Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические основы государственного управления инновационными процессами ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы государственного управления инновационными процессами
1.1. Роль государственного управления в реализации инвестиционной политики
2. Государственное управление инновационными процессами в России
2.1 Инновационная политика России
2.2. Перспективы реализации государственной инновационной политики
Механизм разработки и утверждения инициатив включает несколько этапов согласования. Первоначальные цели формируются непосредственно проектным офисом (подход «сверху вниз»). Далее проектный офис собирает информацию от ответственных министерств по существующим мероприятиям и инициативам, которые могут сделать вклад в достижение установленных целей по КПЭ. Он анализирует, достаточны ли существующие инициативы для достижения поставленной цели, то есть, по сути, проводит ревизию текущих инициатив. В случае их недостаточности для достижения КПЭ возможна как корректировка целевого значения, так и разработка дополнительных мероприятий. В результате достигается согласованность целевых значений по КПЭ и реализуемых мероприятий.
Важно при этом отметить, что министерства сами разрабатывают новые инициативы и механизмы их реализации, то есть проектный офис не вовлекается в процесс разработки дорожных карт.
После утверждения целей по КПЭ проектный офис отвечает за текущий мониторинг: он ежеквартально отслеживает статус достижения целей как по совокупному значению, так и по индивидуальному вкладу каждого мероприятия. При необходимости проектный офис может потребовать разработки корректирующих мер, в случае системного неисполнения поставленной цели — эскалировать проблему на высший совещательный орган.
Вторая опция — формирование полномасштабного проектного офиса, ответственного за реализацию проекта по инновационному развитию и достижению целей по КПЭ «направлений главного удара». В отличие от первой опции, данный проектный офис непосредственно отвечает за разработку и внедрение принципиально нового единого проекта, то есть, по сути, является «владельцем» такого проекта
Заключение
Под инвестиционной политикой понимают комплекс эффективных мер, которые помогают обеспечивать приток инвестиционных ресурсов в экономику страны и отдельные ее элементы. Инвестиционная политика включает в себя не только компоненты привлечения инвестиции, но и механизмы их эффективного распределения и осваивания.
В части государственного управления инновационного развития страны была принята Стратегия инновационного развития – 2020 (СИР- 2020), определившая многие дальнейшие направления действий.
Целью СИР-2020 был заявлен перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
- максимально широкое внедрение современных технологий в деятельность органов государственного управления;
- формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;
- активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями»
Обобщая примеры из международной практики, выделены два варианта организации проектного офиса инновационного развития в России:
1) в виде «облегченного проектного офиса» или организационной надстройки над уже существующими структурами и инициативами, то есть своего рода интегратора разрозненных проектов и их исполнителей, с одной стороны, и целей инновационного развития — с другой;
2) в виде «полномасштабного проектного офиса», разрабатывающего новый инновационный проект и обеспечивающего механизм его реализации и «интерфейсы» с существующими инициативами.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 23 августа 1996г. № 127 - ФЗ: (в ред. от 02.11.2016 N 291- ФЗ) «О науке и государственной научно-технической политике».
- Федеральный закон от 7 апреля 1999г. № 70 - ФЗ (в ред. от 02.07.2016 N 185 – ФЗ) «О статусе наукограда Российской Федерации».
- Федеральный закон от 28 июля 1997 года № 50-ЗСО: (в ред. от 23.07.2004 N 40- ЗСО) «Об инновациях и инновационной деятельности».
- Постановление правительства РФ от 21 мая 2016г. № 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. и внесении изменений в данную программу на 2009-2016 гг.».
- Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-p «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Андреева Э.А. Методология управления инновационной активностью субъектов национальной инновационной системы России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2014. -33 с.
- Андрюшкевич О.А., Денисова, И.М. Особенности формирования национальных инновационных систем // Анализ и моделирование экономических процессов: сб. ст. Вып. 10. / под общ. ред. В.З.Беленького. М.: ЦЭМИ РАН, 2018. – С.55-63
- Бажуткина Л.П., Никитина Н.В. Государственное управление в России. Самара: СГЭУ, 2017. – 312 с.
- Барсукова Е.Л., Сарычев В.А. Инновация как экономическая категория // Инновации. - 2018.- № 2 (112). – С. 54-66
- Бунич А.П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе. - М.: Экономика, 2014. – 209 с.
- Валентей С. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия // Человек и труд. - 2016. - №2. – С. 80-88
- Габитов А.Ф. Государственная инновационная политика России // Инновации. - 2016. - №1. – С. 66-73
- Гареев Т.Ф. Функции государственного управления // Вестн. ТИСБИ. – 2016. - Вып. 2. – 2015 – № 11. – С. 55-62
- Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2016. – 209 с.
- Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. – 211 с.
- Зверев А.В. Формирование национальной инновационной системы: мировой опыт и российские перспективы: автореф. дис. . д-ра экон. наук:08.0.05. М., 2011. -30 с.
- Иванова Н.И. Понятие и особенности государственного управления в России //Вопр. экономики. - 2018. - № 7. – С. 33-41
- Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ - ВШЭ, 2016.
- . Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н.Завлина. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2018. – 192 с.
- Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий / под ред. Н.В. Смородинской. М.: Институт экономики РАН, 2015. -320 с.
- Козлова Ж.М. Проблемы становления национальной инновационной системы в России // Вестн. Алтайской академии экономики и права. - 2017. - №2(20). – С. 66-73
- Кондратьева Е.В. Трансформация европейских национальных инновационных систем под влиянием глобализации. Уроки для России // Эксперт. - 2017. - № 15. – С. 70-73
- Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России. - 2016. - №3.- С.88-94
- Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития М.: Институт экономических стратегий, 2018. – 340 с.
- Легашнева Е.Г. Функциональная надежность управления национальной инновационной системой как условие обеспечения экономической безопасности России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2016. - 24 с.
- Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных стран // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2016. - № 1 (99). – С. 60-73
- Нагорный В.В. Национальная инновационная система и пути ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2012. – 33 с.
- Полушкина И.Н., Малявина И.Ю. Сущность инноваций и проблемы перехода к инновационной экономике в России // Вестн. Нижегородского ун-та им. Лобачевского. - 2015. - №2(2). – С. 50-62
- Заркович А.В. Национальная инновационная система и коммерческий успех инноваций. Инновационные тенденции: Россия и Европа // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/25892. (дата обращения: 22.08.2018).
- Национальный доклад об инновациях в России 2016. - URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/b6d/RVK_innovation_2016_v.pdf (дата обращения: 22.08.2018).
- Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах: портал. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/ structure/depSvod/doc20110531_04. (дата обращения: 22.08.2018).