Файл: Теории обучения и воспитания ( Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы:

«Семья – это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья это самые прочные узы всей вашей жизни»[1]

Джонни Депп.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни- основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители

В счастье любого человека огромную роль играет семья, она становится самым «ценным подарком» судьбы для каждого из нас.

Так что же такое семья? « Семья, это «группа людей», основанная на «кровном родстве» или заключении брака». Это «маленькая группа», члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, рождением и воспитанием детей. Она включает в себя: взаимную поддержку членов семьи, наличие материальной и моральной общности, никаких «я» в семье не существует, есть «мы». Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье.

Семья для ребенка- это дом, где ребенок родился и растет на протяжении всей его жизни. У ребенка в семье, только самые близкие люди, которые понимают, любят его и принимают таким, какой он есть.

От того какие отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у старших представителей на первый план, зависит какими вырастут их дети. На моральный климат и здоровье всего общества оказывает воздействие - климат в семье. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. А перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок уже усвоил определенные правила, и общество будет «расплачиваться за подобные пробелы» в воспитании. Именно семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Первые воспитатели – это родители, они имеют самое сильное влияние на детей. Ж.Ж.Руссо писал: «что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий»[2]. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителям. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.


В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает «душевное единение», «согласованность» основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства, и отцовства которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С.Макаренко. Он разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показывает: « что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок»[3].

А вот, А.Е.Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений выделил неблагополучные ситуации в семье: гиперопека, безнадзорность, ситуация создающая «кумира в семье», ситуация создающая «золушек» в семье. В целом можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом, в формировании личности.

Объект исследования - профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания.

Предмет исследования - процесс формирования личности в семье.

Гипотеза: семейное воспитание является основой формирования и развития личности.

Задачи:

- теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе;

-психолого-педагогическое обоснование семейного воспитания;

Обосновать: процесс воспитания как главнейший фактор развития личности.

1. Теоретические аспекты семейного воспитания

1.1 Основные функции семьи

Существование семьи, как и всех «социальных институтов», обусловлено общественными потребностями. Семья, представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Семья, малая «социальная группа», члены которой соединены браком или «кровным родством», общностью быта, взаимопомощью. Взаимной и моральной ответственностью.


«Брак это исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу». Другими словами «брак это контракт», который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Брачные узы скрепляют людей до конца их жизни, но конечно не всегда.

Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначения. Функции семьи это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов и имеют два источника их возникновения: потребности общества и потребности семейной организации. Итак, семья может рассматриваться как «социальный институт» и как «семейная группа», выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи:

«Репродуктивная функция» – выполняет две основных задачи: общественно-биологическое «воспроизводство» населения и индивидуальное удовлетворение потребности в детях. В её основе лежит удовлетворение физиологических и «сексуальных» потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Так сколько современной семье иметь детей? Для нормального «воспроизводства» населения в семье должно быть три ребенка, так утверждают социологи.

«Хозяйственно-бытовая функция» –наиболее эффективна для воспитания ребенка в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба родителя работают, ведут ту или иную общественную работу, а вот, уборка помещения, стирка, приготовление пищи и так далее, в них ребенок может принимать посильное участие. Потребность в этом труде постоянна, мотивы его понятны, близки ребенку, связаны с чувством любви к родным. Правда, труд этот, постоянно повторяющийся, по мере овладения ребенком навыками его выполнения теряет новизну и привлекательность. Поэтому на первых порах особенно необходима такая организация труда, которая устраняла бы его однообразие.

«Воспитательная функция» имеет три стороны: первая - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья, и выработке навыков санитарно гигиенической культуры; вторая - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течении всей его жизни; третья сторона - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.


«Восстановительная функция»- направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

« Досуговая функция», интересна и полезна для воспитания сплачивающим всех членов семьи: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах. Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телевизионных передач, слушанию радиопередач. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.

«Регулятивная функция» состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между «полами», поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за, соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Функция –социализация личности. Важнейшая функция семьи, способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Она связана с естественной и социальной сущностью семьи, как «воспроизводительницы» человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

1.2. Стили и типы семейного воспитания.

Сколько семей столько особенностей воспитания, и поэтому можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Большое значение в становлении самооценки ребёнка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного «коллектива». Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи, бабушки, дедушки, характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семье демократического типа деятельными участниками жизни семьи, её труда, отдыха очень рано становятся и дети. Уже с младшими, а тем более с детьми старшего возраста отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию. Кто из них и чем будет заниматься в дни отдыха; как они вместе будут готовиться к юбилею дедушки; что нужно сделать всем вместе и каждому в отдельности на приусадебном участке и так далее. Так ребенок приобщается к жизни семьи, к её нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задание ребенку, предъявляя требование, родители обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем дети знают слова можно, надо и нельзя. Такой стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре и другое. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказание в таких семьях обычно не применяются- достаточно порицания или огорчения родителей.


Однако замечено и следующее: в семье как будто бы демократический тип воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важные педагогические принципы. Например: стиль демократических отношений с детьми, уважение личности ребенка имеют место в семье, но родителям не удается при этом определить меру требовательности, организовать режим дня, посильный труд детей. В иных случаях им слишком много объясняют, доказывают, позволяют сыну или дочери пререкаться со старшими.

Авторитарный стиль в отношениях супругов характеризуется властностью родителей- чаще отца. При этом они убеждены, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В таких семьях, такого типа, нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально- положительного и осознанного отношения к правилу, требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным- наказание, даже физические, имеют место в таких семьях. В некоторых семьях этого типа как будто бы хорошо решается ряд воспитательных задач. Например: развитие у детей мышления, памяти, музыкальности, трудовых навыков и привычек. Однако замечено, что у детей не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициатива, начала творчества.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в «потакании» ребенку, в «погоне» за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности.

«Зачем запрещать ребенку что-то, да ещё заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители – он ещё маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство ребенка, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями преодолевать свои, когда это необходимо.

В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, лицемерного человека, «расчетливого», умеющего «подыграться» к людям. Можно сказать это социально опасный способ отношений с детьми.