Файл: Теории обучения и воспитания ( Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
Вывод: семья, это самое, важное что есть в мире. И я считаю, какая там ни была семья многодетна или не многодетная, полная или неполная - основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
2. Факторы, влияющие на формирование личности ребенка
2.1 Принципы и методы семейного воспитания
Семья таит в себе определенные сложности и недостатки воспитательного воздействия. Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта «обесценится», если она не будет нравственно значимой и созвучной идеалам нашей Родины.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,- это постоянство и длительность воспитательных мер на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно: например – взрослые заранее ставят цель, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки. По дороге в детский сад мама рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику
Наконец, третий фактор семейного воспитания - возможность самостоятельного включения ребенка во взрослую деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов на клумбе, кустарников во дворе дома, помощь старших детей с младшими, например: «Почитать малышу», «Рассказать сказку», «Поиграть»; изготовление с сыном или с дочерью игрушек.
Принципы воспитания - это практические рекомендации, которыми следует руководствоваться. Они помогут выстраивать тактику воспитательной деятельности. Для развития личности ребенка должна быть грамотно выстроена система принципов семейного воспитания:
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
-личность самих родителей - идеальный пример для подражания детей;
-воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
-все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены в игре.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания относятся:
- Принцип целенаправленности- воспитание, как педагогическое явление характеризуются наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательской деятельности и её предполагаемый результат. Современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране, как главный компонент её педагогической «политики». В качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Целям, домашнего воспитания, придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей, также учитывает «этнические», культурные, религиозные традиции, которым она следует.
- Принцип научности – на протяжении нескольких веков, домашнее воспитание создавалось на жизненных представлений, здравом смысле, традициях, обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Но в настоящее время педагогика, продвинулась далеко вперед. Существует много научных теорий о построении воспитательного процесса ребенка. От того что родители знают основы воспитания ребенка, это помогает им добиться более высоких результатов в воспитании своих детей. А вот ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями основ педагогики и психологии.
- Принцип уважения к личности ребёнка - принятие ребёнка родителями таким, каков он есть. Со всеми его особенностями, индивидуальными чертами, вкусами, привычками. Ребенок не виноват в том, что он появился на свет, в этом повинны родители. Поэтому не следует винить малыша в том, что он в чем то, не оправдал их ожидания.
- Принцип гуманности –это регулирование отношения взрослых и детей. Есть предположения, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Януш Корчак сказал о том что, «взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает». Они обязаны уважать права ребёнка: право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребёнку «стань таким, как я хочу». И хотя это делается из хороших побуждений, но это пренебрежение к личности ребёнка, когда во имя будущего ломается его воля, «потухает» инициатива.
- Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – это «развертывание» домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предусматривается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, а в средствах, методах, приёмах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание - это процесс длительный, результаты которого вырастают не сразу. Но к сожалению родители, особенно молодые, нетерпеливы и часто не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него. Они желают видеть результат своей деятельности - здесь и сейчас. В семье не всегда понимают что, ребенка воспитывают не только слова, но вся среда родного дома, его атмосфера. Ребенка учат аккуратности, требуют от него порядка в его одежде, в игрушках. Но если он видит, как каждый день папа небрежно хранит бритвенные принадлежности, мама не вешает в шкаф платье, и бросает его на спинку стула. В итоге действует «двойная мораль» в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.
- Принцип комплексности и систематичности- многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Современный ребенок растет в социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. Ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку и так далее - все это окружение влияет на развитие ребенка, то есть становится фактором воспитания.
- Принцип согласованности в воспитании: одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами, членами семьи, профессиональными педагогами детского сада, школы и так далее. Ни один из воспитателей ребенка, будь то родные люди или педагоги не могут воспитывать его изолированно друг от друга- необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию, приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.
Методы семейного воспитания, как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают ребенку развивать свое сознание чувства и волю. Активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное, моральное и духовное развитие.
Выбор методов зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов, воспитания детей в семье, также зависит :
- от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношения в семье и образа жизни;
- числа детей в семье;
- родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны «приукрасить» возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства и воспитанность;
- личностных качеств отца, матери, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
- опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психологических особенностей детей.
Но для родителей является сложным практическое применение одного из методов воспитания. Наблюдение, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется, по - разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается, от методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Первая категория родителей убеждает детей доброжелательно в процессе доверительного общения; вторая, воздействуя личным положительным примером; третья категория назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; а четвертая категория наказаниями, в том числе физическими.
Можно выделить два метода родительского требования:
- непосредственное (прямое) родительское требование - в виде поручения, предупреждения, распоряжения и категорического приказа;
- опосредованное (косвенное) родительское требование - в виде показа образа, пожелания, совета, напоминание, переключение и другие виды.
2.2 Роль родителей на формировании личности ребенка
Основная обязанность родителей- это воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни. Именно родители являются примером жизненного воспитания ребенка. Отсутствие любви к ребенку, неумение хвалить и поддерживать своих детей это ошибки семейного воспитания.
Все то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям это уже залог того, что ребенок начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам. Он стремиться следовать тем нормам поведения и правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Думать не только о себе, но и о других, дружить с близкими и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и так далее.
Для ребенка важен положительный пример родителей. Дети очень склонны к подражанию.
Поведение родителей, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни становятся образцом, которое очень важно, для подражания. И поэтому очень важно, чтобы то, чему мы учим своего ребенка, подкреплялось положительными примерами. Чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если например, ребенок видит что его мама и папа, которые каждый день ему твердят что обманывать это нехорошо, а сами того не замечая не придерживаются этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.
Родители готовят ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передавая при этом ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, свои традиции, культуру. Согласование и направляющие воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности. И в тоже время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.
На личность ребенка значительное влияние оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.
Существует несколько психологических механизмов посредством которых родители влияют на ребенка. Первое- подкрепление: поощряя поведение ребенка, которое считают правильными, и, наказывая его за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых для ребенка становиться привычкой. Второе- идентификация, подражание ребенка родителям. Он ориентируется на их пример и старается стать таким же, как они. И третье, понимание: родители формируют его самосознание и коммуникативные качества, зная внутренний мир ребенка и всегда откликаясь на его проблемы.
Особо важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Психологи представляют эмоциональный тон отношений между родителями и детьми в виде шкалы. На одной стороне которой стоят близкие, теплые и доброжелательные отношения, на другой – далекие, холодные и враждебные.
Основными средствами воспитания во-первых являются внимание и поощрение, во-вторых – строгость и наказание. Доказательство исследований преимущественно первого подхода. Если ребенок лишен родительской любви, он имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и стойкий положительный образ «Я».
Люди, страдающие психологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, учебе, все эти явления наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского тепла и внимания. Враждебность у детей вызывает недоброжелательность и невнимание со стороны родителей. Этот тон семейного воспитания существует не сам по себе, а с определенным типом контроля и дисциплины, который направлен на формирование соответствующих черт характера.
Бывают разные способы родительского контроля: активность, самостоятельность, инициатива ребенка и пассивность, зависимость, слепое послушание.
В большинстве семей, способы принятие решений, решаются в зависимости от предмета: одни дети имеют полную самостоятельность, а за других- право решается родителями. Не всегда родители придерживаются одним и тем же стилем дисциплины: отцы бывают жесткими и строгими, чем мамы и общий стиль конечно компромиссный. Влияние друг друга, отец и мать, могут взаимно, и дополнять и подрывать.
Обычно взаимоотношения родителей с детьми складываются тогда, когда в семье демократический стиль воспитания. Этот стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности и инициативы. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно и рационально. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и их обсуждение ребенком- поощряет, а власть применяют лишь в меру необходимости. Как послушание, так и независимость ценится в ребенке. А вот отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье, все это вызывает у детей авторитарный стиль.
Протест и агрессию, или апатию и пассивность вызывают родительские требования, если они кажутся необоснованными. И у ребенка возникает такое ощущение, что родителям нет до него дела. Пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания.