
-
Снабжение — приобретение у поставщиков сырья и оборудования, необходимого для изготовления продукции и проведения работ. Эти материальные запасы поступают на склад, а затем используются в производстве;
-
Производство — основная деятельность предприятия. Используются трудовые и материальные ресурсы, которые являются материальной основой выпускаемой продукции (основу себестоимости). В производстве используются предметы труда (оборудование, машины — условия для производственного процесса). Результат производства — готовая продукция;
-
Реализация — задача продажи продукции покупателям. В целях получения денежных средств для возмещения затрат на производства, а также получения прибыли в составе выручки от реализации.
За счёт получения прибыли предприятие выплачивает заработную плату рабочим и вновь производит продукцию и продаёт её (цикл).
Активы — все средства, которыми располагает предприятие.
По составу активы бывают:
-
оборотные;
-
внеоборотные.
Внеоборотные активы — средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы:
-
Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тысяч руб. за единицу.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п.
Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.
-
Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию.
К нематериальным активам относятся авторские права на интеллектуальную собственность, права на использование программ для ЭВМ, баз данных, патенты на изобретение и ноу-хау.
Оборотные активы — средства, которые постоянно находятся в процессе кругооборота и переходят из сферы производства в сферу обращения. Оборотные активы по размещению делятся на:
-
в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;
-
сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п.
Основные средства и нематериальные активы, так же как и оборотные активы, могут быть использованы в сфере производства и в сфере обращения (склады, автотранспорт и т.д.). Они составляют производственную базу предприятия.
Для целей бухгалтерского учёта права организации делятся на:
-
Овеществлённые — связанные с владением ценными бумагами, дающими право на получение дохода (долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения);
-
Неовеществлённые — долговые требования (дебеторская задолженность), исключительные права на материальные активы и права по незаконченным хозяйственным операциям и неполученным доходам (расходы будущих периодов).
Все хозяйственные средства, которые предприятие имеет или собирается приобрести, могут быть получены за счёт каких-либо собственных или заёмных средств, поэтому в зависимости от источников поступивших средств их подразделяют на собственные и привлечённые. Их называют пассивами.
К собственным источникам относят все виды капиталов (уставной1, резервный2, добавочный3). Основной источник собственных средств предприятия — прибыль. Часть её направляется в бюджет в виде уплаты налогов, а оставшаяся в распоряжении прибыль направляется на пополнение хозяйственных средств (расчёты с учредителями, развитие производства и т.д.).
На предприятии могут быть созданы резервы за счёт прибыли, которые предназначены для покрытия убытков и проведения ремонта основных средств.
Привлечённые (заёмные) источники — краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные банком, или займы, полученные от юридических лиц. Сюда же относятся обязательства перед другими организациями.
Хозяйственная операция — элемент общего хозяйственного процесса и сохраняет все его особенности. Все хозяйственные процессы на предприятии происходят в виде множества хозяйственных операций (к ним относятся поступление сырья, начисление заработной платы рабочим, отгрузка готовой продукции и т.д.). Таким образом, хозяйственная операция — это процесс, результатом которого является изменение в составе имущества и его источников.
Объектом бухгалтерского учёта является завершённая хозяйственная операция — в бухгалтерском учёте отражается сам факт проведения операции и её результат. Главным свойством является документирование в момент свершения операции или после, а также денежная оценка.