Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2. Понятие функционального состояния
1.3. Функциональное состояние человека в экстремальных условиях
1.4. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию но следующим признакам:
• по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
• временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;
• состояния, возникающие периодически по ходу работы: фазы работоспособности – вырабатываемые, устойчивой работоспособности, утомление; состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;
• по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
• по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка) – зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
• по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;
• по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.
1.3. Функциональное состояние человека в экстремальных условиях
Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение теряет пластичность, характерную для него в нейтральной среде. Сложные, скоординированные движения особенно пострадали. Напротив, стереотипные, стереотипные движения часто могут происходить быстрее и даже приобретать склонность к автоматизму (но только до определенного уровня активации тела).
Одним из типичных показателей изменчивости поведения человека в таких условиях является большой разброс данных, полученных при исследовании сенсорных и моторных функций, например, времени реакции. Этот факт имеет большое диагностическое значение для различения состояний усталости и напряжения. Для усталости характерно увеличение среднего значения времени реакции, для напряжения - его изменчивость, то есть дисперсия. В этом случае бывают как сверхбыстрые, импульсивные реакции, так и сильно подавленные. Имеются данные о том, что в этих условиях точность оценки временных интервалов уменьшается. В целом наиболее распространенной характеристикой поведения в экстремальных условиях является нарушение структуры сложной деятельности, которая в обычных условиях протекает согласованно.
На психологическом уровне негативные явления, наблюдаемые в экстремальных условиях, выражаются в общей дезорганизации поведения, угнетении предыдущих навыков (чем сильнее, тем сложнее действие), неадекватных реакциях на внезапные неожиданные раздражители, снижении работоспособности, трудностях в распределении и переключении. внимание, сужение его объема, ошибки восприятия, сбои памяти, появление ненужных, неоправданных и импульсивных действий, в смысле растерянности и неспособности сконцентрироваться на выполненных действиях и, легкая отвлекаемость, снижение психоустойчивости, снижение продуктивности умственных операций и др[6].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что способность действовать без напряжения или, наоборот, предрасположенность к нему в условиях экстремальных (психогенных) факторов определяется уровнем соответственно высокой или низкой эмоциональной устойчивости, которая является наиболее важной личностной характеристикой в таких условиях.
В экстремальных условиях происходят и своеобразные изменения в мышечно-двигательной системе человека. Они проявляются в нарушениях моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, треморе, нарушенной координации движений. Общее мышечное напряжение сказывается в зажимах рукояток управления, в скованности поз и движений, т. е. в нарушении точности дозировки прилагаемых усилий. В некоторых случаях человек не застрахован и от явлений мышечной слабости («ватные» мышцы). Другим, более тонким показателем мышечного напряжения является увеличение электрической активности мышц. Оно фиксируется с помощью записи электромиограммы (ЭМГ). Запись ЭМГ ведется обычно с неработающих мышц, обнаруживающих тем большую активность, чем выше напряженность человека. Наиболее значимыми для состояния стресса являются потенциалы, отводимые от лестничных мышц шеи, лба и мышц предплечья. В некоторых случаях уровень напряженности сопровождается увеличением суммарной электрической активности мышц[7].
В экстремальных условиях происходят и определенные сдвиги в вегетативной системе человека. Одним из самых простых и надежных показателей напряженности является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по частоте пульса. Установлено, что при ярко выраженной напряженности ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Существенно увеличивается и ее вариативность. Тонким индикатором уровня напряженности являются характеристики дыхания. В эмоционально значимых, напряженных ситуациях частота дыхания увеличивается с 20 до 50-60 колебаний в минуту, превышая исходные данные в 2,5-3 раза. Учащение дыхания сопровождается обычно уменьшением его глубины, а также увеличением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Подобно показателям пульса и дыхания хорошо отражает динамику напряженных состояний и кровяное давление - оно повышается с 90 до 180-190 мм рт. ст. Рассмотренные вегетативные сдвиги часто наблюдаются не только во время действия экстремальных факторов, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, повышенном внимании и т.п. Проявлением вегетативных сдвигов, вызванных состоянием напряженности (особенно эмоциональной), является кожно-гальваническая реакция (КГР). Она представляет отличительный показатель состояния ВНД, так или иначе связанный с процессами внимания, настороженности и высокой активности любого происхождения. В этих ситуациях наблюдается увеличение числа спонтанных колебаний и уменьшение электрического сопротивления кожи. В последнее время вместо термина КРГ все чаще используется термин электрическая активность кожи (ЭАК).
При оценке состояния напряженности большое значение имеют также и электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели. При их изучении обнаружена активация в этом состоянии медленных ритмов (гета-ритма или ритма напряжения) в сочетании с увеличением высокочастотной активности ЭЭГ (бета-ритма). Именно их одновременная активация является наиболее характерным ЭЭГ показателем стресса[8].
При стрессе происходят и определенные биохимические сдвиги в организме, например, увеличение лейкоцитов в крови, аскорбиновой кислоты и 17-кортикостероидов в моче. Однако эти показатели в наибольшей степени применимы для характеристики длительных стрессовых состояний, поскольку биохимические реакции характеризуются довольно высокой инерционностью. Для повышения надежности оценки рекомендуется применение полиэффекторного метода, предполагающего одновременный анализ определенной группы показателей[9].
1.4. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Психометрические методики. Для диагностики состояний может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик началось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона – Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов.
К типичным психометрическим процедурам следует также отнести тесты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различных модальностях, определение критической частоты мельканий (КЧСМ), анализ динамики последовательных образов. Однако наблюдаемым сдвигам этих психологических показателей чаще всего дается физиологическая интерпретация, и они ошибочно относятся к другой категории методов. Так физиологической нередко считается одна из самых распространенных методик оценки утомления – КЧСМ [4].
Изменение функционального состояния сенсорных систем проявляется, прежде всего, в изменениях чувствительности. Динамика порогов чувствительности наблюдается под влиянием различных факторов. Разнообразные физико-химические факторы окружающей среды, продолжительность активности, разная интенсивность нагрузок и т. д. Оказывают существенное влияние на эти величины.
Другой группой психометрических методов, которые не всегда четко отличаются от физиологических, является анализ динамики различных проявлений физической активности человека.
Традиционными поведенческими приемами диагностики являются различные варианты степ-теста и теппинг-теста. Наиболее обширной является группа методик определения времени реакции при выполнении различных сенсомоторных задач.
В практике использования психометрических методов есть два серьезных недостатка:
1. задачи, за выполнение которых они судят о функциональном состоянии, как правило, имеют мало общего с действиями, фактически выполняемыми человеком. Несоответствие между используемыми тестами и содержанием трудовой деятельности во многих случаях приводит к сбоям в тестировании функционального состояния;
2. используя такие методики, можно оценить только внешнюю эффективность анализируемой функции и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.
Методики субъективной оценки. Перспектива использования субъективных методов в диагностических целях объясняется разнообразными проявлениями симптомов различных состояний внутренней жизни человека - от комплекса знакомых всем ощущений усталости до специфических изменений в собственной привязанности, которые происходят в необычных условиях[10].
Опросники. Эта группа методов направлена на выявление качественно разнообразных переживаний состояния, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Выделенные симптомы входят в состав опросника в виде развернутых словесных формулировок, имеющих вопросную или утвердительную формы. Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставится главной целью подобных исследований. Характеристика состояния человека строится на основе общего числа отмеченных симптомов и анализе из качественного своеобразия. Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом включенных в их состав признаков и способами группировки. Объем опросника может варьировать от нескольких признаков до нескольких десятков или даже сотен. Общей тенденцией при разработке современных опросников является стремление к ограничению списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового испытания и простоты количественной обработки. В то же время это предполагает включение в состав списка наиболее важных, «ключевых» признаков.
Одно из главных методических затруднений, возникающих при использовании опросников диагностических целях, - отсутствие адекватных приемов количественной оценки получаемых результатов. Суммарная оценка общего числа отмеченных симптомов – слишком грубый показатель, особенно если при этом не учитывается сравнительная значимость присутствия того или иного признака. Кроме того, в опросниках обычно определяется степень выраженности каждого симптома. Эти недостатки частично преодолеваются с помощью методик субъективного шкалирования состояния.
Методики субъективного шкалирования состояния. Эта группа методик предназначена для более тонкой оценки состояния. Испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максимально сжата. Они представлены, как правило, либо парой полярных признаков («устал – не устал», «бодрый - вялый»), либо отдельным коротким утверждением («устал», «слабость», «отдохнувший»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симптома, соотнося интенсивность внутреннего переживания с заданной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления симптома выделяют биполярные, моно- или униполярные шкалы. По сути дела, в большинстве случаев эти методики являются модификациями широко используемого в психологии метода семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Серьезной проблемой является поиск оптимальных способов конструирования самих оценочных шкал. При этом в первую очередь возникает вопрос о размерности шкал, их форме и способах работы с ними. Обычно применяются шкалы, имеющие пять, семь или девять градаций. Достаточно широко распространены неградуированные шкалы – так называемые «зрительные аналоги оценочных шкал» - и графические шкалы. В этом случае испытуемым предлагаются графические отрезки прямых заданного размера, на которых они отмечают расстояние, субъективно соответствующее интенсивности шкалируемого переживания.
Одним из типичных примеров методики субъективного шкалирования является тест дифференцированной самооценки утомления, предложенный В.А. Доскиным и соавторами, более известный как САН. Он основывается на предварительном выявлении основных компонентов функционального состояния. Авторы полагают, что оно всесторонне характеризуется с помощью трех категорий признаков: самочувствия, активности и настроения (сокращенно - САН). В оригинальном варианте теста каждая из них представлена десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом подчеркивается, что диагностика состояния основывается не только на абсолютных оценках каждой из категорий, которые снижаются при утомлении, но и на показателях их соотношения. У отдохнувшего человека все три категории признаков оцениваются близкими цифрами. По мере нарастания утомления растет их дивергенция за счет большего снижения показателей самочувствия и активности по сравнению с субъективной оценкой настроения. Такая информация оказывается полезной для более тонкой дифференциации состояний.