Файл: Роль факторинга в кредитование юридических лиц(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, важным, хотя и не очевидным, преимуществом факторинга является соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Уплачивая более высокую ставку, поставщик получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска.

Во-первых, фактор-посредник берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию поставщика о ее состоянии, благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии поставщика.

Во-вторых, фактор-посредник может предоставлять поставщику независимую информацию о платежеспособности его дебиторов. Это позволяет поставщикам существенно оптимизировать свои отношения с дебиторами, снизить риски, связанные с управлением дебиторской задолженностью.

Главное ценовое преимущество этого инструмента заключается в том, что при факторинге имеет место 100%-ное целевое использование средств.

2.2. Тенденции развития рынка факторинга в России

Несколько лет стагнации вследствие общемирового экономического кризиса остались позади, рынок услуг факторинга восстановился и начал демонстрировать уверенные темпы роста. Среди причин позитивных изменений можно отметить увеличение доли государственного капитала в обеспечении сделок, а также популяризацию этого продукта в таких отраслях промышленности, как нефтегазовая, электроэнергетическая, машиностроительная и др. При этом интерес к факторингу проявляет все больше компаний, чья деятельность связана с отсрочкой платежа.

Эксперты отмечают, что все больше факторов готовы брать на себя кредитные риски и увеличивать объемы финансирования. Согласно сведениям Ассоциации факторинговых компаний России в первой половине 2018 года этот показатель увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассмотрим, какие предпосылки способствовали увеличению объема сделок и чего следует ожидать в 2019 году.

Рассмотрим тенденции развития российского рынка факторинга[16].

Увеличение масштабов использования продукта. Факторинг стали применять предприятия, ранее его не использовавшие. Как было сказано выше, это энергетическая и нефтегазовая отрасли, а также лесная и пищевая промышленности, сфера услуг, логистика, оптовая торговля. Укреплению этой тенденции способствует то, что факторинговые организации нередко идут на уступки новым клиентам и разрабатывают индивидуальные условия сотрудничества.


Развитие электронного документооборота. Эта тенденция прослеживается с 2018 года, когда факторинговые предприятия стали активно тестировать и внедрять новые технические решения, учитывающие специфику данной сферы деятельности. К началу 2019 года крупнейшие факторы подключили к специализированным электронным системам свыше 90% своих контрагентов. Статистика показала, что за прошедший 2018 год суммы сделок на этих площадках превысили отметку в 100 млрд рублей.

Развитие электронного документооборота. Эта тенденция прослеживается с 2018 года, когда факторинговые предприятия стали активно тестировать и внедрять новые технические решения, учитывающие специфику данной сферы деятельности. К началу 2019 года крупнейшие факторы подключили к специализированным электронным системам свыше 90% своих контрагентов. Статистика показала, что за прошедший 2018 год суммы сделок на этих площадках превысили отметку в 100 млрд рублей.

Рост сроков отсрочки платежа. Эта тенденция связана с благоприятной экономической ситуацией и стремлением игроков-факторов увеличить спрос на свои услуги. Вместе с тем этот же пункт является сдерживающим для компаний, которые только начинают сотрудничество и не готовы идти на риски, предоставляя друг другу подобные условия. Отсрочку платежа в основном применяют предприятия, которые успешно сотрудничали до привлечения фактора.

Систематизация рынка. Факторинг уже давно не ассоциируется с банковским кредитованием, это самостоятельный рынок, который предлагает уникальные финансовые продукты. Потребители эту разницу видят, понимают и начинают все активнее пользоваться новыми возможностями. Вместе с тем факторинг остается одним из наиболее дорогих видов беззалогового финансирования, преимущественно доступных крупному и среднему бизнесу.

Развитие на законодательном уровне. В 2017 году был принят ФЗ № 212 вместе с поправками к «факторинговой» главе 43 ГК РФ. Изменения вступили в силу в июне 2018 года, после чего понятия «факторинг», «договор факторинга» и «фактор» стали официальными. Благодаря этому стороны сделки могут детально определить в договоре свои права и обязанности, а дебитор не сможет избежать диалога с фактором.

В ближайшие 3-5 лет обозначенные тенденции должны привести к тому, что перечень клиентов факторинговых компаний значительно увеличится. С одной стороны, это обусловлено расширением сфер применения продукта, а с другой ― активной рекламой услуги беззалогового финансирования в регионах РФ. Развитие электронных технологий постепенно приведет к максимальной прозрачности всех этапов сотрудничества по договору факторинга. Также стоит отметить, что показатели роста этого рынка к концу 2019 года уже достигли докризисных значений. Все это позволяет утверждать, что факторинг постепенно станет абсолютно самостоятельной нишей, объединяющей компании, заинтересованные в заключении сделок с отсрочкой платежа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансирование сделок с помощью услуги факторинга является прогрессивным финансовым продуктом и служит практической альтернативой нецелевому кредитованию. Сегодня, в условиях очередного финансово- экономического кризиса юридическим лицам очень сложно получить банковский кредит, можно сказать, практически невозможно. Коммерческие банки либо не кредитуют вообще, а наоборот, чтобы обеспечить себе должную ликвидность вынуждают заемщиков погашать свои кредитные портфели, или кредитуют очень выборочно, отдавая предпочтение своим проверенным заемщикам или компаниям с идеальным финансовым состоянием.

Это происходит по ряду причин. Во-первых, ликвидность многих коммерческих банков оставляет желать лучшего. Во вторых кредиты - это высокорисковые операции, поэтому банки в качестве заемщиков хотят видеть компании с очень хорошей финансовой отчетностью, с высокой маржинальностью бизнеса и с ликвидным залогом, который покрывал бы сумму кредита в 3-4 раза. В условиях экономического кризиса практически нереально найти компанию, которая бы сочетала в себе все признаки идеального заемщика.

Как альтернативу банковскому кредиту можно рассмотреть факториг. В факторинговой операции принимают участие три стороны — фактор (банк, или факторинговые компании), поставщик и покупатель (дебитор), то есть — это операция по продаже дебиторской задолженности поставщиком фактору (банку). Кредит выдается на определенные цели, целевое использование кредитных средств четко отслеживается банком и при его несоблюдении банк применяет к заемщику штрафные санкции. При факториговом финансировании целевое использование не отслеживается.

Лимит финансирования при кредитовании определяется исходя из финансового состояния заемщика и предлагаемого обеспечения по кредиту, лимит финансирования при факторинге устанавливается исходя из истории поставок и платежей по контракту с дебитором. При кредитовании, к компании предъявляется требование по сроку существования предприятии (как минимум 2 года), при факторинге компания может быть создана недавно, главное, чтобы на момент обращения в банк у неё была история сотрудничества с дебитором. При кредитовании предъявляются требования к финансовому состоянию заемщика, при проведении факториговой операции анализируется финансовое состояние дебитора, т. е. даже убыточная компания может рассчитывать на факторигоговое финансирование, если финансовое состояние дебитора хорошее.


Приняв решение о факторинговом финансировании, банк финансирует задолженность, которая фактически уже есть, т. е. по тем поставкам, которые клиент уже произвел, а дебитор оприходовал конкретный товар. Клиент приносит в банк приходные накладные, оригинал которых остается в банке, а банк производит финансирование. При этом услуги факторинга - это краткосрочное финансирование, сроки финансирования равны срокам отсрочки по накладным, которые банк профинансировал.

Платность по факторингу, как правило, выше, чем по кредиту, поэтому для банков эта операция также как и для клиентов очень интересна. В условиях сегодняшней ситуации на кредитном рынке России, банковский факторинг может стать хорошей альтернативой обычному банковскому кредитованию как для клиентов, так и для банков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Ахмедалиев, С.М. Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа экономического роста / С.М. Ахмедалиев // Проблемы современной экономики. – 2017. – №3.
  3. Бабичев, С. Н. Факторинг / С.Н. Бабичев, А.А. Лабзенко, А.Ю. Подлеснова. - М.: Маркет ДС, 2015. - 208 c.
  4. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2015. - 303 c.
  5. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 560 c.
  6. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: Инфра-М, 2018. - 95 c.
  7. Глотова, И.И. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / И.И. Глотова. - РнД: Феникс, 2015. - 377 c.
  8. Деева, А.И. Финансы и кредит / А.И. Деева. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
  9. Зинкевич, А.Э. Финансы и кредит / А.Э. Зинкевич. - М.: Academia, 2017. - 100 c.
  10. Ивасенко, А. Г. Факторинг / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2017. - 224 c.
  11. Коротаева, Н.В. Меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса / Н.В. Коротаева, Е.А. Чеглова // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 1.
  12. Крюков, С.П. Миссия МСП Банка – финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства / С.П. Крюков // Деньги и кредит. – 2014. – № 4.
  13. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие / Е.И. Кузнецова. - М.: Юнити, 2017. - 56 c.
  14. Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: учебное пособие / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - 752 c.
  15. Новоселова, Л. А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг / Л.А. Новоселова. - М.: Статут, 2016. - 494 c.
  16. Орловский, К.А. Кредитование малого и среднего бизнеса как драйвер экономического роста России в современных условиях / К.А. Орловский // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 11.
  17. Петров, Д.В. Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. – 2018. – № 7.
  18. Позднышев, А.А. Оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России / А.А. Позднышев, О.В. Богатикова // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – № 1.
  19. Свиридов, О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / О.Ю. Свиридов. - М.: МарТ, 2015. - 480 c.
  20. Смешко, О.Г. Влияние кредитования на развитие малого и среднего бизнеса в России / О.Г. Смешко // Экономика и управление. – 2017. – № 2.
  21. Чернопятов, А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учеб. пособие / А.М. Чернопятнов. – М.: Винчера, 2018. – 95 с.