Файл: Построение эффективной структуры управления компанией («Эльдорадо»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические сведения об организационных структурах
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2 Типы организационных структур
2 Исследование организационной структуры «Эльдорадо»
2.1 Характеристика организации
2 Организационная структура «Эльдорадо»
3 Предложения по совершенствованию организационной структуры «Эльдорадо»
3.1 Обоснование необходимости выделения отдела маркетинга в самостоятельное подразделение
Ведение
Одно их ключевых резервов увеличения эффективности общественного производства – это улучшение качества принимаемых руководителями решений, которое достигается с помощью выработки и модернизации структуры управления фирмой.
Научно-обоснованное формирование структур управления – важная и актуальная задача, стоящая перед современными хозяйствующими субъектам в условиях рыночно экономики. Чтобы сформировать оптимальную организационную структуру, каждому управленцу необходимо принципы и методы проектирования и организации управления на основе системного подхода. В этом заключается актуальность темы данной курсовой работы.
Цель курсовой работы является: исследование процесса построения эффективной структуры управления компанией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- узнать теоретические сведения об организационных структурах;
- исследование организационную структуру конкретной фирмы;
- разработать предложения по совершенствованию организационной структуры.
Объектом исследования выступила сеть магазинов «Эльдорадо».
Предмет исследования: сущность и особенности организационная структура фирмы.
В работе использованы труды признанных и авторитетных отечественных и зарубежных авторов: М.Вебера, О.Г. Тихомировой, В.Р. Веснина, А.Я. Кибанова и др.
1 Теоретические сведения об организационных структурах
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления
Организационная структура предприятия – это комплекс его подразделений и взаимосвязей между ними. По каналам этих связей между подразделениями организации распределяются различные требующие решения задачи, определяются рамки полномочий и ответственности начальников [13].
С одной стороны, оргструктура выстраивается согласно задачам, установленным перед фирмой стратегией ее развития. Но с другой стороны, организационная структура обеспечивает использование масштабного эффекта в целях сохранения ресурсов организации. Поэтому можно сказать, что огрструктура увязывает внешнюю (стратегическую) эффективность с внутренней (экономичность).
Без выстроенной структуры в организации нельзя было бы руководить людьми. В лучшем случае, они были совокупностью нескольких отдельных групп, но никак не единым целым [4].
Оргструктура компании оформляется графической схемой. Ее составляют иерархически упорядоченные единицы (подразделения, должностные позиции и т.д.).
Разделение организации на отделы, подчиненность, подотчетность – ключевые показатели любой оргструктуры. Чтобы стать эффективной, структура организации должна отвечать обстоятельствам и условиям, сформированным внутри компании и в окружающей ее внешней среде. Следовательно, одна и та же оргструктура не подойдет разным организациям. Важно отметить, что даже этой организации через некоторое время придется обновить существующую или сделать новую, более подходящую орструктуру [7].
Таким образом, главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в РФ предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля [2].
Внутренним окружением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственностей [11].
В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья, уровни управления и связи - горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые представляют собой отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели [8].
Звенья включают в себя структурные подразделения, а также отдельных специалистов, выполняющие соответствующие функции, либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование, координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции [4].
Связь между отделами предприятия называется горизонтальной.
Уровни управления - это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда появилась пирамидальная структура управления организацией [9].
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях формируется «средний слой», который сам может состоять из нескольких уровней.
Как говорилось выше, элементами оргструктуры могут быть как отдельные сотрудники, так и подразделения организации, в которых занято определенное число специалистов, выполняющих свои обязанности. Существуют 2 направления специализации элементов огрструктуры [12]:
- согласно составу структурных подразделений организации. Здесь вычленяются звенья, осуществляющие маркетинговые функции, менеджмент производства, занятые научно-техническим разработками и т.д.;
- согласно характеру общих функций, выполняемых в процессе управления. В данном случае формируются органы планирования, организации производства, труда и управления, контролирующие все процессы в организации.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые представляю собой отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения [12].
Между составляющими оргструткры компании существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждом из элементов вызывает необходимость пересмотра всех остальных. Например, если руководством принято решение о введении нового подразделения, нужно одновременно решить следующие вопросы [3]:
- какие задачи будет решать новый отдел?
- кому он будет непосредственно подчинен?
- какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию?
- на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?
- какими полномочиями наделяются работники нового отдела?
- какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение количества элементов и уровней в структуре организации неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [6].
На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом [1]:
- организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;
- следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
- формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
- между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;
- организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на оргструктуру [9].
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается, или происходит ее реорганизация [4].
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть [7].
Еще один важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии [11].
Большинство организаций постоянно совершенствуют организационные структуры. В настоящее время характерно сокращение числа управленческих уровней: переход от 8-12 управленческих уровней к 4-5, т.е. сокращение числа промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками.