Файл: ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ (Понятие, виды и признаки публичной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие, виды и признаки публичной власти
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.2. Характеристики публичной власти
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
3.1. Публичная власть и государственная власть
3.2. Институт публичной власти в России
3.3. Организация публичной власти в субъектах РФ
3.4. Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан
Вывод: Публичная власть в первую очередь направлена на благо коллектива, и она входит в число воплощений (реализация программ, продуктов). Государство - это политическая организация, власть которой суверенна. Наличие суверенитета является важнейшей характеристикой и является достоянием публичной власти. По самой своей природе публичная власть - это социальная власть с волевым характером и всеобщей обязанностью.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
3.1. Публичная власть и государственная власть
Государственная власть-это публичная власть. Пост-понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только государственную власть, но и любые другие полномочия, изолированные от общества специальными органами или должностными лицами.
Государственная власть. Слово "власть" означает способность воздействовать в правильном направлении, подчинять свою волю, навязывать своим подданным, чувствовать на них господство. Такие отношения устанавливаются между населением и специальными группами (слоями), которые их управляют. Власть политической элиты осуществляется через институты и институты, объединенные в единую иерархию. Государственные механизмы позволяют обеспечить нормальное функционирование общества. Важнейшие ее составляющие-законодательные и исполнительные органы. В отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и др.), государственная власть имеет отличительные черты.) Это: ее пропаганда, то есть распределение льгот по всей территории, для всего населения;ее универсальность, то есть способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;объявляемость ее направленности.
Государственные и муниципальные органы государственной власти. Любой коллектив порождает власть, господство и подчинение. Этот факт проистекает из различных аспектов неравенства людей и их групп в коллективе. Изначально это неравенство было естественным. Некоторые люди физически сильнее, умнее,находчивее,у них есть талант лидера и так далее. Другие подчиняются им добровольно или под принуждением. Этот индивидуальный элемент (особые качества того или иного человека)при создании определенных групп населения, в каком-то коллективе может приобрести общественную ценность, стать предпосылкой отделения государственной власти от коллектива. Однако для возникновения государственной власти важнее всего не личные качества людей или их групп.
Каждый коллектив не создает публичной власти. Родительская власть в семье или власть лидера преступной группировки не публичная, а личная, личная. Общественная власть возникает в общественных коллективах, члены которых связаны не родственными или иными личными связями, а социальными. Общественная власть напрямую связана с двумя вышеперечисленными факторами: общим интересом, становлением на определенном этапе публичным, социальной (а не личной) асимметрией. По этим причинам государственная власть возникает в обществе государственных, муниципальных-изначально в коллективе людей, поселившихся на местах для совместной жизни. Эти две государственные власти имеют много общего. Они отделены от общества (исключение составляют, например, решения сельских советов в малых городах), и органы государственной власти имеют право установить всеобщую обязательность и навязать принуждение к таким общим правилам коллективного (социального, муниципального). Все они имеют специальный аппарат-команду людей, как бы изолированных от общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением)-государственными и муниципальными.
3.2. Институт публичной власти в России
Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. «Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения
Как закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Таким образом, Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.
По вопросу о форме правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма.[2] На наш взгляд, представляется более правильным считать Россию президентской республикой, тем более учитывая последние государственно-правовые тенденции.
Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В советский период развития российского государства принцип разделения властей отвергался как неприемлемый для социалистического государства, декларировавшего полновластие Советов народных депутатов, которое носило формальный характер, ибо фактически власть находилась у партийно-административных органов. Впервые в России принцип разделения властей был провозглашен в принятой 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР[3], закрепившей, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п.1 ст.11 Конституции РФ).
Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.
Президент Российской Федерации, являясь главой государства, фактически и юридически "присутствует" во всех властях[4]. Глава государства издает нормативные указы (ст.90 Конституции РФ), которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство Российской Федерации, выполняет отдельные квазисудебные функции (ст. 85 Конституции РФ).
Ряд исследователей отмечают, что Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей[5]. Президент РФ не является главой исполнительной власти.[6]Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Судебная власть включает в себя суды Российской Федерации. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции (ст. 125).
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п.3 ст.11 Конституции РФ).
Вернемся к рассмотрению принципа разделения властей по действующему законодательству РФ. Данный принцип конкретизируется ряде глав и статей Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента, Федерального Собрания и его палат, Правительства и судов Российской Федерации, а также разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.
Как известно, принцип разделения властей в системе государственной власти устанавливает такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Можно ли говорить о таком «сдерживании» в РФ настоящее время? Безусловно, что конституционные основы для этого есть, однако, на наш взгляд, есть некоторые законодательные тенденции, снижающие эффективность принципа разделения властей.
Прежде всего, это касается принятие Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[7] (подписан Президентом РФ 18 мая 2005 года). В данном законе, реализована идея самостоятельного участия политических партий в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления; отказ от создания избирательных блоков. Безусловно, что данные изменения порядка формирования государственной думы не являются антиконституционными, однако, общая оценка таких изменений отрицательна, в виду возможных будущих спекуляций на государственном уровне.
Здесь следует подробнее остановиться на проходящий в Российской Федерации административной реформе. В последнее время в зарубежных и российских СМИ, зарубежных органах власти звучит отрицательная оценка проходящих реформ, и уже произошедших изменений, их неконституционность. Так, например, можно выделить Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[8], установивший порядок «избрания» глав субъектов РФ. В этой связи заметим, что Конституция РФ не регулирует детально порядок формирования и функционирования некоторых органов государственной власти. С одной стороны, следует согласиться с исследователями, отмечающими, что Конституция и не должна детально регулировать абсолютно все элементы органов власти; с другой стороны – любой пробел оставляет почву для возможных будущих (или настоящих спекуляций). Тем самым проходящие в стране реформы прямо не нарушают положений Конституции РФ, что впрочем, не значит, что данные изменения сделаны в русле конституционализма и духа Конституции РФ.
Нарушение принципа разделения государственной власти, вторжение органов государственной власти в компетенцию друг друга является основой конституционных споров, разрешаемых Конституционным Судом Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязывает этот орган рассматривать споры между органами государственной власти о компетенции исключительно с точки зрения установленного Конституцией разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.