Файл: ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ (Понятие, виды и признаки публичной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие, виды и признаки публичной власти
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.2. Характеристики публичной власти
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
3.1. Публичная власть и государственная власть
3.2. Институт публичной власти в России
3.3. Организация публичной власти в субъектах РФ
3.4. Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан
Международный опыт организации публичной власти на местном уровне показывает, что в развитых западных странах сложилось несколько моделей формирования местных органов власти и их финансовых взаимоотношений с вышестоящими уровнями. В большинстве федеративных государств местные власти организованы на двух уровнях, причем размеры юрисдикций местных властей, как первого, так и второго уровня в разных странах могут быть различными. Главным в вопросе рациональной организации органов субрегиональной власти является соответствие размеров юрисдикций местных органов власти закрепленным за ними полномочиям как в отношении доходных источников, так и расходных обязанностей.
3.4. Некоторые особенности организации государственной власти в Республике Дагестан
Республика Дагестан является самым полиэтничным субъектом Российской Федерации. Специфика вертикальных и горизонтальных связей в сфере осуществления власти определяется социокультурными особенностями региона, исторически сложившейся практикой взаимоотношений федерального центра и республики.
Взаимоотношения органов власти определяются Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Конституцией Республики Дагестан 2003 г. После развала СССР в Российской Федерации сложилась довольно сложная ситуация, когда в регионах начался процесс суверенизации, и большинство регионов приняли конституции, противоречащие Конституции Российской Федерации. Все это способствовало нарушению основ федеративного устройства и нестабильности ситуации в стране в целом.
После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. ситуация изменилась, конституции субъектов были приведены в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249-0 положения Федеративного договора предусматривают суверенитет республик и позволяют, тем самым, обосновать ограничение суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, и это отразилось в конституциях некоторых субъектов Российской Федерации (в том числе и в Конституции Республики Дагестан).
Конституции субъектов Российской Федерации не могут действовать и не подлежат применению в случаях их противоречия Конституции Российской Федерации. В результате унификации конституционного законодательства сложилась довольно специфическая система федеративного устройства, отличавшаяся тем, что она носила смешанный этнотерриториальный характер построения Федерации, что создавало опасность этнонациональных конфликтов.
Кроме того, данная система отличалась асимметричностью масштабов федеральных единиц, неравенством статусов субъектов Федерации; экономической, социальной и политической дифференциацией регионов; дотационностью большинства субъектов Федерации, приводящей к их зависимости от субвенций федеральной власти; провинциальным центризмом[9].
На сегодняшний день уровень самостоятельности определяется кругом полномочий и предметов ведения и представляет собой форму государственно-территориального устройства со строгим разграничением функций и полномочий между федеральным центром и субъектами. Специфика развития субъектов Российской Федерации определяется способом распределения полномочий, что обусловливает отличительную особенность российского федерализма — взаимное делегирование полномочий[10].
Республика Дагестан представляет собой демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, которое выражает волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Специфика Республики Дагестан заключается в том, что это единственная республика в составе Российской Федерации, которая является самым полиэтничным регионом России и здесь отсутствует понятие «титульной» нации[11].
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан 2003 г. государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в своей деятельности независимы и самостоятельны.
Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется главой Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан, судами Республики Дагестан.
В соответствии с Конституцией 2003 г. глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан.
В 2004 г. были внесены существенные изменения в систему организации органов государственной власти в регионах — были отменены прямые выборы главы республики. Глава республики назначался Президентом Российской Федерации; на основе федерального законодательства глава Республики Дагестан наделяется полномочиями Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Дагестан, сроком на пять лет.
Законодательная власть в Республике Дагестан осуществляется Народным Собранием — однопалатным парламентом, который является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 90 депутатов и избирается сроком на пять лет по пропорциональной системе. На сегодняшний день «в парламенте Республики Дагестан удается обеспечить национальное и географическое представительство. Представители каждого муниципального района, городского округа и представители 14 коренных малочисленных народов Республики представлены в парламенте нынешнего созыва»[12].
Подчеркнем, что, выбирая пропорциональную систему выборов в Республике Дагестан, учитывались как уровень развития российской государственности, так и национально-исторические особенности развития республики. Основной целью перехода к пропорциональной системе было содействие формированию единого общероссийского политического пространства.
Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан формируется главой Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан.
Судебная система Республики Дагестан представлена Верховным судом Республики Дагестан, Конституционным Судом Республики Дагестан, Арбитражным судом Республики Дагестан, федеральными судами Республики Дагестан и мировыми судьями. Создание чрезвычайных судов в Республике Дагестан не допускается.
В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Подводя итог, отметим, что «при проведении национальной политики обязательным является равный учет национального фактора (язык, культура, обычаи, религия) в отношении всех лиц, проживающих на территории субъекта; вместе с тем равное участие независимо от национальной принадлежности в управлении делами субъекта и каждой части его территории»[13].
Несмотря на сложный полиэтничный состав Республики Дагестан, особую геополитическую значимость региона, нестабильность политической элиты, Дагестан является субъектом, сохранявшим даже в самые сложные для страны периоды устойчивые демократические принципы и проводившим политику процветания коренных малочисленных народов. Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения данной задачи.
Вывод: Общественная власть возникает в общественных коллективах, члены которых связаны не родственными или иными личными связями, а социальными. Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.
Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется главой Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан, судами Республики Дагестан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Публичная власть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:
органы государства, в том числе:
- государственные органы Российской Федерации;
- государственные органы субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
Рассмотрев на примере Республику Дагестан можно сделать следующие выводы.
Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется главой Республики Дагестан, Народным Собранием Республики Дагестан, Правительством Республики Дагестан, судами Республики Дагестан.
Несмотря на сложный полиэтничный состав Республики Дагестан, особую геополитическую значимость региона, нестабильность политической элиты, Дагестан является субъектом, сохранявшим даже в самые сложные для страны периоды устойчивые демократические принципы и проводившим политику процветания коренных малочисленных народов. Конституция России содержит все предпосылки для успешного решения данной задачи.
В настоящее время научных исследований феномена публичной власти в науке явно недостаточно. Можно констатировать, что в отечественном обществоведении образовался значительный разрыв между значимостью, широким употреблением понятия "публичная власть" и степенью его научного осмысления. Имевший место исследовательский вакуум в определенной мере продолжает существовать и поныне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «О выборах депутатов государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» №51-ФЗ от 18 мая 2005г. // Российская газета. – 24 мая 2009г. - №108.
- Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. - 15 декабря 2014г. – №277.
- Бондарь Н.Г. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местах самоуправлении: учеб. Пособие, М. Издательский дом "Городец" 2009, 351 с.
- Большая российская энциклопедия, М:. Российская энциклопедия 2009
- Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 20—23.
- Джамалова Э.К. Представительство народов Республики Дагестан в органах государственной власти и местного самоуправления как фактор повышения правовой культуры дагестанцев // Вестник Дагестанского гос. унта. 2011. № 2. С. 117—121.
- Джамалова Э.К., Гамзатова М.М. Конституционно-правовые основы равноправия прав коренных малочисленных народов Республики Дагестан // Закон и право. 2012. № 3. С. 30.
- Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 14 июня 1990г. - №2. - Ст.22.
- Кожевников С.Н. Социалистическая государственная власть - организующий фактор общественных отношений // Актуальные и теоретические проблемы политической организации общества. Вып. 43. Свердловск, 2010. - С.91.
- Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и территориально-политическая организация в современной России (на примере республик) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 3 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-rossiyskogo-federalizma-i-territorialno-politicheskaya-organizatsiya-v-sovremennoy-rossii-na-primere-respublik (Дата обращения: 07.05.2018)
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: - 2009г. – с.71.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) - М.: Издательство БЕК, 2008г.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2009. – с.194.
- Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина – М.: Библиотечка "Российской газеты". - 2009 г. – с.31.
- Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы), Саратов Изд-во Сарат. гос. акад. права 2008, 316, [1] с. 20 стр.
- Чиркин В.Е. Публичная власть, М. Юристъ, 2011. -174 с.