Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические основы государственного управления инновационными процессами ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организация, складывающаяся из формирования определенных принципов для обеспечения целостного действия государственного управления, включающая в себя производство действий и принятие решений, которые обеспечивают надлежащее функционирование органов государства;

- распорядительство, означающее регулирование отношений управления, которые возникают в связи с осуществлением полномочий органами государства, в оперативном порядке путем принятия различных правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, правил, инструкций, руководств и т.п.);

- руководство, состоящее из установления определенных нормативов и правил по поводу того, как должны вести себя органы управления (должностные лица и служащие);

- координация, включающая процесс согласования деятельности органов управления государства для того, чтобы был достигнут консенсус в определении направления целей и задач управления;

- контроль связан с установлением факта того, что состояние системы управления признано соответствующим или несоответствующим требуемым стандартам и тому уровню, который является общепризнанным, а также с наблюдением за тем, чтобы государственное управление было качественным, соответствовало принципам целесообразности и законности;

- регулирование, предусматривающее использование определенных способов и методов для управления государством в ходе организации целостной системы управления, а также устанавливающее общеобязательные требования и процедуры для объектов и субъектов с целью обеспечить общественный порядок, безопасность, права и свободы граждан [8, с. 88].

Инвесторы, направляя средства и ресурсы, рассчитывают получить прибыль. Поэтому они выбирают наиболее перспективные регионы, в которых проект окупится очень быстро. Для инвесторов также важно рассматривать меры государственной поддержки. Если регион перспективный, то он заслуживает пристального внимания со стороны инвесторов. Выявленная специфика инвестиционной политики применяется как для региона, так и для внешней среды. Инвестиционная государственная политика зависит от большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Министерство экономического развития следит за развитием инвестиционной политики. Субъекты инвестиционной политики могут вносить в нее коррективы и изменять по мере необходимости.


1.2. Особенности реализации государственной инновационной политики: национальная инновационная система

Доминантой роста экономики XXI века становится интегрированная система, включающая в себя научные знания, новые технологии, инновационные процессы, продукты и услуги, новые формы ведения бизнеса.

Инновации в современном обществе влияют на рост и структуру производства, изменяя его экономическую организацию. Поэтому развитые страны создают благоприятные условия для процессов формирования национальных инновационных систем, типизация которых основана на национальных особенностях и экономическом потенциале той или иной страны.

Первыми теорию формирования национальной инновационной системы (НИС) исследовали К. Фримэн, Б.-А. Лундвалл и Р. Нельсон, они анализировали инновационную деятельность различных стран и дали определение термина НИС. Основой для их исследований стали ранее полученные результаты Й. Шумпетера в теории экономической динамики, Ф. Хайека в концепции рассеянного знания, Д. Норта в институциональной теории, Р. Солоу о роли научно-технического прогресса в экономическом росте, П. Ромера и Р. Лукаса в теории экономического роста. У каждого автора свой подход к определению НИС.

Концепции НИС и практики формирования ее элементов у развитых и развивающихся стран были рассмотрены в своих исследованиях российскими учеными, в числе которых С. Валентей, О.Г. Голиченко, И.Г. Дежина, Н.И. Иванова, Д.И. Кокурин, Е.Б. Ленчук, А.В. Зверев, И.Г. Салимьянова, С.Г. Еремеев, В.П. Марьяненко, Э.А. Андреева, А.Н. Цветков, А.А. Дынкин и другие.

К. Фримен рассматривал НИС в виде сети институтов общественного и частного секторов, которые, взаимодействуя, создают, импортируют, модифицируют и распространяют новые технологии [37].

Р.Нельсон видел НИС как комплекс институтов, образованных в результате взаимодействия инновационной деятельности национальных фирм [30].

Э.А. Андреева под НИС понимает совокупность законодательных, структурных и функциональных элементов, которые обеспечивают развитие инновационной деятельности в пределах национальных границ [7, с. 33].

Многообразие определений НИС является подтверждением того, что до сих пор нет единой точки зрения на сущность, структуру и функции национальной инновационной системы государства. Можно выделить две основных школы в определении термина НИС. Сторонники первого подхода, американская школа, видят инновационную систему как систему институтов, генерирующих новые знания, университетов, исследовательских лабораторий, высокотехнологичных корпораций, инновационного бизнеса. Так как изначально понятие НИС основывалось на науке и технологиях, ввиду их определяющего значения для развития предприятий. Второго подхода придерживаются сторонники европейской школы, они трактуют «инновационную систему» в широком смысле (производство, распространение, усвоение и использование знаний в процессах обучения). В последнее время Б.-А. Лундвалл делает попытки объединить два вышеописанных подхода в две взаимозависимые подсистемы национальной системы в проекте БРИКС, вследствие сравнительного изучения НИС развивающихся экономик этих стран.


Инвестиционная политика – это перспективное направление государственной экономической деятельности. Для того, чтобы данная деятельность была эффективной и приносила доход, как инвесторам, так и государству, необходимо развивать данную деятельность.

Под инвестиционной политикой понимают комплекс эффективных мер, которые помогают обеспечивать приток инвестиционных ресурсов в экономику страны и отдельные ее элементы. Инвестиционная политика включает в себя не только компоненты привлечения инвестиции, но и механизмы их эффективного распределения и осваивания.

Государственная инвестиционная политика направлена на улучшение макроэкономических показателей развития страны и реализуется путём прямого и косвенного регулирования деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель инвестиционной политики государства состоит в том, чтобы привлекать средства инвесторов, распределять их и управлять объектами инвестиционной деятельности.

Задачи инвестиционной политики:

1. Отбор наиболее нуждающихся отраслей экономики.

2. Обеспечение конкурентной среды отечественным инвесторам.

3. Поддержка начинающих инвесторов и предпринимателей.

4. Развитие экспортного производства.

5. Сохранение экономического баланса.

Рассмотрим специфику инновационной деятельности.

Инвесторы, направляя средства и ресурсы, рассчитывают получить прибыль. Поэтому они выбирают наиболее перспективные регионы, в которых проект окупится очень быстро. Для инвесторов также важно рассматривать меры государственной поддержки. Если регион перспективный, то он заслуживает пристального внимания со стороны инвесторов. Выявленная специфика инвестиционной политики применяется как для региона, так и для внешней среды. Инвестиционная государственная политика зависит от большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Министерство экономического развития следит за развитием инвестиционной политики. Субъекты инвестиционной политики могут вносить в нее коррективы и изменять по мере необходимости. Все эти особенности оказывают непосредственное влияние на ключевые направления инвестиционной политики.

Рассмотрим основные этапы реализации инвестиционной политики государства.

Разработка инвестиционной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития общества и государства, установления его роли в общественной воспроизводственном процессе на соответствующем временном этапе. Затем формулируются цели и задачи инвестиционной политики, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития страны и использования инвестиционных ресурсов в интересах граждан и общества.


Инвестиционная политика государства должна осуществляться с учетом четкого механизма ее реализации, включающего в себя: выбор исключительно надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиций политики; создание нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования рынка инвестиций; создание условий, благоприятных для привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие ключевые направления инвестиционной политики:

1. Реализация государственных проектов для развития социальной сферы и инфраструктуры.

2. Развитие целевых государственных программ с дефицитным бюджетом.

3. Развитию юридического статуса инвесторов.

4. Развитие роли инвестиционной деятельности.

5. Увеличение числа эффективных инвестиционных проектов.

Реализация инвестиционных проектов должна осуществляется в зависимости от приоритетов и потребностей населения. Больше всего в финансировании нуждаются социальные проекты и проекты по улучшению инфраструктуры. На государственном уровне должен быть разработан перспективный план инвестиционной деятельности. Этот план должен учитывать и поощрять права всех участников. Инвесторы должны быть полностью уверены в том, что не потеряют собственные средства. Тогда у них больше будет желания взаимодействовать с государством. Юридический статус инвесторов еще остается неустойчивым.

Помимо этого, на государственном уровне необходимо воздействовать на восприятие инвестиционной деятельности как необходимой и эффективной. Роль инвестиционной деятельности не совсем очевидна для простого населения. Представители государства должны менять данную ситуацию и информировать население о перспективах инвестиции, их пользе. Предположим, что население изменило свое отношение к инвестициям. Сами инвесторы опасаются за свои средства и отказываются от участия в государственных проектах, потому что срок их возврата достаточно велик по отношению к коммерческим проектам. Представители государства должны учитывать эту особенность и повлиять на нее. Это делается для того, чтобы инвесторы не отказывались от взаимодействия с государством.

Особое место занимают иностранные партнеры. Многие из них отказываются от взаимодействия с Россией, потому что не обладают полной информацией о партнерах. На государственном уровне необходимо проводить работу с иностранными партнерами и предлагать им интересные площадки для деятельности и проекты.


2. Государственное управление инновационными процессами в России

2.1 Инновационная политика России

На современном этапе инновационная политика РФ находится в стадии активного становления и совершенствования с использованием зарубежного опыта. Рассмотрим следующие моменты:

  1. Основные проблемы российских инноваций и их развития
  2. Инструменты экспорта зарубежных инноваций (трансфер, спилловер и др.)
  3. Текущая государственная инновационная стратегия и её меры по совершенствованию развития инноваций.

Со времен распада СССР инновационная деятельность в РФ характеризуется резким расхождением между достаточно высоким потенциалом для инноваций и крайне низкими результирующими показателями, что является результатом неэффективной государственной политики. Фактически, все это время инновационная деятельность не поддерживалась государством.

Основными принципами формирования инновационной политики России являются:

- концентрация и направление инвестиций на обеспечение развития базовых отраслей экономики, повышение производительности и технологического обновления производства;

- ресурсная сбалансированность бизнес-планов инвестиционных и инновационных проектов;

- предоставление государственной поддержки реализации инвестиционных и инновационных проектов;

- прозрачность и эффективность механизма предоставления государственной поддержки реализации инвестиционных и инновационных проектов; безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей инвестиционных и инновационных проектов; системность – предполагает разработку и обеспечение реализации механизмов активизации инвестиционной деятельности в рамках общей стратегии государства; преемственность – инвестиционная деятельность должна осуществляться с учетом перспектив развития отраслевой структуры экономики. эффективность – предполагает необходимость осуществления мер государственной поддержки экономических структур лишь при условии достижения положительного экономического эффекта;
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/investicii/investicionnaya_ekonomicheskaya_politika/principy_investicionnoy_politiki/#principy-gosudarstvennoy-investicionnoy-politiki .