Файл: пОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (Понятие социального обеспечения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, центра занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
- Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
- Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
- Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
- назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на равноценной, но нормированной основе, либо бесплатно вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
- предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам.
Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Глава 2 Предмет, метод и система права социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения
Система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.
Объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает в настоящее время никаких сомнений у отечественных специалистов.
.
До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения по обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 "О пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения по обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административного права. Главной мерой для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.
Нормы, приводившие в порядок отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.
Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B. C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению. В .C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям: - одной из фигур этих отношений является гражданин, а другой государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: - посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.
Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.
С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся:
- органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения,
- органы министерств обороны и внутренних дел,
- органы муниципальной власти и некоторые другие органы.
После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению.
За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.
Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных) в предмет права социального обеспечения не входят.
Вторую меру, которую предложил использовать B.C. Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их "алиментарный" характер.
Однако эту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ.
Таким образом, трудящиеся заранее "оплачивают" будущие социальные расходы.
Однако по современным экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что эффективность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения.
По вопросу о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно высказать также следующие дополнительные соображения:
Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год.
Во-вторых, право на социальное обеспечение возникало у конкретного лица. При реализации права на пенсию, пособие или услугу гражданин получал его бесплатно, но нормировано с учетом прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельности, а не в порядке ответных действий за труд, на что и указывала Р.И. Иванова.
В современных условиях понятие "алиментации" переживает определенные изменения.
Я рассмотрю их в следующем пункте, посвященном методу правового регулирования.
Что касается третьего признака, то ссылка на фонды для нетрудоспособных утратила свое значение, поскольку их уже нет. Кроме того, они всегда существовали лишь в виде строки государственного бюджета и никогда фактически из него не выделялись, т.е. не функционировали в виде самостоятельных финансовых систем.
Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990 г. Пенсионного фонда РФ и его территориальных отделений.
В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения.
Средства названных фондов формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных
категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному
страхованию;
- отчислений из бюджета РФ; доходов от инвестирования части временно
свободных средств; добровольных взносов физических и юридических лиц;
- прочих доходов.
Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.
Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно.
Как уже отмечалось, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.