Файл: пОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (Понятие социального обеспечения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
Введение
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит:
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсия, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Важной задачей нашего государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное, всестороннее развитие человека. Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. Для удовлетворения разнообразных нужд граждан в различных сферах жизнедеятельности важно создать концепцию, которая включала бы в себя перечень услуг, установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий в различных областях. Помимо этого, работа социальной системы обеспечения должна оказывать содействие не только поддержанию определенного уровня жизни, но так же для создания новых возможностей для ее улучшения, сглаживанию социального неравенства между различными слоями населения.
В настоящее время, социальное обеспечение представляет постепенно развивающуюся систему, которая характеризуется переходом от традиционного состояния к современному. Данные изменения являются необходимыми, так как с каждым днем появляются всё новые потребности у людей, помимо этого, государству необходимо не только удовлетворять новые потребности граждан, но и более правильно расходовать свои ресурсы и по возможности приумножать их, а сделать это при традиционной форме социального обеспечения невозможно.
Цель исследования проявляется в рассмотрении строя социального обеспечения в нашей стране, трактовке его подсистем и видов оказываемой помощи. Так же, я считаю необходимым рассмотреть возможности оказания услуг через определенные, специальные учреждения.
Исходя из поставленной цели, мною были определены следующие задачи работы :
- Раскрытие основного понятия и признаков, одновременно рассматривая основные функции и виды системы социального обеспечения;
- Разбор видов данной системы, параллельно рассмотрев их структуру и учреждения, которые занимаются реализацией установленных функций;
- Охарактеризовать новое в изучаемой сфере.
Объектом – является социальное обеспечение в Российской федерации..
Предмет – разновидность системы социального обеспечения.
Источник. В её основу входит важные на сегодняшний день нормативно – правовые акты и труды ученых, которые в свою очередь тем или иным образом относятся к сфере социального обеспечения и помогают раскрыть данную тему.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе представлены общее понятие системы социального обеспечения, её функции и признаки.
Во второй главе рассмотрены виды системы социального обеспечения, описана их характеристика и задачи, после чего рассматриваются учреждения, осуществляющие реализацию данных видов обеспечения, а так же их права и обязанности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
.
Глава 1. Понятие социального обеспечения
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие.
Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:
- обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
- имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или
внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов
семьи;
- заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий
наступления указанных событий.
Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Социальная политика государства – это целый комплекс направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в пределах страны, региона, предприятий.
Социальная политика России имеет свою историю развития и строилась на основе нескольких моделей.
- Княжеское и церковно-монастырское попечительство. Определенные группы населения поступали под княжеский и церковный патронаж. Основной задачей попечения являлось поддержание жизни. Поддержка носила спонтанный, временный и непостоянный характер по остаточному принципу, когда есть «излишки» чего либо.
- Государственно-законодательное регламентирование. Власти проводят политику, регламентирующую деятельность монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства, предпринимают попытки борьбы с голодом. На церкви возлагается распределение социальной помощи нуждающимся. Государство контролирует деятельность богаделен. Организационный принцип – остаточный.
- Общественное призрение. Формируются институциональные стандарты обслуживания, сводящиеся к обязательному минимуму помощи. Большая роль принадлежит благотворительным обществам и организациям, находящимся под законодательным контролем государства. Оказывается денежная и натуральная помощь различным категориям нуждающихся. Сюда включаются меры по воспитанию и профессиональному образованию, в том числе и инвалидов: сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности.
Для данной модели характерны децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, эпизодический характер деятельности.
- Общественно-территориальное распределение. Урбанизация и развитие капиталистического производства сопровождаются обнищанием населения. В этом случае социальная поддержка представляет собой сочетание таких форм, как общинная и приходская система вспомоществования и новых видов поддержки (социальное страхование, пенсионное обеспечение). Продолжают развиваться благотворительные общества, решающие многие проблемы.
Для данной модели характерны неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования в области социальной политики.
- Социальное обеспечение – модель государственного патернализма. Основным субъектом поддержки во всех случаях социальных рисков становится государство. Все другие формы благотворительности исключаются.
Идея социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
Но при всей новизне эта идея должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.
В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались
H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.
В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.
Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.
В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др.
В. C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.
В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β. Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой.
По ее мнению, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд. с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется.
В его основе лежат следующие устойчивые признаки:
- - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;
источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения); - - круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
- -условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д
- - цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Важность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
- Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.