Файл: История развития менеджмента (История развития менеджмента в мире).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость исследования эволюции развития и становления менеджмента как особого вида человеческой деятельности вызвано революционными преобразованиями в сфере управления, а также поиском новых подходов к менеджменту организациями в условиях развития рыночных отношений и нестабильной внешней среды.

Управление является целенаправленным действием на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными сетями, автомобилем, конвейером, самолетом, людьми и тому подобное. Менеджмент является разновидностью управления и означает управление людьми .

Менеджмент - это целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижения поставленных целей.

Хронологические рамки данного исследования обусловлены его тематической направленности и в основном охватывают весь период становления менеджмента от древнейших времен до современности.

На сегодня в мире существует более пятидесяти определений понятия «менеджмент» В его основе лежит английский глагол «to manage» - управлять, которое происходит от латинского «manus» - рука.

Так, фундаментальный Оксфордский словарь английского языка, впервые изданный еще в 1933 году дает следующие разъяснения:

  1. Менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками)
  2. Менеджмент - это власть и искусство управления;
  3. Менеджмент - это умение и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата (служб работников);
  4. Менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения.

Объектом исследования является особенности история развития менеджмента.

Предмет исследования - развитие и этапы становления менеджмента в Российской Федерации и мире.

Менеджмент как научная система организации производства является одним из важнейших условий эффективной и прибыльной деятельности предприятий. Он получил всеобщее признание во всем мире. Поэтому современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение. Переход экономики РФ на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного звена - предприятия.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе анализа абсолютно разноплановых источников рассматривается эволюция менеджмента.

Цель курсовой работы – охарактеризовать историю развития менеджмента.


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть первоисточники и эволюция менеджмента;
  • Охарактеризовать историю развития менеджмента в разных странах и новый опыт для России;
  • Проанализировать специфику развития российского менеджмента.

При написании данной работы была использована литература следующих авторов: Орлов А.И., Русинова Ф.М., Егорова Е., Качалов И., Долгопятова Т., Пивоваров С.Э., Максимцев И.Л., Кравченко А. И., Платонов О.А., Семенов А.К., Набоков В.И.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. История развития менеджмента в мире

1.1. Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения и становления

Научная теория менеджмента сформировалась в начале ХХ века, хотя деятельность по управлению людьми в процессе производства имеет давнюю историю. Так, в эпоху рабовладельческого общества управленческие функции выполняли рабовладельцы, предприниматели (владельцы мастерских, отелей), состоятельные торговцы, землевладельцы, а также первые профессиональные менеджеры - управляющие и надсмотрщики рабовладельческих поместий, рудников и др. Тогда не было крупных предпринимательских организаций, нуждающихся построения организационных структур управления, следовательно, использовались только методы собственного принуждения к труду [11].

Во времена средневековья банкиры, купцы, зажиточные ремесленники - владельцы крупных мастерских - также выполняли управленческие функции и были в определенной степени менеджерами. При этом, в отличие от условий в эпоху рабовладения, они руководили лично свободными людьми и поэтому были вынуждены использовать с прямым принуждением экономическую мотивацию работников [1, 9].

В XII-XIII вв. в Европе начали формироваться крупные банковские и торговые дома, было много отделов в разных городах и странах. Так, Ганза - союз северо-немецкого купечества - кроме Германии имела отделения в Скандинавии и на Руси. В связи с развитием крупных предпринимательских организаций начали зарождаться организационные структуры, например: «правления торговой союза» - «региональное управление» - «торговое предприятие». Вместе с тем, крупных предпринимательских организаций было еще очень мало, а влияние предпринимателей-менеджеров - незначительным, и поэтому не было общественной потребности в создании теории менеджмента.


Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили генералы и офицеры, разделением армии на дивизии, что обеспечивало успех боевых действий. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились дороги, устанавливались связи.

В Китае использовались термины и понятия, касающиеся управления: организация, функции, кооперация, специализация, контроль. Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 год до н. э.), Который выдал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Именно поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной [2].

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная. Она предусматривала сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и состоялась во времена правления Навуходоносора (605 - 562 год до н. э.) [7].

Четвертая управленческая революция произошла в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII - XVIII вв.).

Во время промышленной революции были сделаны первые попытки перевести идеи управления на бумагу с целью выработать его обобщающие принципы, в результате чего были заложены необходимые условия теории менеджмента [19].

Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX в.) известна под названием бюрократической; ее теоретической платформой стала концепция «рациональной бюрократии» известного социолога, экономиста Макса Вебера. Основные ее результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров [9].

Шестая управленческая революция (с середины XX века до нашего времени) получила название «тихой управленческой революции», или новой управленческой парадигмы. Новая система взглядов на управление получила такое название из-за того, что основные ее положения могут применяться без разрушения структур, систем и методов менеджмента, дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям, на основе гибких и компромиссных решений [5].


Таким образом, как самостоятельная теоретическая дисциплина наука управления возникла на рубеже XIX - XX вв. В этот период впервые был поставлен вопрос о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований в сфере управления, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Менеджмент в той или иной форме всегда существовал там, где люди работали группами. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно.

Людей интересовало, как, используя организации, зарабатывать больше денег, получить большую политическую власть, а вовсе не то, как управлять ими. В современных условиях нестабильной внешней среды, преодолевая последствия мирового экономического и финансового кризиса необходимо активно и творчески использовать лучшие отечественные и зарубежные научные достижения в области менеджмента организациями.

1.2. История развития менеджмента в разных странах и новый опыт для России

Менеджмент все более уверенно входит в производственную и общественную жизнь стран мира. С одной стороны - это наука, которая опирается на объективные законы и закономерности, четкие правила и технологии, помогает людям разобраться в реалиях производственного процесса. С другой, менеджмент определяет правила поведения человеческих организаций, которые существенно отличаются друг от друга привычками, традициями, жизненными ценностями, институтами, уровнем образования, общественной моралью и тому подобное. Поэтому, при переходе от теории менеджмента к практике, необходимо применять такие модели, которые соответствуют местным условиям, национальным обычаям и укладам [10].

Российский менеджмент должен стать тем колесом, запустит национальную экономику в движение. Для этого необходимо разработать определенный алгоритм достижения данной цели: принять ценности, правила и этнические нормы, являются приемлемыми в цивилизованном обществе, внедрить мировые методы социально-экономического развития, при этом сохраняя и используя национальные моральные достояние, полученные через религию, историческую культуру, а также освоения современных методов менеджмента. Именно этот путь позволит экономике к активному и продуктивного развития. С целью определения дальнейших шагов социально-экономического развития, необходимым этапом является анализ результатов внедрения моделей управления в мировую производственную инфраструктуру. Явление модели можно определить как упрощенное представление реальной производственной ситуации и анализ всех процессов, протекающих в ее структурных подразделениях. [1]


Считаем, что модель можно рассматривать как образец какого-либо явления или механизма действия разного рода процессов. Привлечение моделирования ситуаций, разработаны в мировой практике, позволит подойти к формированию российской модели менеджмента теоретически подготовленными.

Важным моментом для России является оценка и анализ процессов, происходящих в сфере управления, поскольку продолжаются значительные перемены в социально-экономической системе страны. Новые условия хозяйствования требуют новых подходов к управлению экономическим сектором. Отсюда возникает необходимость слома тех стереотипов мышления, которые сложились в течение длительного времени, а также проведение исследования отношения населения к труду [17].

С целью построения модели российского менеджмента, необходимо найти ответы на основные вопросы, стоящие сегодня перед национальной экономикой страны:

  1. с помощью которого исследования и анализа разработать этапность поиска источников конкурентных преимуществ национальной экономики;
  2. по какой методике провести углубленный анализ и дать оценку культурного фонда России, с рациональным использованием его возможностей, с учетом национальных ограничений при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию национальной экономики;
  3. как проводить процесс формирования и развития мультинационального коллектива организаций, ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и кросс-национальных эффектов от их взаимодействия в стране;
  4. как решить социально-психологические проблемы самого человека, его развития, профессионализма и компетентности;
  5. как положительно повлиять на развитие и эффективное использование различных возможностей бизнес-сервиса, и прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций [1].

Ответы на эти вопросы требуют всестороннего изучения образа жизни россиян, а также их роли в истории за последние десятилетия.

Российская ментальность и «психологическое неприятие» работающими высшего звена управления как руководителей производственным процессом, привело к низкой самооценке своих собственных возможностей. Причиной такого состояния является власть, на протяжении многих лет расставляла приоритеты по следующей схеме: первое место предоставлялось потокам ресурсов - финансовым материально техническим и топливно-энергетическим, второе место - процессам (технологическим, учебно-воспитательным), третье - машинам, оборудованию. В последнюю очередь - четвертое место отдавалось работникам. Советская общественная (в первую очередь, экономическое) образование обосновывала социалистический способ производства, так и не исследовав природу труда как главного фактора богатства [14].