Файл: Построение эффективной структуры управления компанией («Эльдорадо»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические сведения об организационных структурах
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2 Типы организационных структур
2 Исследование организационной структуры «Эльдорадо»
2.1 Характеристика организации
2 Организационная структура «Эльдорадо»
3 Предложения по совершенствованию организационной структуры «Эльдорадо»
3.1 Обоснование необходимости выделения отдела маркетинга в самостоятельное подразделение
1.2 Типы организационных структур
В современной теории менеджмента выделяются 2 типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития [2].
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об организованных организациях, предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы [8]:
- четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
- дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. М. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству [9].
В отличие от бюрократического, органический тип управления возник относительно недавно и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход доказывает свою эффективность, несмотря на его относительную “молодость”. Органическая система отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма структуры, наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем самым обеспечивать необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы подчеркивают, что постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование. Такая организация руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые и больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не принимает на веру все решения руководства [3].
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда [12.
Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах [2]:
- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;
- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;
- творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;
- правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;
- распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех [5].
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая с ними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения) [10].
В зависимости от характера связей между подразделениями, организации различают следующие наиболее распространенные типы организационных структур [2]:
- линейная;
- функциональная;
- линейно- функциональная;
- матричная.
Линейная организационная структура - это одна из простейших организационных структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления (рисунок 1) [1].
Рисунок 1 – Линейная организационная структура
Данная оргструктура имеет свои преимущества и недостатки. Они приведены в таблице 1 [4].
Таблица 1 – Плюсы и минусы линейной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
- единство и четкость распорядительства - четко выраженная ответственность |
- высокие требования к руководителю |
Сущность функциональной организационной структуры заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов - то есть, каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов работ.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединены в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и др. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура [5].
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей (рисунок 2) [5].
Рисунок 2 – Функциональная организационная структура
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2) [4].
Таблица 2 – Плюсы и минусы функциональной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций - освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов |
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений |
При линейно-функциональной (штабной) организационной структуре всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив сотрудников. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов и др.) [4].
В данном случае, функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации (рисунок 3) [5].
Рисунок 3 – Линейно-функциональная организационная структура
Данная структура также имеет свои положительные и отрицательные моменты (таблица 3) [7].
Таблица 3 – Плюсы и минусы линейно-функциональной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников - возможность привлечения консультантов и экспертов |
- отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями - недостаточно четкая ответственность, так как сотрудник, готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации - чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации |
Матричная организационная структура создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации [11].
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: производство, сбыт, снабжение и др.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу (рисунок 4) [5].
Рисунок 4 – Матричная организационная структура
Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4) [4].
Таблица 4 – Плюсы и минусы матричной организационной структуры
Преимущества |
Недостатки |
- возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации - рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности - усиление контроля за отдельными задачами проекта - сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий |
- сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение - необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям |
Матричная структура способствует коллективному расходованию ресурсов, что имеет существенное значение, когда выпуск продукции сопряжен с необходимостью использования редких или дорогостоящих видов ресурсов. При этом достигается определенная гибкость, которая отсутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными подразделениями. Наряду с гибкостью, матричная организация открывает большие возможности для эффективной координации работ [5].
Несмотря на это, в настоящее время линейно-функциональная структура продолжает существовать наряду с проектным управлением, отсюда следует, что проектная структура это, скорее всего один из способов преодоления недостатков и дополнения указанной структуры, а не как ее замена [11].
Таким образом, организационная структура предприятия – это комплекс его подразделений и взаимосвязей между ними. По каналам этих связей между подразделениями организации распределяются различные требующие решения задачи, определяются рамки полномочий и ответственности начальников. Оргструктура включает в себя следующие элементы: звенья, уровни управления и связи - горизонтальные и вертикальные. Сегодня существует множество видов организационных структур, но самыми популярными, по-прежнему, остаются линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная.