Файл: пОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (Понятие социального обеспечения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
Социально-лекарственная помощь гражданам включает в себя:
-бесплатную лекарственную помощь;
-лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств.
Санаторно-курортное лечение включает в себя:
-санаторно-курортное лечение в санаториях общего профиля;
-санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях;
-санаторно-курортное лечение в санаториях-профилакториях;
-санаторно-курортное лечение в пансионатах.
Система социальной помощи.
Говоря о системе социальной помощи, следует отметить, что данный вид самостоятельного социального обеспечения появляется в России с 2000 г после принятия закона о государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь осуществляется в России в 2 видах:
-государственная социальная помощь в связи с бедностью (для малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан);
-государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот (участники ВОВ. инвалидов, чернобыльцев и др.).
Социальная помощь в связи с бедностью осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, получателями такой социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
Эта социальная помощь назначается на основании заявления гражданина или семьи, поданного в орган социальной защиты населения по месту жительства. Эта социальная помощь осуществляется в следующих 2 видах:
-денежные выплаты (социальные пособия, субсидии);
-натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др ).
Размер социальной помощи определяется органами исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от его финансовых возможностей.
Государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот начала предоставляться в нашей стране с 2005 г. Монетизация льгот - замена натуральных льгот на денежные компенсации. Эта социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг, те. в натуральной форме за счет федерального бюджета для федеральных льготников и за счет бюджета субъектов РФ для региональных льготников.
В набор социальных услуг включаются:
-дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарствами;
-предоставление путевки на санаторно-курортное лечение;
-бесплатный проезд на пригородном железнодорожном (ж/д) транспорте и на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
От этих услуг можно отказаться и вместо них получать деньги.
Федеральные льготники те, кто включен в Федеральный регистр льготных категорий граждан:
-инвалиды войны;
-участники ВОВ;
-ветераны боевых действий;
-военнослужащие проходившие службу в годы войны не в боевых частях, но награжденные орденами и медалями;
-блокадники;
-лица, работавшие в годы войны на строительстве оборонительных сооружений;
-члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ:
-инвалиды всех 3 групп;
-дети-инвалиды;
-чернобыльцы.
К региональным льготникам относятся лица, включенные в Региональные регистры льготных категорий граждан:
-почетные доноры;
-труженики тыла;
-ветераны труда:
-жертвы политических репрессий.
Система льгот и преимуществ.
В России на всех этапах ее развития предоставлялись разнообразные льготы и преимущества отдельным категориям граждан. К числу таких граждан относились: служащие военный, правоохранительной и гражданской службы, Защитники Отечества, лица, имеющие заслуги перед государством и социально ослабленные группы населения. Социальные льготы для таких лиц являются формой общественного и государственного признания их заслуг, а также формой их социальной поддержки.
Долгое время льготы имели натуральный характер, например, обеспечение бесплатным транспортом, бесплатная установка телефона, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное предоставление жилья, бесплатный проезд на городском транспорте.
С 01.01.2005 г многие ранее существовавшие льготы были заменены на денежные выплаты. Понятие льгота было заменено термином мера социальной поддержки». Финансирование гражданам мер социальной поддержки в значительной степени было передано субъектам РФ. Отдельные натуральные льготы были сохранены только для героев СССР и России и в натуральном виде остались такие льготы как: протезноортопедическая помощь, техническая реабилитация инвалидов.
Дополнительно, к мерам социальной поддержки (бывшим натуральным льготам) в России установлены социальные преимущества - блага, которые предоставляются гражданам с учетом их особого физиологического состояния (пенсионеры, инвалиды) и занимаемого ими положения в обществе (ветераны войны и труда). Социальные преимущества проявляются в праве на внеочередное предоставление или обслуживание при получение каких либо благ.
2.4. Инновации в социальном обеспечении
Новое законодательно определило следующие группы пенсий:
- страховая пенсия;
- пенсия по государственному обеспечению;
- накопительная пенсия;
- пенсия по негосударственному обеспечению.
На сегодняшний день страховая пенсия - самый распространенный вид пенсии в России.
Пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи.
Во всех регионах нашей страны государственная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется по-разному, имеются свои преимущества и недостатки.
Интерес представляет и защита прав социального обеспечения в судебных органах, в частности в Конституционном суде РФ, поэтому была проанализирована судебная практика.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и другие нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Предложено внесение изменений по совершенствованию действующего законодательства в сфере социально-правовой защиты семьи в следующем:
- внести дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей (по аналогии с усыновителями), при прочих равных условиях лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»);
- исходя из принципов обязательного социального страхования, напрашивается вывод о необходимости исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в твердом размере, а соразмерно с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум, и разработать действенный метод его индексации;
- в столь сложной ситуации даже легальное закрепление прав нуждается в их эффективной защите. Полагаю, что по искам о взыскании пособий необходимо обязать ответчика предоставлять все документы и доказательства в подлинниках самостоятельно, без истребования их судом. Целесообразно возложить такую процессуальную обязанность на работодателя с момента получения им надлежащего уведомления о поданном иске. Указанные меры, по-моему, послужат оптимизации системы защиты прав семей в части их социального обеспечения.
В целом, в настоящее время государственная социальная политика сконцентрирована по существу лишь на одной крупномасштабной цели - сокращение зоны бедности российского населения и регулирования доходов малообеспеченных групп. В последние годы другие направления социальной политики, формально преследующие иные цели, в реальности прямо или косвенно были подчинены именно этой задаче. Таким примером служит государственная политика на рынке труда. Ее основной функцией стала не борьба с безработицей, ее масштабом и продолжительностью, а попытка поддержания доходов безработных через выплату пособий по безработице, досрочных пенсий, доплат на иждивенцев и прочих денежных выплат и материальной помощи. Ресурсов эффективно выполнить эту задачу у государства недостаточно, что естественным образом привело к провалу политики занятости по многим ее направлениям.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.
Сущность социального обеспечения наиболее понятно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.
Это - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения.
Процедурные отношения могут:
- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
- существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:
-государственные пенсии (трудовые и социальные);
-пособия;
-социальные услуги;
-социальные выплаты и пособия.
Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.
Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.
В настоящее время не существует единого кодифицированного нормативного акта, что объясняется рядом объективных причин:
- противоречиями переходного периода;
- сложной экономической ситуацией в стране;
- отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях;
- большим разнообразием отношений по социальному обеспечению;
-постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.
Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловлены тем, какие функции оно выполняет и какие социальные проблемы позволяет решить.
Как выяснилось, пенсия является основным источником социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Регулирование пенсий в последнее время достаточно усложнено, что связано с проведением пенсионной реформы и принятием ряда новых законодательных актов.
На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с "непрозрачностью" схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне "бюджет региона - бюджет Российской Федерации", что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере. Дальнейшее реформирование и совершенствование социального законодательства, возможно приведет к тому, что все функции социального обеспечения будут реализованы в полной мере.