Файл: Роль факторинга в кредитование юридических лиц(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что факторинг, является одним из основных элементов эффективной финансовой политики. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий - необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса.

Факторинг - сравнительно новый, инновационный, не раскрытый для российского рынка финансовый инструмент, определяющий процесс социально-экономического роста и развития в целом. Развитие конкурентоспособности национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках невозможно без активации и внедрения новых экономических инструментов, в том числе факторинга, привлекательного для всех субъектов РФ и организаций в целом.

Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий. Уверенно и эффективно функционирующий малый и средний бизнес - это необходимая база для успешного экономического развития государства.

Целью исследования является проведение детального анализа такого финансового-экономического инструмента как факторинг, изучение его особенностей в Российской экономике.

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

  • определение сущности системы кредитования юридических лиц в России;
  • проведение обзора проблем и перспектив развития кредитования юридических лиц коммерческими банками России;
  • изучение преимуществ факторинга как вида банковского кредитования юридических лиц;
  • анализ тенденций развития рынка факторинга в России.

Предметом исследования является факторинг как система финансового и организационного обслуживания товарного кредита.

Объект исследования - деятельность отечественных коммерческих банков и факторинговых компаний по предоставлению факторинговых услуг.

Теоретическая и методологическая база исследования. Использованы работы современных отечественных и зарубежных специалистов, посвященные вопросам факторинговых операций в коммерческих банках, статьи экономической периодики по исследуемым вопросам.


Структура работы. Работа состоит из введении, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 42 страницы, 1 таблицу и 8 рисунков.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1. Система кредитования юридических лиц в России

Малый и средний бизнес нуждается в обеспечении дополнительными источниками финансирования на протяжении всего жизненного цикла своей деятельности, однако, спрос на финансирование не всегда удовлетворяется. Это обусловлено, прежде всего, присвоенной сегменту высокой степенью рискованности, сопряженной с вероятностью наступления дефолта. Исходя из этого, множество кредитных организаций ограничивают предложения для малого и среднего бизнеса путем введения дополнительных барьеров. В такой ситуации отдельной государственной поддержки зачастую бывает недостаточно, поэтому возникает потребность в формировании многоуровневой и многокомпонентной системы кредитования малого и среднего бизнеса, нуждающегося в дополнительных финансовых потоках извне.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 819) под кредитом или кредитным процессом понимается предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней. Определение понятия «система кредитования» несколько отличается среди отечественных учёных, однако, все сходятся во мнении, что система кредитования – это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих кредитный процесс[1].

В таблице 1 представлен ряд работ, в которых встречается определение понятия «система кредитования малого и среднего бизнеса», а также выделены основные ключевые слова определений, согласно которым можно произвести контент-анализ.

Таблица 1

Контент-анализ определения понятия «система кредитования малого и среднего бизнеса»


По проведенному контент-анализу понятия «система кредитования малого и среднего бизнеса» такие авторы, как И.С. Глебова, Л.И. Морозова и Т.М. Рыскина в организации процесса кредитования предлагают учитывать особенности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и выделяют необходимость модификации системы кредитования – учитывать всех участников системы кредитования и финансирования.

Основываясь на результатах контент-анализа, под системой кредитования малого и среднего бизнеса следует понимать совокупность взаимодействующих друг с другом с помощью специальных инструментов субъектов, целью которых является организация эффективного процесса кредитования малого и среднего бизнеса с учетом особенностей его функционирования. В связи с этим, разрозненные институты, оказывающие финансирование и кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, могут рассматриваться как система только в том случае, если между ними будут выстроены устойчивые связи взаимодействия.

Так, участниками системы кредитования малого и среднего бизнеса принято считать не только кредитные организации, предоставляющие кредит, но и другие институты, участвующие в процессе обеспечения развития субъектов малого и среднего бизнеса финансовыми потоками и кредитными ресурсами. К таким институтам следует отнести микрофинансовые организации, а также государство[2]. Оказывая стимулирующее воздействие и выполняя надзорную и регуляторную функции, государство сдерживает или увеличивает объем кредитования малого и среднего бизнеса кредитными и микрофинансовыми организациями. Кроме того, между государством, кредитными организациями и микрофинансовыми организациями выстроены устойчивые связи и инструменты взаимодействия, что позволяет отнести их к системе кредитования малого и среднего бизнеса (рисунок 1).

Примечание: МФО – микрофинансовые организации

Рисунок 1. Система кредитования малого и среднего бизнеса

Государство, помимо выполнения регулирующей функции, проявляющейся в форме утверждения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность малого и среднего бизнеса, а также программ по поддержке развития, разрабатывает ряд программ по финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Так, в России согласно статье 17 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» финансовая поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется в форме:


  • субсидий;
  • бюджетных инвестиций;
  • гарантий по обязательствам;
  • льготное кредитование.

Финансирование государством субъектов малого и среднего бизнеса в форме предоставления субсидий в основном осуществляется в рамках реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика. В соответствии с этой программой финансовые средства федерального бюджета распределяются по регионам, согласно их целевой направленности, на поддержание и развитие субъектов малого и среднего бизнеса. Реализация таких мероприятий происходит при условии софинансировании расходов из региональных бюджетов.

Другой формой оказания финансовой поддержки государством малому и среднему бизнесу является предоставление бюджетных инвестиций. Однако, стоит учитывать, что получение такой инвестиции влечет за собой возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала организации. Предоставление гарантий по обязательствам обеспечивает малому и среднему бизнесу доступ к кредитным и иным финансовым ресурсам[3]. Поэтому, Минэкономразвития России осуществляет ряд мероприятий по созданию и развитию фондов содействия кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса – гарантийные фонды, фонды поручительств и другие.

Помимо этого, внедрена трехуровневая модель предоставления гарантийной поддержки данным субъектам (рисунок 2).

.

Примечание: Lim – предел денежных средств, выделяемых в рамках гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса

Рисунок 2. Трёхуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки малому и среднему бизнесу

Ступенчатая целевая модель оказания гарантийной поддержки подразумевает, что за АО «Корпорации МСП» закреплена роль единого центра. АО «МСП Банк» – банк, учрежденный для оказания финансовой помощи малому и среднему бизнесу, оказывающий гарантийную поддержку данному сегменту, предоставляя им прямые гарантии, которые позволяют предпринимателям получить банковский кредит при недостаточности залогового обеспечения. Помимо этого, банк финансирует партнеров (коммерческие банки и организации инфраструктуры), которые, в свою очередь, оказывают финансовую поддержку малому и среднему бизнесу на условиях, установленных АО «МСП Банком», и разрабатывает индивидуальные программы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, например, специальные кредитные продукты для женщин-предпринимателей.


Последним уровнем ступенчатой модели гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса является региональные гарантийные фонды. Для осуществления своей деятельности фонды должны пройти аккредитацию в АО «Корпорация МСП». Региональные гарантийные фонды работают исключительно на территории того региона, где они созданы, и финансируются за счет бюджета субъектов или федерального бюджета.

Трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки упорядочивает и ускоряет процесс предоставления гарантий, а, следовательно, и процесс кредитования кредитными организациями малого и среднего бизнеса. Еще одной формой оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса со стороны государства является льготное кредитование[4]. Так, согласно программе «Шесть с половиной», разработанной АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России, малый и средний бизнес приоритетных отраслей кредитуется на сумму от 5 миллионов до 1 миллиарда рублей сроком на три года по следующим процентным ставкам: до 10,6 % годовых – малые предприятия; до 9,6 % годовых – средние предприятия. Такие процентные ставки значительно ниже тех, что предлагает рынок. Примечательно, что льготное кредитование осуществляется лишь в тех банках, которые участвуют в такой программе, а также не для всех отраслей деятельности бизнеса.

Государство выделяет субъекты малого и среднего бизнеса как одни из значимых для экономики страны, разрабатывает специальные программы по оказанию финансовой поддержки данного сегмента с помощью различных инструментов. Однако, как участник системы кредитования малого и среднего бизнеса, государство использует только два инструмента – это предоставление гарантий по обязательствам и льготное кредитование. Другим крупным участником в системе кредитования малого и среднего бизнеса является банковский сектор. Банковский сектор обеспечивает движение существенного денежного потока на развитие субъектов малого и среднего бизнеса как на общих условиях, так и в рамках ряда государственных программ по стимулированию и поддержанию данного сегмента.

Основным инструментом банка, обеспечивающим дополнительными источниками финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, является предоставление кредита. При кредитовании банками малого и среднего бизнеса, в связи с тем, что данный сегмент является небольшим по своим размерам и менее устойчивым по финансовому положению в сравнении с крупным, принято относить к рискованному сегменту. Обусловлено это, прежде всего, с ростом просроченной задолженности по выданным кредитам. Поэтому для того, чтобы в дальнейшем способствовать расширению участия небольших и региональных банков в рефинансировании портфелей выданных кредитов малому и среднему бизнесу, Банк России разработал и утвердил единые стандарты кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.