Файл: Роль факторинга в кредитование юридических лиц(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • фактор-посредник – факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;
  • клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактор-посредником;
  • покупатель товара.

Клиент уступает посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор-посредник по договору принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя денежные средства клиенту (поставщику) сразу после отгрузки товаров.

Существующие виды факторинговых операций могут быть классифицированы по различным признакам.

По страновой принадлежности поставщика и покупателя:

  • факторинг внутренний – поставщик и покупатель являются резидентами одной страны;
  • факторинг внешний (международный) – поставщик и покупатель являются резидентами разных стран.

По возможности обратного требования к поставщику:

  • факторинг с регрессом – с правом возврата фактор-посредником клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита;
  • факторинг без регресса – без права возврата неоплаченных счетов, в этом случае фактор-посредник риск неплатежа покупателя берет на себя.

По условию уведомления должника:

  • факторинг открытый – покупатель (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактор- посреднику;
  • факторинг закрытый – покупатель не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактор-посреднику, он ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа перечисляет соответствующую сумму фактор-посреднику для погашения кредита.

По форме финансирования:

  • предварительная оплата;
  • оплата требований к определенному сроку;
  • оплата на момент предоставления документов.

По видам переуступаемых долгов:

  • переуступка всех долгов по мере их появления;
  • переуступка выборочных долгов.

В зарубежных странах выделяют также факторинг с финансированием и без финансирования. При этом под последним понимают инкассирование фактор-посредником дебиторских счетов клиента: клиент банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактор-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре. С позиций действующего в Российской Федерации гражданского законодательства факторинг без финансирования выходит за рамки факторинговых операций и рассматривается как банковская услуга по инкассированию счетов дебиторов.


Согласно гражданскому законодательству в качестве финансового агента могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации. Фактор-посредник, как уже отмечалось, получает за свои услуги специальное вознаграждение, которое обычно составляет 0,75–3% стоимости сделки. Помимо вознаграждения он взимает с клиента процент по факторинговому кредиту, который рассчитывается с момента предоставления средств поставщику до срока поступления платежа за продукцию от покупателя. В мировой практике процент по факторинговому кредиту обычно на 1–2 процентных пункта выше учетной ставки.

Правовой основой взаимоотношений фактор-посредника с клиентом является договор,определяющий денежное требование: предмет уступки, вид факторинга, срок договора, наличие у фактор-посредника права регресса к клиенту, размер факторингового кредита и платы за его предоставление, обязательства посредника по оказанию клиенту дополнительных услуг, величину комиссионного вознаграждения посредника, право его на последующую уступку требования, другие права и обязанности сторон, гарантии выполнения принятых сторонами обязательств и материальная ответственность за их нарушение, порядок оформления документов и иные условия по усмотрению сторон.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа фактор-посредника по оценке рисков. Получив заявку поставщика, банк проводит ту же предварительную работу, как и при выдаче обычного кредита: комплексно оценивает кредитоспособность клиента, сферу его деятельности, виды выпускаемой продукции, возможности ее реализации на рынке, структуру и длительность дебиторской задолженности, но особое внимание уделяет оценке платежеспособности основных покупателей продукции, поскольку именно от них зависит окончательная оплата по факторинговой сделке. Ориентация па платежеспособность покупателей, а не самих клиентов обеспечивает преимущества факторинговых операций во взаимоотношениях с предприятиями малого бизнеса, не имеющими достаточного обеспечения и хорошей кредитной истории[13].

В договоре может предусматриваться как разовое кредитование клиента, так и обязательство фактор-посредника по кредитованию продаж клиента в течение определенного периода времени. В последнем случае устанавливается предельная сумма факторингового кредита.

Предметом договора может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (просроченная дебиторская задолженность), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (срочная задолженность). Операции по переуступке просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска и должны осуществляться только после получения фактор-посредником подтверждения о платежеспособности должника. Фактор-посреднику необходимо учитывать также длительность просроченной задолженности. Более высокий риск его должен компенсироваться повышением платы за кредит, которая обычно в 1,5–2 раза выше, чем при уступке срочной задолженности.


Современный факторинг рассматривается как комплекс финансовых услуг, оказываемых в обмен на уступку дебиторской задолженности. Западные фактор-компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги, полностью принимая на себя работу с покупателями по поручению клиентов: консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности; транспортное, складское, страховое, рекламное, юридическое и другое обеспечение. В этих условиях факторинг становится универсальной системой обслуживания клиентов (так называемый конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции.

Можно выделить четыре основные функции факторинга: финансирование, административное управление дебиторской задолженностью, оценка платежеспособности покупателей поставщика и страхование рисков.

Финансирование – это основная функция факторинга, с его помощью поставщик продукции получает денежные средства сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после ее осуществления или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

  • поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактор-посредника будут возмещены из платежей покупателей;
  • финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
  • финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Финансирование в рамках факторинга избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. В отличие от других форм залогового кредитования при факторинге денежные требования покупаются фактором-посредником, а не используются в качестве залога. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам клиента перешли к пей и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.


Административное управление дебиторской задолженностью позволяет поставщику избавиться от работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию своего клиента предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. В случае факторинга без регресса фактор-посредник берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для работы с проблемными долгами.

Оценка платежеспособности покупателей поставщика особенно важна в странах, где недостаточно развита инфраструктура кредитного рынка. В государствах, где сложилась развитая сеть кредитных бюро и рейтинговых агентств, эта функция факторинга является не самой востребованной. В странах с переходной экономикой сбор и обработка информации о платежной дисциплине компаний, а также оценка платежеспособности потенциальных покупателей поставщика, проводимые в рамках факторинга, восполняют недостаток таких служб.

Страхование рисков важно при поставке товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для выполнения обязательств перед его собственными поставщиками. В случае факторинга без регресса фактор-посредник принимает на себя кредитные риски поставщика по поставкам с отсрочкой платежа, поскольку не имеет права обратно переуступить денежное требование своему клиенту по поставке при ее неоплате покупателем по истечению определенного срока. Покрытие валютных рисков поставщика подразумевает возможность немедленного конвертирования денежных средств, полученных от фактор-посредника в качестве авансового платежа по поставке, под оплату валютного контракта. Процентные риски возникают у компаний, строящих свой бизнес на заемных и привлеченных оборотных средствах. При факторинге, как правило, фактор-посредник гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени. Ликвидные рискипредставляют собой риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат и пр. При факторинге поставщик получает средства от фактор-посредника практически в момент поставки, поэтому данные риски переносятся на последнего.


Основным преимуществом факторинга является то, что фактически это беззалоговый кредитный продукт, поэтому он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Фактор-посредника интересует не прошлое, а будущее поставщика, т.е. сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем. В этом заключается основное отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита определяется прошлыми доходами, выраженными в накопленном имуществе, которое может стать предметом залога, и благополучном финансовом состоянии заемщика[14].

Следующее преимущество факторинга заключается в том, что он представляет собой целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Факторинг позволяет предоставлять поставщикам отсрочку платежа, что служит одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности компании. На конкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственным конкурентным преимуществом.

Факторинг – крайне комфортный инструмент для бизнеса. Однако необходимо знать и обращать внимания на «подводные камни», которые встречаются при работе с уступкой финансовых требований.

Главные преимущества факторинга: факторинг позволяет быстро пополнить оборот, избежав тем самым кассовых разрывов. Поставщик может легко использовать полученные финансы в бизнесе, вовремя заплатить своим подрядчикам. И ему вовсе не обязательно следить за сроками погашения задолженности заказчиком. Ведь весь необходимый мониторинг фактор проводит самостоятельно.

Можно выделить топ-5 преимуществ факторинговых сделок[15]:

  1. Быстрое получение средств без залога, необходимости большого оборота и анализа кредитной истории.
  2. Минимальные ограничения для поставщиков при получении финансирования, т.к. деньги фактору перечисляет заказчик.
  3. Масштабирование бизнеса за счет непрерывности денежного обращения.
  4. Возможность свободно оформлять другие займы и кредиты для развития компании.
  5. Облегчение работы с задолженностью дебитора.

Теперь рассмотрим минусы классического факторинга, а также возможные способы их нивелирования:

  1. Необходимость предоставления большого количества бумажных документов и высокие трудозатраты на получение финансирования. Используйте современные решения, позволяющие оформить факторинг быстро и в дистанционном формате из любой точки мира по минимальному пакету документов.
  2. Риски факторинга с регрессом – здесь поставщик отвечает за добросовестность покупателя. При оформлении факторинга с регрессом выбирайте надежных дебиторов.
  3. Ограничения на объем финансирования (лимиты на поставщиков/дебиторов), которые существуют у всех факторов. Используйте факторинговые платформы с большим количеством факторов, чтобы, в случае исчерпания лимита у одной финансирующей организации, была возможность обратиться к другому фактору.
  4. Низкая выгода финансирования с небольшим первым переводом. Трезво оценивайте финансовый результат использования факторинга и выбирайте факторинговые компании, у которых первый платеж превышает 80%.