Файл: История развития менеджмента (История развития менеджмента в мире).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем самым схоластичность и догматичность отечественной общественной науки нашли мощное подтверждение именно в игнорировании учение о двойственной природе труда и формировании на этой основе механизма организации целесообразной трудовой деятельности персонала на социальных объектах. [2]

Плановая система хозяйствования в советском социализме не смогла сделать полезной конкретный труд работников органов власти, а абстрактный труд - рациональной, так же, как и на подавляющем большинстве предприятий экономического базиса страны. Плановой экономике не удалось сформировать в управленческой науке правила точности, пунктуальности, способности к управлению своим временем и временем подчиненных, а также создать механизмы противодействия субъективной авральности, стихийности, кампанейщина, что и стало основной причиной кризиса управления. [3]

В так же период, в отличие от СССР, ведущие развитые страны мира выделили менеджмент как отдельную науку, понимая масштаб ее применения в различных сферах деятельности человека. Поэтому менеджмент, объектом которого является исключительно трудовая деятельность индивида и коллектива, а предметом - организования целесообразной трудовой деятельности, стал главным источником - инструментом богатства экономически развитых стран [1].

С развитием рыночных отношений в экономике России менеджмента уделяется значительное внимание. При формировании модели менеджмента постсоветских стран, возникла необходимость в создании национальной системы управления на основе анализа наиболее успешных моделей менеджмента с целью заимствования наиболее приемлемых форм для российской экономики.

Среди мировых управленческих моделей наибольшей популярностью пользуется американская модель (англо-американская), которая сформировалась еще в конце 19 века. Сегодня в большинстве стран происходит процесс творческого осмысления и адаптации американского менеджмента к национальным особенностям, на этой основе возникают регионально-национальные модели менеджмента. Американская модель основывается на жесткой организации системы управления организацией при внешней демократичности. В ее основе лежит машино-конвейерная, электронно-формализованная система управления производственным сектором, может пригодиться любой экономической системе. Базой организационной структуры американской корпорации стала система децентрализованного управления производственным процессом, создания более разветвленных и сложных организационных структур. Для российской модели считаем необходимым заимствовать из американской модели формирования жесткой организации с выделением полномочий и обязанности »связей каждого звена организационной системы. Кроме этого необходимо первоначальное убеждение работников в том, что успех экономики зависит от различных факторов, влияющих на экономические объекты. Поэтому, необходимо формирование стратегии развития национальной экономики, которая должна включать в себя непрерывный рост экономических показателей и углубление специализации производства, а проведение контроля по всем отраслям национальной экономики будет иметь большое общественное значение [7].


Наиболее эффективной в мире считается японская модель, основанная на коллективизме, использует все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Большую роль играет воспитание у работников чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда при принятии другой позиции. В японском обществе существует минимальное расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. В отличие от ведущих моделей, японская модель характеризуется своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы, а основной целью организации - повышение эффективности работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников [13].

В европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Из истории развития и внедрения японской модели известно, что она формировалась под влиянием 4 факторов:

  1. усвоение зарубежного опыта в области управления и организации производства
  2. постепенное хранения национальных традиций
  3. особенности японского характера: трудолюбие, сдержанность, дипломатичность и восприятия нового
  4. духовное развитие личности. [4]

Введение всех этих факторов в российскую модель управления дало бы значительно большие результаты. Все эти позиции важны для любой экономической системы: внедрение новейших технологий в промышленный сектор может привести к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, при этом сохраняя конкурентоспособность товаров и услуг.

Каждая модель экономики и менеджмента основывается на собственных традициях своего народа, специфической ресурсной базе, которая присуща только данной местности. Поэтому, традиционные основы японской модели наиболее подходят для российской экономики. Но наибольших показателей в социально-экономическом развитии достигла Швеция, благодаря программам социал-демократической партии.

Шведская модель менеджмента специалисты называют моделью «государства благосостояния». Она проявляется как комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Введение этапов социальных программ стало возможным только благодаря постоянному экономическому росту и продуманной политике страны. [2]


Стабильность Швеции является результатом взвешенной политики правительства страны - полный военный нейтралитет. Страна не участвует в военных действиях других стран, не входит в международные военные блоки, что обусловило стабильность, последовательность и целеустремленность в реализации социально-экономической политики, возможность постоянного наращивания экономического потенциала.

Суть модели «государства благосостояния» можно выразить качественными особенностями социально-экономического развития:

  1. сочетание частной собственности на средства производства с широкой социализацией сфер потребления и распределения товаров и услуг;
  2. эффективно действующая государственная система обеспечения высокой занятости и надежность социальных гарантий;
  3. система демократических методов, позволяет каждому человеку влиять на решение всех вопросов, касающихся его жизни, создает своеобразный психологический климат в стране, ощущение причастности работника с целями организации [3].

Экономика Швеции определяется смешанным характером, которая сочетает рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и общественного потребления. Главной особенностью шведского менеджмента по сравнению с другими моделями является то, что ее правительство и профсоюзы активно влияют на отношения между государством и капиталом, на уровень оплаты труда и занятости [23].

В шведской политике выделяются два доминирующие факторы: полная занятость и выравнивание доходов, определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Эффективное функционирование местных органов самоуправления определяет демократические принципы экономического и социального развития производственных объектов, чего в России практически нет. В национальном производственном секторе жестко действуют определенные законы относительно трудовой дисциплины, определение уровня заработной платы и т.д., и эти постановления не зависят от участия общин и профсоюзов.

Таким образом, для развития российского менеджмента желательно позаимствовать из шведской модели механизм взаимодействия государственного и рыночного секторов экономики с установленным уровнем налога.


При практическом отсутствии власти профсоюзов в России, трудоспособное население становится беззащитным и бесправным, что ведет к сложной производственной и политической ситуации. Главными тезисами при формировании российской модели менеджмента должны стать следующие:

  1. с целью установления естественной рыночного равновесия государство не должно вмешиваться в свободное ценообразование - государственные органы должны следить за выполнением антимонопольного законодательства;
  2. государство не должно диктовать предпринимателям, что и как производить, но обязательства «связана защищать внутренних производителей от иностранных конкурентов [29].

Поэтому наиболее эффективно модель менеджмента может быть только в демократическом государстве с либеральным рыночным обществом.

Для формирования российской модели менеджмента свобода является привлекательной, особенно вопросы свободы и правом работать на свою семью и на себя. Поднимая уровень благосостояния своей семьи путем законной производственной или любой другой деятельности, гражданин должен платить налоги, пополняют государственный бюджет. Таким образом, чем лучше условия жизни и работы людей и высшие их доходы, тем лучше их и финансовое положение страны - основное правило модели российского менеджмента. Но это правило будет «работать» только при условии политической стабильности и справедливого распределения бюджетных средств и доходов.

2. Специфика развития российского менеджмента

2.1. Современные перспективы развития менеджмента в России

Менеджмент - это наука, которая опирается на объективные законы и закономерности, четкие правила и технологии. С другой стороны, менеджмент имеет дело с человеческими сообществами, которые существенно отличаются друг от друга привычками, традициями, жизненными ценностями, институтами, уровнем образования, общественной моралью и тому подобное. С помощью менеджмента человеческое общество из хаотического превращается в высокоорганизованное и эффективно. Поэтому при переходе от теории менеджмента к практике необходимо применять такие модели, которые соответствуют местным условиям [8].


Множество экономических и социальных проблем стали для РФ очень острыми из-за нехватки высокопрофессиональных и одновременно патриотических настроенных кадров. Российскому менеджменту будет трудно сделать существенный шаг вперед. Для этого нам необходимо овладеть современными методами менеджмента, воспринять ценности правила и этические нормы, действующие в цивилизованном мире, сохраняя и используя при этом национальные моральные достояние, полученные через религию и историческую культуру.

Новые условия хозяйствования требуют новых подходов к управлению, поэтому имеет особое значение обзор существенных изменений, которые происходят в сфере управления, поскольку идет изменение социально-экономической системы. Возникает необходимость решительно ломать стереотипы мышления, которые сложились в течение длительного времени [2].

Первой из проблем российского менеджмента является самовлюбленность, то есть большинство руководителей уверены, что только они знают, как поступать правильно, и совершенно не согласны с чужим мнением.

Следующей значительной проблемой является то, что российский бизнес, и не только российский, сосредоточен на заработке денег. Для современного русского бизнеса характерна зацикленность на деньгах, недостаточная духовность и творчество. Это обусловлено экономической ситуацией в нашей стране. Вместе с тем, уже есть бизнесмены, для которых «нести в мир прекрасное» - не пустые слова. Они стремятся улучшить этот мир в рамках своих возможностей. Справедливости ради стоит отметить, что им работать в нашей стране не проще, однако внутренние ощущения, с которым они работают, совсем другие. И, очень хорошо, что такие бизнесмены в нашей стране есть [14].

Третьей проблемой отечественного бизнеса является то, что никто или почти никто на самом деле не думает о потребителях. Дело в том, что наша страна еще не доросла до максимальной ориентации на клиента. У нас основная задача на данном этапе развития - выжить любой ценой. Необходимо помнить, что выжить можно только благодаря клиентам, поскольку, в конечном счете, бизнес существует для клиентов, а не для руководства. Основой бизнеса должна стать клиентоориентированность, а не обогащение компании. Если придерживаться этого правила, то и обогащения станет само собой разумеющимся, ведь когда думаешь о клиентах, есть шанс заработать деньги [6].

Четвертая проблема - жадность и конкуренция. Мы можем наблюдать, как в целых отраслях бизнеса возникают сложности из-за того, что люди уничтожают друг друга и не умеют сотрудничать. Особенно, если отрасль высоко конкурентная. Понятие конкуренции само по себе жесткое и предусматривает выигрыш за счет проигрыша другой, но в конкуренции также возможен вариант «выиграю я - выигрывает другой».