Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические основы государственного управления инновационными процессами ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы государственного управления инновационными процессами
1.1. Роль государственного управления в реализации инвестиционной политики
2. Государственное управление инновационными процессами в России
2.1 Инновационная политика России
2.2. Перспективы реализации государственной инновационной политики
Несмотря на очевидный потенциал страны, роль России на мировом уровне в развитии инноваций оставляет желать лучшего. Длительная реабилитация страны после распада Советского Союза привела к отставанию в технологиях, нанесла удар по образованию. Дальнейшее бездействие обернётся полной потерей конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции. Одна из приоритетных задач новейшей экономики России – проведение эффективной инновационной политики. Этим вопросом Правительство страны озадачено не первый год. Результатом кропотливой работы сегодня в политике инноваций РФ выделяют стратегическую и тактическую стороны.
Стратегия Российской Федерации в области инноваций на ближайшие годы:
- внесение новейших технологических достижений в госструктуры и бюджетные организации;
- модернизация кадровой политики на примере зарубежного опыта;
- применение стимулирующих мер для развития бизнеса инноваций;
- признание места России в мировых разработках, создание кластеров инноваций.
Для реализации столь амбициозных планов определили конкретные тактические шаги:
- вовлечение частных капиталов и госфинансирование проектно-конструкторских разработок;
- обеспечение необходимыми материалами, оборудованием и информацией;
- подготовка кадров высокого уровня (внедрение профориентации в школах, открытие кружков и секций по роботизации и программированию и т. д.);
- создание условий, адаптированных под законодательство страны, для развития новаторства.
При выполнении программы «Инновационная Россия 2020» планируется задействовать как можно больше субъектов за счёт их регионального технологического развития. ФОТО При построении программы Правительство РФ опиралось на такие стратегии разработки инновационной политики, как стратегия «переноса» – заключается в импорте достижений передовых стран в области технологий с дальнейшим усовершенствованием и созданием собственного комплекса; стратегия «заимствования» – производство продукции, ранее изготовленной в других странах, с последующим созданием и развитием своей производственной базы; стратегия «наращивания» – использование собственного потенциала с привлечением зарубежных специалистов и комплексов.
Особенности развития инновационной политики России представлены в приложении 1.
Основными проблемами, вызывающими противоречие между потенциалом и низкими результатами, являются:
- Проблема стабилизации
- Проблема институциональности
- Проблема конкурентной среды
- Проблема управления [27].
В России до сих пор не разработан обособленный закон об инновационном развитии, основы государственной инновационной политики лишь косвенно в Федеральном законе от 23.081996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Реализованные политики 1998-2000, 2000-2002 и 2002-2010 годов показали свою неэффективность, заданные показатели не были достигнуты, что говорит о необходимости государственного регулирования проблемы. Безусловно, правительство уделяет внимание вопросу перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, но, используя меры, перенятые у развитых стран, не учитывает текущего положения дел в стране.
К примеру, инновационная политика 2002-2010 оказалось неэффективной в силу того, что не было развернуто конструктивное сотрудничество государства и научного сектора. Так же не было проведено агитации, способствующей укреплению в сознании общественности и бизнеса необходимости разработки собственных инноваций, их внедрения. Таким образом, российские компании, в основной массе, занимались «инновациями ради инноваций». В качестве положительных моментов проведенной политики можно отметить, что запущены целевые программы содействия вузам в областях НИОКР, поощрения инновационной деятельности в государственных компаниях, введены налоговые стимуляторы.
Факторы, которые препятствуют реализации всей мощи российского потенциала представлены на рис. 1
По мнению автора. ключевой проблемой российских инноваций является низкий спрос на инновации и его неэффективная структура — избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций.
Рисунок 1 – Факторы, которые препятствуют реализации всей мощи российского потенциала [33]
До настоящего времени Россия пользовалась преимущественно зарубежными «ноу-хау». Следует дать определения основным понятиям, применяемым в отношении передачи инноваций между странами.
Диффузия инноваций — процесс распространения «ноу-хау» в мировом сообществе. Данное понятие было впервые упомянуто в 1962 году американским социологом Эвверетом Роджерсом, который преподносил диффузию инноваций, как теорию, изучающую закономерности распространения (скорость, методы, причины) новшеств (технологи, идей/ знаний, продуктов) в различные культуры.
Основным двигателем диффузных процессов является трансферт инноваций. Под этим понятием подразумевается передача прав владения или пользования инновацией от одного рыночного субъекта к другому, которая осуществляется на законных основаниях и соблюдает авторские права. Трансферт инноваций, как правило, осуществляется на коммерческих основах (разработчик получает выгоду либо от продажи инновации, либо от ее коммерциализации), то есть происходит коммерциализация инноваций – экономически эффективная реализация «ноу-хау» в практике отрасли.
Следует так же различать такие понятия как «трансферт инноваций» и «спилловер инноваций». Если трансферт инноваций осуществляется между двумя заинтересованными сторонами на коммерческих и законных основах, то спилловер инноваций — процесс спонтанной односторонней диффузии научно-технических или иных полезных знаний, либо на основании безвозмездности (статьи, конференции), когда принимающая сторона изначально не заинтересована в получении информации, либо возмездности, но незаконности (промышленный шпионаж, бенчмаркинг и т.д.).
Следует определить, каким образом осуществляет трансферт и спилловер инноваций, осуществляемые между Россией и зарубежными
странами. Систему передачи технологий в Россию из-за рубежа можно представить поделенной на 3 основных уровня (рис.2)
Рисунок 2 – Система передачи технологий в Россию из-за рубежа [28]
К макроэкономическим проблемам формирования и реализации инвестиционной политики, относятся:
- законодательная стабильность, прежде всего – наличие спорных вопросов в нормативно-правовом обеспечении защиты прав собственности инвесторов;
- наличие четкой государственной стратегии по привлечению инвестиций;
- степень налогового и административного давления на объекты предпринимательства;
- уровень коррупции; стабильность работы финансовой системы страны; степень готовности предприятий осуществлять реальные эффективные инвестиции даже в конкурентоспособные инновационные проекты;
- степень развития фондового рынка; уровень платежеспособности в стране;
- доступ зарубежных инвесторов к информации относительно действующего законодательства, в сфере иностранного инвестирования.
2.2. Перспективы реализации государственной инновационной политики
В настоящее время Россия активизирует все резервы по стимулированию и развитию отечественной экономики. Одним из ключевых направлений экономической деятельности является развитие инвестиционной деятельности. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать все уровни и направления.
Регионы принимают в этом процессе самое живое участие. Они находятся в удалении от государственного основного бюджета и не могут рассчитывать на дополнительное финансирование от центра. Число растущих затрат не дает региону право сделать дополнительный запрос в случае необходимости. Поэтому, инвесторы для региона – основной источник дополнительного финансирования. Каждый регион старается для привлечения инвестиции сделать максимально возможные действия. Во многих регионах принимаются послабляющие юридические законы, которые побуждают инвестора к действию.
Особого внимания заслуживают регионы с дефицитным бюджетом. Они заслуживают максимального внимания со стороны инвесторов и государства. Их бюджет находится в дефиците, поэтому они готовы предоставить больше преимуществ инвесторам в отличие от уже развитых регионах.
В последние годы в России широко обсуждается круг экономических проблем, связанных с решением задачи перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, поскольку российская инновационная политика развития показала, что она ориентирована на результаты достижения зарубежных стран, а инновации рассматриваются в качестве конечной цели, не служат инструментом, средством для достижения цели. Для устранения всех вышеназванных проблем правительство разработало и утвердило стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 года, достижение основных целей которой предполагает:
- Выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (в том числе среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности — 30 тысяч долларов США в 2020 году и 40-50 тысяч долларов США в 2030 году);
- Обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность
- Обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий. Россия должна занимать значимое, не менее 10 процентов, место на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 4-6 и более позициям
- Укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры
- Реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков
- Превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы
- Формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
По прошествии трех лет реализации стратегии можно говорить о некоторых успехах в области инновационного развития страны. В 2014 году Россия заняла 49 место в списке «Глобальный индекс инноваций 2014» из 143 стран, что на 13 позиций выше, чем в предыдущем году.
Главным перспективой на современном этапе в исследуемой области можно считать государственную меру по созданию 32 технологических платформ в 2017-2018 годах, которые объединяют усилия в области разработок научных и образовательных учреждений, представителей всех типов бизнеса, общественных объединений. Всего в состав платформ вошли более 3000 организаций, заинтересованных в развитии следующих направлений:
- Медицинские и биотехнологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Фотоника
- Авиакосмические технологии
- Ядерные и радиационные технологии
- Энергетика
- Технологии транспорта
- Технологии металлургии и новые материалы
- Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка
- Электроника и технологии машиностроения
- Экологическое развитие
- Промышленные технологии
Изучив международный опыт организации национального проекта, обратимся теперь к России и посмотрим, как эти знания можно наиболее эффективно применить в нашей стране. Прямое копирование успешно сработавших в других странах механизмов, скорее всего, не воспроизведет их эффективности, поскольку мы тоже начинаем далеко не с чистого листа: у нас уже есть активно работающая организационная структура инновационной политики и накоплен немалый собственный опыт — как успешный, так и неудачный — внедрения соответствующих инициатив.
Обобщая вышеприведенные примеры из международной практики, мы видим два варианта организации проектного офиса инновационного развития в России:
1) в виде «облегченного проектного офиса» или организационной надстройки над уже существующими структурами и инициативами, то есть своего рода интегратора разрозненных проектов и их исполнителей, с одной стороны, и целей инновационного развития — с другой;
2) в виде «полномасштабного проектного офиса», разрабатывающего новый инновационный проект и обеспечивающего механизм его реализации и «интерфейсы» с существующими инициативами.
Первая опция — создание организационной надстройки над текущей системой, которая будет исполнять роль координатора для сквозной интеграции КПЭ и проектов. Создаваемая организационная единица — по сути «облегченный» проектный офис, чьей задачей является обеспечение достижения целей по десяти КПЭ «направлений главного удара» через контроль за реализацией уже существующих инициатив (в режиме «умного фильтра» — то есть беспристрастного и квалифицированного оценщика инициатив) и за точечной разработкой новых инициатив при необходимости.