Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Исследования соотношения регуляторных систем в триаде «деятельность – физиологическое состояние - личность» относятся к числу наиболее актуальных и перспективных направлений современной психологии труда и инженерной психологии. Потребности человеческой практики, задачи повышения надежности и производительности человеческой деятельности в сфере труда, особенно в связи с разработкой потенциально опасных технологий, усложнением профессиональной деятельности в экстремальных условиях и ростом стрессовых воздействий, когда физиологическое состояние субъекта труда выступает важнейшим условием эффективности его деятельности, требует активного развития этой проблемы.

Экстремальная ситуация для человека как проблемы заключается, прежде всего, в адаптации к ее условиям. Это может быть определено как внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая жизни, здоровью, личной неприкосновенности, благополучию.

Объектом исследования являются психологические аспекты деятельности.

Предмет – психологические аспекты деятельности человека в экстремальных условиях.

Цель данной работы – рассмотреть особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие психических состояний в психологии.

2. Дать определение понятию функционального состояния.

3. Рассмотреть функциональное состояние человека в экстремальных условиях.

4. Охарактеризовать методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности.

5. Провести эмпирическое исследование особенностей функционального состояния спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта.

1. Теоретические аспекты особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности


1.1. Понятие психических состояний в психологии

Психические состояния являются интегрированным отражением воздействия на субъекта как внутренних, так и внешних раздражителей без четкого понимания содержания их предмета (бодрости, усталости, апатии, депрессии, эйфории, скуки и т. д.).

Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.

Согласно определению Левитова, психическое состояние является неотъемлемой характеристикой психической деятельности за определенный период времени, показывая уникальность хода психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений реальности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психика человека очень подвижна, динамична. Поведение человека в любой период времени зависит от того, какие особенности психических процессов и психических свойств человека проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего человека, трезвый - от пьяного, счастливый - от несчастного. Психическое состояние - это именно то, что характеризует психику человека в определенный период времени.

В то же время психические состояния, в которых может находиться человек, безусловно, влияют на его характеристики, такие как психические процессы и психические свойства, т. е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. Психические состояния влияют на ход психических процессов, и повторение часто, приобретая стабильность, может стать достоянием личности.

В то же время современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристик психологии личности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, который характерен для него в каждый момент времени.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, которая влияет на деятельность человека в процессе его деятельности - усталость, бодрость, депрессия, эйфория, апатия. Кроме того, особенно различаются состояния сознания, которые определяются в основном уровнем бодрствования: сон, бодрствование, гипноз, сон.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей, находящихся в состоянии стресса в экстремальных ситуациях (при необходимости, принятии неотложных решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в критических ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т. д.)[1].


На основании приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

Целостность. Это свойство проявляется в том, что государства выражают взаимосвязь всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом за определенный период времени.

Мобильность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в изменении этапов курса: начало, развитие, завершение.

Относительная стабильность. Динамика психических состояний выражена в значительно меньшей степени, чем динамика психических процессов (когнитивных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д[2].

Психические состояния подразделяются на ситуативные и устойчивые. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются нами на:

1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;

2) мотивационные — стартовые состояния психической активности;

3) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

4) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

1) оптимальные и кризисные ее состояния;

2) пограничные состояния (неврозы, астении, акцентуации, психопатии, умственная отсталость);

3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий головного мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем и, в конечном счете, с характеристики психической саморегуляции личности.

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому структура психологических состояний включает в себя множество разнообразных компонентов:

- на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериального давления и т.д .;

- в эмоциональной сфере проявляется в положительном или отрицательном опыте;

- в двигательной сфере обнаруживаются ритм дыхания, изменения мимики, громкости голоса и частоты речи;

- в познавательной сфере определяется тот или иной уровень логического мышления, точность прогноза предстоящих событий, способность контролировать состояние организма и т. д .;


- на коммуникативном уровне определенное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и действовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

- на уровне поведения от этого зависят точность, правильность выполненных действий, их соответствие текущим потребностям и т. д[3].

1.2. Понятие функционального состояния

Понятие «функциональное состояние» широко используется в психологии и физиологии, но его определение вызывает определенные трудности как у психологов, так и у физиологов. Это связано, прежде всего, с разнообразием подходов и изучением разных уровней функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический уровень, третие - оба одновременно.

Некоторые ученые понимают состояние тонуса нервной системы - уровень активности - пассивность нервно-психической активности, фон, на котором происходит деятельность человека, в том числе и психическая. Так, например, В.Н. Мясищев считал, что у состояния есть общий функциональный уровень (тонус), против которого развивается процесс. При таком подходе речь идет о разных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон - бодрствование, возбуждение - торможение.

Физиологи чаще используют термин «функциональные состояния», а психологи используют термин «психические состояния». В то же время, если рассматривать состояние человека, а не отдельные функциональные системы его организма, то получается, что в любом функциональном состоянии есть психическое, а в любом психическом - физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не идентичны, хотя они тесно взаимосвязаны.

Функциональное состояние - это целостный набор характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно определяют выполнение какой-либо деятельности. Физическое и психическое состояние человека, успех его работы, тренировки, творчества (Н. Н. Данилова) зависят от функционального состояния организма.

Существует два подхода к проблеме функционального состояния:

- психологический подход, согласно которому показателем функционального состояния является эффективность деятельности;

- физиологический подход, согласно которому функциональное состояние отражает изменение уровня активности нервной системы (артериальное давление, частота и глубина дыхания, частота сердечных сокращений, изменения на ЭЭГ)[4].


Особое место в исследовании функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Существует шесть групп явлений, которые регулируют функциональные состояния.

1. Прежде всего, это мотивация, поэтому и выполняется конкретная деятельность. Энтузиазм к работе, стремление к успеху, престижные достижения, интерес к вознаграждению, чувство долга, преданность делу, помощь - наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайному интересу к выполнению задачи, и наоборот, их отсутствие приводит к формальное отношение к делу. Чем интенсивнее мотивы, чем значительнее, тем выше уровень функционального состояния. Следовательно, оригинальность качества и уровень функционального состояния, на котором будет осуществляться конкретная деятельность, зависят от направления и интенсивности мотивов.

2. Другим важным регулятором функционального состояния является содержание труда. Само трудовое задание содержит определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения задач, автоматизации действий, ответственности за результат, использования физической силы или интеллекта и т. д. Наконец, способ, которым задача выполняется субъектом, также важен для регулирования функционального состояния.

3. Другая группа регуляторов функционального состояния включает в себя величину сенсорной нагрузки, которая может варьироваться от сенсорной перенасыщенности, перегрузки до сенсорной депривации с крайним отсутствием сенсорных воздействий. Под сенсорной нагрузкой понимаются как эффекты сенсорной среды, опосредованные ее значимостью, так и те эффекты, которые непосредственно связаны с выполняемой деятельностью.

4. Первостепенное значение для развития функционального состояния имеет его начальный фоновый уровень, который сохраняет след предыдущей активности субъекта.

5. Специфика и уровень функционального состояния существенно зависят от индивидуальных особенностей субъекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на людей с сильной и слабой нервной системой. Лица, принадлежащие к сильному типу, проявляют меньшую устойчивость к монотонности и, перед слабым, показывают снижение уровня активации нервной системы (Н.Н. Данилова).

6. Кроме того, можно выделить группу регуляторов функционального состояния, которые не являются естественными: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм[5].