Файл: История развития менеджмента (История развития менеджмента в мире).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития менеджмента в мире
1.1. Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения и становления
1.2. История развития менеджмента в разных странах и новый опыт для России
2. Специфика развития российского менеджмента
2.1. Современные перспективы развития менеджмента в России
2.2. Аспекты исторического развития менеджмента в России
Следующая проблема - это нарциссизм или сосредоточенность на собственном величии. Многие бизнесмены думают буквально так: «мой бизнес - это я». Такие бизнесмены не будут думать о людях, которые развивают его бизнес. Для них характерна позиция: если в компании случаются неудачи - должны сотрудники, но если произошел успех, то он стал возможен благодаря личным усилиям руководителя. Эта проблема свидетельствует о неумении разделять успех со своими сотрудниками.
Шестая большая проблема менеджмента - это сосредоточенность на цифрах, что называется «ничего личного». Через зацикленность на цифрах и цифровых показателях мы постоянно сталкиваемся с проблемой в отношениях, из-за чего нередко могут возникнуть конфликты.
И последнее по порядку, но одно из важнейших - нежелание что-либо менять, склонность сохранять стабильность, стремление охранять свой status quo, свою позицию, должность и наработки, гордиться прошлыми заслугами и достижениями и продолжать делать все, как раньше, сохранять незыблемость процессов в компании, которые однажды привели к успеху. Такой подход буквально означает самоубийство. Безусловно, гордиться прошлыми достижениями или прошлыми стратегиями можно, но они работают не всегда [7].
По своей значимости и масштабам проблема изменений, по моему мнению, самая важная проблема отечественных бизнесменов. Она свидетельствует о необходимости сохранить устоявшееся, наработанное и опираться в своем развитии на достижения, которые были достигнуты когда-то давно [12].
2.2. Аспекты исторического развития менеджмента в России
Экономический аспект влияет на экономическое развитие региона, государства через создание рабочих мест, повышение профессионального уровня трудоспособного населения, повышение образовательного уровня молодежи и тому подобное.
Социокультурный аспект изменений заключается в воздействии изменений на законы социальной жизни людей, экономическую, политическую, правовую, образовательную, моральную и другую культуру.
Этический аспект ставит вопрос норм поведения, совокупности моральных правил определенной общественной группы, взаимоотношений с природой, этических ценностей человека, целесообразности научных экспериментов.
В технологическом аспекте изменения дают толчок развитию технологии, создают перспективы технологического прогресса [4].
Таким образом, изменения создают конкурентные преимущества на предприятии.
В случае, когда менеджер хочет изменить сотрудников необходимо начинать с себя. Ужесточение штрафов для сотрудников, различные системы мотивации, ни «кнут», ни «пряник» не дадут результатов.
Российским предприятиям присуща слабость организационной культуры. Здесь возникает необходимость в формировании эффективной организационной культуры с четкой системой «корпоративных ценностей» и выраженным «корпоративным духом» [11].
Д. А. Марцинковский выделяет определенные отрицательные стороны менеджмента в РФ, а именно: высокая потребность в менеджерах; пренебрежение долгосрочным планированием управления; неумение импортировать новые технологические приемы; брак «клемм» для подключения интеллектуального потенциала; недостаточно высокий профессиональный уровень директоров предприятий; низкая корпоративная культура [5].
Так же приводит основные недостатки, присущие организационным структурам отечественных предприятий:
- непомерная централизация управления, нежелание делегировать полномочия, переводить работников аппарата управления ближе к производству;
- слабая дифференцированность, как отражение административно-командных методов управления;
- чрезмерная численность и малая эффективность штабного аппарата;
- отсутствие внимания к анализу рынка;
- недостаточная связь отделов сбыта и технического развития;
- отсутствие четкого распределения функций и полномочий между подразделениями организационной структуры;
- низкая эффективность технико-экономического планирования;
- слабая мотивация работников [6].
Важной проблемой становления практики менеджмента в РФ является формирование современной культуры организации. Большое значение он придает стратегии и тактике развития организации, неотъемлемые от процесса формирования ее культуры. Стратегия развития организации должна включать, как правило, следующие основные направления изменений:
- улучшение межличностных отношений;
- переоценка ценностей организации и ее членов;
- улучшение управления коллективом, то есть целенаправленное использование профессиональных способностей рабочих групп;
- уменьшение напряженности между рабочими группами и внутри них;
- разработка систем, основанных на принципах органистичности, а не механистичности построения организации;
- разработка более совершенных методов для урегулирования споров и конфликтов.
Таким образом, развитие организации означает мобилизацию всех ее членов на обеспечение эффективного функционирования [7].
Предприятие - это, прежде всего, социальная система, эффективность работы которой зависит от работников. Задача руководства заключается в умении максимально использовать этот потенциал. Решающее значение здесь имеют такие факторы, как лидерство, мотивация поведения, культура, нравственность, доброжелательность, отношения в коллективе. Длительное господство тоталитарной системы привело к тому, что в обществе снизился моральный уровень активной части населения. В трудовых отношениях глубоко укоренились такие черты, как безответственность, несамостоятельность, неуважение к труду других людей, инертность и безынициативность, желание удовлетворить только свои интересы и игнорировать чужие, пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью и окружающей среды, нежелание ценить рабочее время, игнорирование инструкций, стандартов, правил, законов и др.
Концепция эффективной деятельности российского бизнеса должна базироваться на определенных факторах [9]:
- отказ от старых принципов иерархических отношений господства и подчинения и переход к партнерству, к принципу «спортивной команды» и более тесного взаимодействия;
- самостоятельный и инновационный характер деятельности, креационизм, или, точнее, непрерывный творческий подход ко всем вопросам;
- стремление не к максимальной, а к социально обоснованной прибыли;
- гибкий, быстрый и свободный переход от одной роли к другой в соответствии с новыми требованиями насыщенного рынка;
- синтез и внедрение на практике свободы, равенства и справедливости;
- экспериментирования - проверка различных подходов для нахождения способности и понимание, как трансформировать возможности в успешную реальность и тому подобное.
В связи со становлением рыночной экономики рекомендуется при реформировании обеспечивать: усиление функций, связанных с маркетингом; повышение роли стратегического планирования; внедрение прогрессивных принципов управления по целям; уменьшение количества управленческих звеньев с целью создания предпосылок для автоматизации управления производством; создание эффективно действующих «послепроизводственных» подразделений, включая службы информации об удовлетворении потребностей заказчика выдвижение управления качеством в ранг одной из основных сфер деятельности руководства высшего звена управления и т. п. [11].
Формирование действенной модели менеджмента невозможно без реализации стратегии развития персонала. Речь идет о старательный подбор кадров, высокий и однородный уровень их квалификации, высокой нравственности. Развитие персонала должен связать профессионально-квалификационную модель рабочих мест с моделью личных и деловых качеств человека, постепенно формировать сознательную активную ответственную личность, возродить настоящий демократизм в отношениях между исполнителями и руководителями.
Также формирования действенной модели менеджмента должно учитывать множество факторов, основным из которых являются: ментальность общества; общенациональная культура; субкультура региона; политическая и экономическая ситуация; религиозную среду; вид, размер и стадия развития бизнеса; форма организации и функционирования бизнеса; уровень технологий и наукоемкость бизнеса; работа на внешних рынках и интернационализация бизнеса [11].
Современное хозяйственное управление характеризует многовариантность возможных решений, гибкость и неординарность хозяйственных ситуаций, и неповторимость способов действия в конкретной ситуации. Менеджмент нас учит, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха в условиях конкретного предприятия. Руководитель-менеджер становится центральной фигурой управления, разрабатывает варианты хозяйственных решений, берет на себя ответственность за разработку и внедрение управленческих команд.
Организационная культура предприятий отечественного бизнеса является несовершенной. Это негативно влияет на их конкурентоспособность и требует совершенствования.
Мероприятия по совершенствованию организационной культуры предприятий российского бизнеса связаны с гуманизацией труда, социализацией, демократизацией и этизации управления, созданием рациональной системы трудовых отношений, наладкой благоприятного социально-психологического климата в коллективе, обеспечением гласности в управлении [12].
3. Менеджмент в современных условиях
Утверждение менеджмента как системы ведения бизнеса в РФ находится на этапе становления. Главными тенденциями, касающиеся менеджмента в РФ, является рост его влияние менеджмента на все сферы человеческой деятельности, сознание, поведение и все более чувствительное реагирования менеджмента как системы на все существенные изменения в обществе. В условиях развития рыночной экономики компаниям все труднее удерживать конкурентное преимущество [20].
Ключом к успешному стратегическому управлению является фокусировки и дифференциация. Выросла значимость долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями, способность быстро реагировать на требования рынка, использовать возможности дизайна и стиля, предоставлять большую полезность товара в создании стоимости. Менеджмент всегда должен пониматься как комплекс профессиональных методов управления уровнем, планированием и характером спроса [19, с. 17].
Конкурентных преимуществ в наше время уже нельзя достичь за счет улучшения качества товара и обслуживания, придания большей потребительской ценности товарам. Эффективной дифференциацией товара становятся дизайн, скорость обслуживания, соответствие требованиям потребителя или на осведомленность (awareness), приемлемость (acceptability), доступность (affordability), легкость приобретения (accessibility).
Изменился вид менеджмента под влиянием глобализации экономики и новых технологий: Интернет открыл возможность конкурировать на любом рынке; потребители становятся более требовательными; процессы глобализации, гиперконкуренции влияют на цены. Задачей менеджмента в этих условиях является поддержание цен и прибыльности предложения не только на рынке, но и во всемирной сети Интернет.
Известный исследователь менеджмента Ф. Котлер, считает: «... неизменных лидеров не бывает. Бизнес - это гонка без финишной прямой. Рыночные стратегии устаревают очень быстро, поскольку рынки и технологии меняются быстрее, чем когда бы то ни. Любая успешная рыночная стратегия будет скопирована. Можно говорить о «конвергенции стратегии», что приводит к ее упадку. Компания - общепризнанный лидер может внезапно разориться из-за разрушительных технологии, новые альянсы конкурентов, изменения потребностей и предпочтений покупателей или новых регулирующих актов правительства» [8].
Обобщение результатов наблюдений работы отечественных предприятий, научной литературы и точек зрения ученых дает основания для вывода об основных направлениях изменений в менеджменте XXI века, а именно: трансформация активов менеджмента, развитие социальных качеств менеджмента, интеграция процессов, инструментов и технологий менеджмента, работа в киберпространстве [7].
Метаринок содержит информацию о реальных рынки, товары, производителей и продавцов. Например, сайт theknot.com - метаринок для сегмента рынка «готовимся к свадьбе», Edmunds.com - онлайновый метаринок для тех, кто желает купить автомобиль. Гиганты розничной торговли (Target, , Metro и др.), работающих и в киберпространстве, контролируют большую часть розничного рынка, предлагая собственные бренды и ценовую политику, нередко снижая доходность производителей. Переход многих рынков в положение гиперконкурентного среды меняет возможности конкурировать вообще, так как, по гиперконкурентному рынке достаточно проблематично удержать какие-либо конкурентные преимущества, кроме скорости реализации инновационных решений. В этих условиях товар и его доходность анализируются и оцениваются с позиций предельности дифференциации и восприимчивости рынком, рациональности расходов в цепочке создания стоимости, возможной стратегии роста в общей модели экономического развития (мировой, изнутри страны, региональной, отраслевой) [12].