Файл: Построение эффективной структуры управления компанией («Эльдорадо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Типы организационных структур

В современной теории менеджмента выделяются 2 типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития [2].

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об организованных организациях, предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы [8]:

- четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. М. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству [9].

В отличие от бюрократического, органический тип управления возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою эффективность, несмотря на его относительную “молодость”. Органическая система отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование. Такая организация руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые и больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не принимает на веру все решения руководства [3].


В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда [12.

Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах [2]:

- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;

- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;

- творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;

- правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;

- распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;

- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех [5].

Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая с ними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения) [10].

В зависимости от характера связей между подразделениями, организации различают следующие наиболее распространенные типы организационных структур [2]:

- линейная;

- функциональная;

- линейно- функциональная;

- матричная.

Линейная организационная структура - это одна из простейших организационных структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления (рисунок 1) [1].


Рисунок 1 – Линейная организационная структура

Данная оргструктура имеет свои преимущества и недостатки. Они приведены в таблице 1 [4].

Таблица 1 – Плюсы и минусы линейной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

- единство и четкость распорядительства
- согласованность действий исполнителей
- простота управления
 - оперативность принятия решений

- четко выраженная ответственность
- личная ответственность руководителя

- высокие требования к руководителю
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений
- затруднительность связей между инстанциями
- концентрация власти в управляющей «верхушке»


       Сущность функциональной организационной структуры заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов - то есть, каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов работ.
        В организации, как правило, специалисты одного профиля объединены в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и др. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура [5].

  Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей (рисунок 2) [5].

Рисунок 2 – Функциональная организационная структура

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2) [4].

Таблица 2 – Плюсы и минусы функциональной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

- освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
 - стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов
- исключение дублирования в выполнении управленческих функций
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений
 - трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
- тенденция чрезмерной централизации
- длительная процедура принятия решения
 - с трудом реагирует на изменения


При линейно-функциональной (штабной) организационной структуре всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив сотрудников. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов и др.) [4].

В данном случае, функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

 Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (рисунок 3) [5].

Рисунок 3 – Линейно-функциональная организационная структура

Данная структура также имеет свои положительные и отрицательные моменты (таблица 3) [7].      

Таблица 3 – Плюсы и минусы линейно-функциональной организационной структуры 

Преимущества

Недостатки

- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников
- освобождение главного линейного менеджера от необходимости глубокого анализа проблем

- возможность привлечения консультантов и экспертов
       

- отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями

- недостаточно четкая ответственность, так как сотрудник, готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации


       Матричная организационная структура создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации [11].

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: производство, сбыт, снабжение и др.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу (рисунок 4) [5].


Рисунок 4 – Матричная организационная структура

Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4) [4].

Таблица 4 – Плюсы и минусы матричной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

- возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации

- рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности

- усиление контроля за отдельными задачами проекта

- сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий
- повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов   

- сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение

- необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям
- трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе

Матричная структура способствует коллективному расходованию ресурсов, что имеет существенное значение, когда выпуск продукции сопряжен с необходимостью использования редких или дорогостоящих видов ресурсов. При этом достигается определенная гибкость, которая отсутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными подразделениями. Наряду с гибкостью, матричная организация открывает большие возможности для эффективной координации работ [5].

Несмотря на это, в настоящее время линейно-функциональная структура продолжает существовать наряду с проектным управлением, отсюда следует, что проектная структура это, скорее всего один из способов преодоления недостатков и дополнения указанной структуры, а не как ее замена [11]. 

Таким образом, организационная структура предприятия – это комплекс его подразделений и взаимосвязей между ними. По каналам этих связей между подразделениями организации распределяются различные требующие решения задачи, определяются рамки полномочий и ответственности начальников. Оргструктура включает в себя следующие элементы: звенья, уровни управления и связи - горизонтальные и вертикальные. Сегодня существует множество видов организационных структур, но самыми популярными, по-прежнему, остаются линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная.