Файл: Теории обучения и воспитания ( Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своим контрмерами: лицемерием, грубостью, ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается «сломленным», вместе с ним оказываются «сломленными» и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся- все это гарантия серьезных неудач формировании его личности.
Сотрудничество- предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается «эгоистический индивидуализм» ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития- коллективом.
При тактике «невмешательства» в семье существуют два мира: взрослые и дети, и не те ни другие не переходят намеченную линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение, нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться, как у бедных и неустроенных семьях, так и в относительно устроенных, богатых и благополучных семьях, где родители, заняты только карьерой и обеспечением материального благополучия своих детей. Дети и родители в таких семьях друг друга не понимают, нет доверия и любви. Дети из таких семей часто совершают правонарушения и преступления.
Вывод: именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относится к ребенку в любом возрасте с любовью. Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, пологая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Это не так.
1.3.Воспитание детей в различных по структуре семьях.
Для нашей действительности характерным является наличие семей с одним ребенком.
Со времени появления «Книги для родителей» Антона Семеновича Макаренко стало привычным представление о некой неполноценности ребенка, выросшего в однодетной семье. Он эгоист или излишне заласкан, несамостоятелен, привык держаться за «мамину юбку».
Несмотря на повышение рождаемости и увеличение количества детей на детских площадках, многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители, делая выбор в пользу одного ребенка, выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные- жалуются на недостаток времени.
« Всякая истина» конкретна. Конкретность её обусловлена временем. С середины тридцатых годов прошло много лет. Не только тяжелейшей в истории и невиданных темпов созидания, открытия атомной энергии и полетов в космос. Это были годы духовного становления народа. В сотни раз увеличилось число людей со средним, и высшем образованием. Вместе с образование выросла и культура, в том числе и педагогическая. Усилились средства прямой и «косвенной» педагогической пропаганды. Все это создало иной отличительный от тридцатых годов психологический климат семьи. Сделало реальным то, что А.С.Макаренко считал «исключительно трудной задачей»
В теоретическом идеале все так красиво и прекрасно: Указ Президента о материнском капитале, дотационные выплаты многодетным семьям, право воспользоваться строительством дома на выделяемом земельном участке и многое другое, демографические показатели рождаемости, к сожалению, не так уж повышаются. В чем же причина такой ситуации? Ответов много.
Родители единственного ребенка считают, что он не будет ни в чем нуждаться, будет лучше развиваться. Они в чем то, правы, но есть и другая часть «медали».
Интеллектуальное развитие единственного ребенка опережает ровесников, он не только раньше начинает говорить, но и читать, поскольку ему родители уделяют много внимания и стараются развить его способности. Обычно такой ребенок рано «взрослеет», умеет на равных общаться, со взрослыми и выражать свое мнение. У таких детей довольно высокая самооценка. Считается, что единственный ребенок, вырастет эмоционально устойчив, поскольку не волнуется в связи с соперничеством с братьями и сестрами. Да и родители, имеющие одного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что, он только один. И тогда ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим «правителем» в семье. Для родителей очень трудно бывает «затормозить» свою любовь к нему и свои заботы, и они воспитывают эгоиста.
Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.
Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве, осознанно или нет, ему навязывают роль «образцового» ребенка. Он должен вежливо здороваться, выразительно читать стихи, быть чистюлей, и выделяться среди других детей. За каждым проявление жизни ведется внимательное, с «затаенной» озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, потому что ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе ребенка.
Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только ни какой исключительности.
Нельзя сказать, что быть единственным ребенком это хорошо или плохо-главное родителям воспитывать ребенка правильно, способствовать его общению с другими детьми. Если родители понимают своего ребенка, он растет не хуже других детей и может быть более развитым, ответственным и внимательным к родителям.
Итак, единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нем. Конечно, не существует готовых «рецептов и моделей» воспитания, которые можно просто взять и не изменяя, приложить к своему ребенку.
Теперь рассмотрим главные достоинства воспитания в многодетной семье. Дети из многодетных семей вырастают дружными. В таких семьях дети привыкают, заботится друг о друге, проявляют уважение к интересам других, учитывают мнение других.
Многодетные семьи более крепкие. Родители в многодетной семье заняты важными делами- воспитанием детей. У них нет возможности на проявление негатива, так как необходимо ежедневно решать экономические, хозяйственные, психологические и другие проблемы. При этом важно принимать общее решение, так как оно затрагивает каждого человека. Общая ответственность за семью объединяет всех.
У детей из многодетных семей, хороша, развита коммуникабельность. С самого рождения дети в многодетных семьях включаются в большой поток общения. Поэтому они вырастают более «коммуникабельными». Этот навык позволяет им быстро устанавливать социальные связи в повседневной жизни. А это поможет в карьере и будущей семейной жизни.
Дети из многодетных семей умеют распоряжаться деньгами. Они привыкают к экономии средств и с малых лет умеют правильно обращаться с деньгами. Умеют отличать нужное от ненужного и хорошо разбираются в том, какую вещь следует купить, а без какой можно вполне обойтись. Когда же у детей появляется желание что-то иметь, то приученные к труду, они находят способ заработать деньги самостоятельно. Из таких детей вырастают хорошие бизнесмены и предприниматели.
Дети из многодетных семей быстрее адаптируются к любой категории людей. Кроме того, дети постоянно наблюдают действия родителей по предотвращению конфликтов разного рода, что позволяет им впитывать необходимые социальные навыки. Дети умеют воспринимать других детей такими, какие они есть, без стремления кого-то переделать. Они менее ранимы, более целеустремленны и как правило достигают своих целей.
И все, таки жизнь многодетной семьи не настолько проста и безоблачна. Бывают и трудности: материальные сложности, дефицит внимания, большая психологическая нагрузка, отсутствие личного пространства.
Итак, многодетная семья это большой труд родителей: хозяйственный и психологический. Непросто уделять внимание каждому ребенку, уважать его как личность, замечать его проблемы, преодолевать трудности, обеспечивать материально. Но эти шероховатости могут быть сглажены, когда в семье главное – любовь.
Воспитание ребенка в неполной семье:
Когда рушится семья, всегда страдает ребенок. Развод, даже когда все происходит вежливо и учтиво, у детей вызывает психический надлом и сильные переживания. Можно конечно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. После развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу, в результате может уделять меньше времени, чем прежде, и чувствует отвергнутым матерью. И ребенок при отсутствии отца, воспринимает уход отца как отказ от него. И эти чувства, ребенок может сохранить многие годы.
Как же помочь ребенку в разбитой семье? Сначала объяснить ему, что произошло, но сделать надо это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку, взрослеть, и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из ошибок – чрезмерная опека матери над сыном.
Казалось бы, мать все делает как лучше: хочет дать сыну больше внимания, окружить его заботой получше одеть, повкусней накормить и так далее. Но, в итоге предпринимая эти усилия, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально «выхолащивает» все мужское в характере мальчика, при этом делая его вялым, не способным на решительные мужские поступки.
Если родители не живут вместе, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом «распри» между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.
Необходимо рекомендовать тем родителям, которые оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении больше думали о детях. Можно скрыть от детей и свою ненависть к бывшему супругу. Разумеется, трудно, мужу оставившему семью, продолжать воспитывать ребенка. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, так уж лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, и это будет более честно. Но, хотя, свои материальные обязательства по отношению к ребенку он должен нести по- прежнему.
Вопрос о структуре семьи это вопрос очень важный, к нему нужно относится, вполне сознательно.
Справедливо говорят, что в многодетной семье дети воспитываются лучше, чем в однодетной. Но и одного ребенка можно правильно воспитать, если постоянно давать чувствовать, что он не один, что должна проявляться забота о каждом члене семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая при этом условия. В практике мы нередко наблюдаем, обратное. Например, ребенка угостили конфетой. Он спешит разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не хочу, я не люблю конфеты» и тому подобное. А когда воспитатель в детском саду предлагает новогодний подарок отнести домой и угостить всех, многие дети отвечают: «Моя мама не любит конфеты», «Мой папа не хочет», так у ребенка вырабатывается позиция: «Взрослым оставлять не обязательно, а вот я –особый». «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости, и в семье, когда думают о покупке, и так далее. В многодетной семье всем все поровну. Этого можно добиться и в семье с одним ребенком, если он будет на положении равного.