Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2. Понятие функционального состояния
1.3. Функциональное состояние человека в экстремальных условиях
1.4. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Основная линия развития методик субъективной оценки связана с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании современного математического аппарата и обращения к данным, накопленным в традиционных областях использования шкалирования – субъективной психофизике и психометрике. Однако методическое совершенствование процедур разработки субъективных тестов не снимает принципиальной односторонности получаемой с их помощью информации – оценки состояния с точки зрения самого субъекта. Ее достоверность должна подкрепляться собираемыми параллельно объективными данными[11].
Таким образом, в первой главе мы выяснили, что:
- психические состояния являются интегрированным отражением воздействия на субъекта как внутренних, так и внешних раздражителей без четкого понимания содержания их предмета (бодрости, усталости, апатии, депрессии, эйфории, скуки и т. д.);
- функциональное состояние - это целостный набор характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно определяют выполнение какой-либо деятельности.
- отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости, поведение теряет пластичность, одним из типичных показателей изменчивости поведения человека в таких условиях является большой разброс данных, полученных при исследовании сенсорных и моторных функций, например, времени реакции.
- среди методов и методик изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности выделяют: психометрические методики, методики субъективной оценки, опросники, методики субъективного шкалирования состояния.
2. Эмпирическое исследование особенностей функционального состояния спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта
2.1. Организация и методы исследования
Изучение психологических характеристик у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, сегодня весьма актуально и представляет значительный интерес для исследований в области психологии.
Новый словарь иностранных слов определяет концепцию экстремального спорта как наиболее сложного и опасного вида спорта, в котором спортсмен находится в экстремальных условиях, требующих виртуозного мастерства. Поэтому экстремальный спорт - это высший вид спорта или необычный по сложности и риску[12].
Человек, который подвергает себя риску, оценивается положительно, потому что его считают смелым, изобретательным, способным и умным. Поэтому тот, кто рискует, растет статус и престиж в обществе.
Такие психологические характеристики, как устойчивость, ответственность, волевое самоконтроль, самоконтроль и импульсивность, представляют собой совокупность таких качеств спортсмена, которые определяют его физическую активность, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее благоприятные условия в борьбе с опасностью.
Знание психологических особенностей спортсменов дает возможность определить правильность выбора вида спорта, в том числе экстремального, эффективность тренировочного процесса и добиться значительных результатов. Поэтому проблема исследования связана с необходимостью изучения устойчивости, ответственности и саморегуляции в сложных видах деятельности, в том числе в спорте[13].
Объектом исследования является саморегуляция личности.
Предметом исследования являются жизнеспособность, ответственность, волевое самоконтроль, самоконтроль, импульсивность как составляющие саморегуляции.
Цель исследования:
Изучить особенности устойчивости, ответственности, волевого субъективного самоконтроля, самоконтроля, импульсивности у лиц, занимающихся экстремальными видами спорта.
Научно-исследовательские задачи:
1. Определить уровень устойчивости у спортсменов - экстремалов и людей, не занимающихся спортом.
2. Диагностировать уровень ответственного поведения среди спортсменов - спортсменов-экстремалов и людей, не занимающихся спортом.
3. Изучить уровень волевого самоконтроля у спортсменов - спортсменов-экстремалов и людей, не занимающихся спортом.
4. Определите уровень самоконтроля среди спортсменов - спортсменов-экстремалов и людей, не занимающихся спортом.
5. Определить уровень импульсивности у спортсменов - экстремалов и людей, не занимающихся спортом.
Исследовательские гипотезы:
Теоретическая гипотеза - лица, занимающиеся экстремальными видами спорта, имеют признаки выраженности жизненных сил, ответственного поведения и саморегуляции.
Эмпирическая гипотеза заключается в том, что люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, имеют более высокие показатели жизненной силы, волевого самоконтроля, самоконтроля, ответственности и более низкие показатели импульсивности по сравнению с людьми, которые не занимаются спортом.
В исследование приняли участие 50 человек: 25 человек - юноши и девушки в возрасте 17 - 24 лет, занимающиеся экстремальными видами спорта в России (BMX – race, мотокросс, сноубординг) и 25 человек – юноши и девушки в возрасте 17 - 24 лет, не занимающиеся спортом. Таким образом, получилось две независимые между собой группы.
Основным методом сбора данных является тестирование. В состав анкеты вошли следующие методики:
- Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А., разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Тест состоит из 45 вопросов, испытуемому необходимо ответить на 4-х бальную систему ответов («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»).
- «Текст опросника "Ответственное поведение" Л.И. Дементий».
Цель методики: получение более полной картины феноменологии ответственного поведения.
Опросник включает в себя 31 утверждение, входящие в состав восьми шкал: «Отношение к трудностям», «Предвидение результатов деятельности», «Осуществление намерений», «Отношение к новым обязанностям», «Отношение к обещаниям», «Отношение к тому, за что человек должен нести ответственность», «Влияние поступков на других людей», «Эмоциональное отношение». Каждое утверждение оценивается по семибалльной шкале. В процессе обработки шкалы были разделены на прямые, обратные и нейтральные, то есть были шкалы, характеризующие ответственное поведение, шкалы, характеризующие «безответственное» поведение, и промежуточные шкалы.
- Тест – опросник волевого самоконтроля (ВСК) – Е.В. Эйдман.
Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Испытуемый имеет два варианта ответа, либо «да», либо «нет». Опросник направлен на обобщенную оценку уровня волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.
- Тест самоконтроля (Brief Self – Control Scale) – Р. Баумайстер (в адаптации Дементий Л.И., Купченко В.Е.).
Тест состоит из 36 утверждений. Испытуемому необходимо оценить, насколько каждое из предложенных утверждений про него, используя 5-и бальную шкалу («точно не про меня», «скорее не про меня», «затрудняюсь определить», «скорее про меня», «точно про меня»). В процессе обработки шкалы были разделены на прямые и обратные пункты. Тест направлен на обобщенную оценку уровня самоконтроля. Умение контролировать себя — важный фактор, помогающий человеку развиваться и достигать поставленных целей, это ключ к успеху в личной и общественной жизни.
- Методика на импульсивность (BIS) – С. Баррат (проводится адаптация под рук. Дементий Л.И.).
Цель: измерение импульсивности.
Методика, состоящая из 30 пунктов, входящие в состав трех субшкал («импульсивное непланирование», «двигательная импульсивность», «импульсивность внимания») оценивает импульсивность как черту, независимую от тревоги. В процессе обработки субшкалы были разделены на прямые и обратные пункты.
Импульсивное непланирование - отражает ориентацию на настоящее и отсутствие представления о будущем.
Двигательная импульсивность - данная субшкала характеризует действия человека под влиянием момента.
Импульсивность внимания - субшкала отражает импульсивность внимания при решении задачи.
BIS была первоначально разработана в конце 1950-х годов и почти четыре десятилетия дорабатывалась. На сегодняшний день BIS пересмотрен в одиннадцатый раз.
Для обработки полученных данных применялись следующие статистические методы:
- Описательные статистики – позволяют вычислять различные показатели, характеризующие распределение значений переменной.
- Критерий Колмогорова – Смирнова.
С помощью этого метода осуществлялась проверка соответствия распределения данных нормальному, в связи с использованием непараметрического метода обработки данных.
3. U-критерий Манна-Уитни – позволяет сравнивать две независимые выборки по уровню выраженности признака.
2.2. Результаты исследования
Первой задачей нашей работы является выявить уровень жизнестойкости у спортсменов экстремалов и у людей, не занимающихся спортом. Для этого мы использовали данные, полученные с помощью теста жизнестойкости Сальватора Мадди.
Эмпирические данные представлены на рис. 1 и рис. 2.
Рисунок 1 - Уровни жизнестойкости
Рисунок 2 - Среднее значение компонентов жизнестойкости
В результате полученных данных мы видим, что уровень жизнестойкости и его компонентов (вовлеченности, контроля и принятие риска) у спортсменов-экстремалов выше, чем у людей, не занимающихся спортом.
Таблица 1
Значимость различий жизнестойкости и ее компонентов в двух выборках (у спортсменов-экстремалов и у людей, не занимающихся спортом)
Переменная |
Значение U-критерия Манна-Уитни |
Принятие риска |
222 |
Контроль |
145* |
Вовлеченность |
107,5* |
Жизнестойкость |
143* |
Примечание: - значимых различий нет р > 0,05;
* - значимые различия при р ≤ 0,001.
Согласно полученным данным выборки имеют значимые различия, при р≤0,001 по переменным: жизнестойкость, вовлеченность, контроль. Выборки не имеют значимых различий, по переменной – принятие риска.
У спортсменов-экстремалов уровень жизнестойкости и его компонентов (вовлеченность и контроль) выше, чем у людей, не занимающихся спортом, так как экстремалы оценивают свою деятельность как привлекательную; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды, общительны.Высокий уровень жизнестойкости у тех, кто получает социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи.
Так же хочется отметить следующее. У спортсменов – экстремалов и у людей, не занимающихся спортом значимых различий по компоненту – принятие риска, нет. Это может говорить нам о том, что каждый человек принимает рискованное решение для достижения своей цели. Однако анализ средних значений по шкале «принятие риска» позволяет говорить о различиях на уровне тенденции.
Второй задачей нашей работы является выявить уровень ответственного поведения у спортсменов-экстремалов и у людей, не занимающихся спортом. Для этого мы использовали данные, полученные с помощью теста – опросника «Ответственное поведение» Дементий Л.И.
Эмпирические данные представлены на рис. 3 и рис. 4.